Идея, устроить гоночные заезды на скорость в стиле Бонневильских гонок в США, в России долгое время оставалась только мечтой.
Как известно, в Америке гонки проходят на дне огромного высохшего соляного озера. Однако в России тоже есть огромный водоём, который отлично замерзает. Он может послужить настоящим ледовым треком для скоростных заездов.
Да, да! Речь идет о Байкале, где, начиная с 2019 года, ежегодно проходят ледовые заезды на соревнованиях «Байкальская миля».
Расстояние измеряют глубиной
В отличие от американской мили (1 600 км), дистанция заезда была приравнена к глубине Байкала – 1 642 метра. Именно такая дистанция была отведена для участка трассы, где проходят замеры скорости. А продолжение «Мили» – отрезок в три километра для тормозного пути.
Название гонки и само понятие «Байкальская миля» появилось, благодаря организаторам соревнований – Сергею Мальцеву, владелецу ателье Fine Custom Mechanics, и мотопутешественнику Дмитрию Хитрову.
Первые соревнования состоялись в марте 2019 года на восточном берегу озера Байкал. Из-за суровых природных условий мероприятие является уникальным в истории авто- и мотоспорта. Главная задача – установить рекорды скорости на всех возможных видах техники на льду самого глубокого озера на планете.
Кто стартует на «Байкальской миле»
«Байкальская миля» объединяет всех любителей скорости и новаторских технических решений, путешественников и энтузиастов. На старт могут приехать как известные автомотоспортмены, так и «гаражные Кулибины», собирающие свои аппараты, как говориться, на коленке.
Помимо традиционных категорий (мотоциклы, автомобили или багги), на соревнованиях могут принимать участие вертолеты, аэролодки, унимото (одноколесная мототехника) или даже гусеничный транспорт. Организаторы специально расширяют регламент, чтобы каждый самодельщик мог показать свое чудо техники.
В соревнованиях принимают участие и российские автопроизводители, проверяя серийные автомобили в максимально экстремальных условиях. Наряду со спортивными автомобилями, однажды в гонках участвовал даже стандартный фургон «Соболь NN» с небольшим «тюнингом» – были установлены специальные шипованные колеса. В остальном – стандартная комплектация.
«Байкальская миля» – это в первую очередь соревнование инженерной мысли, открывающее дорогу любым изобретениям вне зависимости от количества колёс, двигателя или движителя. В гонке участвовал не только лыжник, который установил рекорд скорости 197 километров в час, но и необычный автомобиль с реактивным двигателем. Этот самодельный автомобиль развил скорость до 283,766 километра в час, что стало новым рекордом.
Отметим, что скорость заездов измеряется посредством электронной телеметрии с точностью до тысячных долей.
Особо интересные участники «Байкальской мили»
За 5 лет соревнований на ледовую трассу выезжало множество самодельных или сильно тюнингованных аппаратов. Одно только перечисление займет много букв, остановимся на самых ярких гоночных болидах.
100Як – самый лютый гоночный аппарат! Собран полностью с «нуля». Рама из прямоугольных профилей, с подвеской на двойных поперечных рычагах. Двигатель установлен турбореактивный АИ-25ТЛ от военного учебного самолета Л39 Альбатрос, выдающий тягу 1700 кгс. По словам главного конструктора, выпускника МАИ, болид едет сильно за 300 км/ч. Если же найдутся спонсоры для изготовления головного обтекателя, скорость станет значительно выше.
Интересна решена тормозная система. Если передние тормоза – дисковые гоночные с четырьмя поршнями, то задние – это настоящий тормозной парашют.
Вертолет Ми-8/17/171А2 «проходил» дистанцию на минимально допустимой высоте в 20 метров – лучшая скорость составила 268,81 км/ч.
Гусеничный «Bentley Ультратанк», созданный на основе купе Bentley Continental GT с использованием самодельного гусеничного шасси, показал скорость на дистанции в одну «Байкальскую милю» в 125,7 км/ч.
Веломобиль-стримлайнер (кузов имеет максимально низкое аэродинамическое сопротивление) на педальном ходу финишировал на скорости 51,5 км/ч.
«Алиса» и «Гиперион» – два рамных внедорожника, построенных на базе советских автомобилей ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-М1. Рекорд «Алисы» составил 189,4 км/ч, «Гиперион» показал уже 173,4 км/ч.
«Байкальская миля» в 2025 году
Очередной старт легендарной гонки запланирован уже на март 2025 года. Как правило, спортсмены и любители быстрых скоростей начинают готовиться к заездам уже за год. Но и обычным зрителям на соревнованиях скучно не бывает. Будет возможность, приезжайте на «Байкальскую милю» – сегодня зритель, завтра – участник!
Первые автомобили и каршеринг Екатеринбурга
Водородные автомобили. Есть ли перспективы?
ДВС после 2035 года. Запретят или нет