Найти в Дзене

Первые автомобили и каршеринг Екатеринбурга

Оглавление

Когда в Европе уже работали автозаводы, российские предприниматели считали бесперспективной новую отрасль промышленности.

На тот момент в России перевозки на большие расстояния осуществляли паровозами, а локальное передвижение, конечно, было на конной тяге. Поэтому предпринимателей можно было понять – лучше вкладывать деньги в проверенный “лошадиный” бизнес, чем рисковать капиталом, выпуская “самобеглые повозки”.

“Игрушки” для взрослых

Первые автомобилисты Екатеринбурга
Первые автомобилисты Екатеринбурга

В конце XIX и в начале XX веков для владельцев «фабрик-заводов и пароходов» развлечений было немного. Кто-то посещал театры, кто-то любил кабаки с цыганами, а кто-то привозил “из Европ” разные диковины.

Екатеринбургу сильно повезло, что на рубеже веков здесь жили и работали талантливые купцы и предприниматели, часть которых с энтузиазмом стала привозить из европейских стран “самобеглые коляски” – автомобили.

В то время иметь в наличие автомобиль – это было не просто «дорого-богато», это было сильно дорого! Если для содержания лошадей и экипажей для работы или официальных встреч структура была налажена, то для автомобиля даже найти подходящее топливо (не говоря о запчастях) было большой проблемой. Так и получилось, что первые автомобили Екатеринбурга – были дорогими игрушками, которые годились только для эпичных прогулок. А для будничных передвижений использовали свой конный парк.

Первый «каршеринг» Екатеринбурга

Таким был Clement-Gladiator. Таким и остался
Таким был Clement-Gladiator. Таким и остался

Первый “автосалон” в Екатеринбурге появился в 1901 году, когда в городе открылось представительство французской автомобильной фирмы “Clement-Gladiator”.

Уже весной 1903 года в Екатеринбурге появился первый четырехместный французский автомобиль с двигателем 8 л.с. Peugeot и первая мотоциклетка (2 л.с.) – немецкий Wanderer. Имя покупателя не сохранилось, однако большинство историков склоняются к тому, что эту покупку сделал Рихард Штроль.

Дело в том, что обрусевший немец Рихард Штроль был одним из знаменитых купцов Екатеринбурга – ему принадлежало несколько магазинов, где горожане могли купить почти все. Грубо говоря, у человека была сеть «супермаркетов» дореволюционного Екатеринбурга.

И вот, наряду продажами ширпотреба, Рихард Штроль организовал в Екатеринбурге представительство французской компании Peugeot и немецкого производителя автомототехники Wanderer.

Гараж Рихарда Штроля, ремонтный сервис и первый каршеринг Екатеринбурга
Гараж Рихарда Штроля, ремонтный сервис и первый каршеринг Екатеринбурга

Здесь можно не только купить автотехнику, но и взять ее в прокат! Причем в прокат можно было взять как с личным водителем (его специально привезли из Москвы), так и без водителя. Фактически это был первый “каршерниг” в России!

Открыв продажи и прокат автомототранспорта, Рихард Штроль сам участвовал в автомотопробегах, где принимали участие другие автомобилисты Екатеринбурга.

Автомобилизация Екатеринбурга

До 1907 года большинство горожан передвигались только на гужевом транспорте, а наиболее смелые любители новинок – на велосипедах и мотоциклетах.

Автомобиль немецкой фирмы N.A.G
Автомобиль немецкой фирмы N.A.G

В 1907 году уральский предприниматель Николай Злоказов купил в Санкт-Петербурге автомобиль немецкой фирмы N.A.G. (Neue Automobil Gesellscnaft – “Новая Автомобильная Компания”). Четырехместный N.A.G. имел двигатель в 6 л.с. и двухскоростную коробку передач. Максимальная скорость составляла 35 км/ч (компанией было выпущено всего 40 автомобилей).

До 1909 года в Екатеринбурге было всего 9 автомобилистов, в том числе и два мотоциклиста.

Зарождение автоспорта в Екатеринбурге

В 1908 году через Екатеринбург проходил маршрут международного авторалли «Пекин – Париж». Пять экипажей-участников гонки ненадолго останавливались в Екатеринбурге.

Автомобиль для владельцев "фабрик-заводов и больших пароходов"
Автомобиль для владельцев "фабрик-заводов и больших пароходов"

Уже в мае 1909 года городской купец Степан Логинов, настоящий фанат технических новинок (а также владелец спичечного производства, которое сегодня мы называем «Туринская спичечная фабрики») организовал и принял участие в автопробеге на своем автомобиле “Олдейз”. Учитывая грунтовые дороги того времени, маршрут был непростой – «Екатеринбург – Камышлов – Ирбит – Тюмень – Екатеринбург».

Более сложный пробег Степан Логинов организовал в 1912 году, когда участникам пришлось ехать по маршруту «Екатеринбург – Кунгур – Пермь». Здесь пришлось преодолевать Уральских хребет, что даже и по нынешним временам – занятие долгое, а зимой и опасное.

Летучий отряд Красной гвардии из рабочих заводов Злоказовых. Екатеринбург. 1917 год.
Летучий отряд Красной гвардии из рабочих заводов Злоказовых. Екатеринбург. 1917 год.

Во время событий 1917 года в Екатеринбурге и области частные автомобили стали “революционными” – их просто отобрали на нужды новой власти. Так и закончилась первая эпоха частных автомобилей на Урале.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДОРОЖНЫХ ЗНАКАХ: ТАКОГО ВЫ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛИ

«ИСТОРИЯ НА КОЛЕСАХ». Самые интересные музеи автомобилей России

Почему китайские двигатели — действительно надежны

-7