Светлана Васильевна сидела на кухне, глядя в окно на падающие листья. Осень как будто кокетничала: то умывала все вокруг проливным дождем, то сыпала золотом с медью под ноги прохожим.
— Осень жизни, — подумала горько улыбнувшись. — Кто бы мог подумать, что золотая пора обернется такой горечью?
— Игорь, ты не видел мои очки? - крикнула в сторону гостиной.
— Полчаса назад были на твоей голове, Света, — донесся хриплый голос мужа.
Светлана Васильевна рассмеялась.
— Как всегда. Старею, видимо.
— Мы не стареем, а как хорошее вино — выдерживаемся, — ответил Игорь Викторович, появляясь в дверном проеме. Умел он все перевести в шутку. Даже годы не в силах стереть привычку мужа шутить.
— Ага, только вот наши дети, похоже, предпочитают молодое вино, — вздохнула Светлана Васильевна. — Не дождаться к нам и не поговорить с ними. Вечно заняты. Что за жизнь такая. Как будто время у них бежит быстрее и ничего не успевают.
Игорь Викторович присел рядом с женой.
— Знаешь, Света, я тут подумал... А не устроить ли нам второй медовый месяц?
Светлана Васильевна изумленно уставилась на мужа.
— Ты с ума сошел? Какой медовый месяц в нашем возрасте? Пять лет, чай уже на пенсии. Сорок лет назад надо было устраивать. Так мы с тобой все копили деньги. Планы строили. Некогда было.
— А почему бы и нет? — не унимался Игорь Викторович. — Дети выросли, внуки тоже не маленькие. Может, пора и о себе подумать? Мы еще с тобой ого-го! — по-молодецки притопнул ногой Игорь Викторович.
Светлана Васильевна подумала: «Уж не в пляс ли собрался пуститься. Вчера мазью спину натирала и колени, а сегодня как молодой жеребец притопывает».
— И куда же ты предлагаешь отправиться? На дачу картошку копать? — усмехнулась Светлана Васильевна.
— А хоть бы и на дачу. Главное — вдвоем. Без этой вечной суеты и заботы о других. Помнишь, как мы познакомились? — присел рядом и бережно обнял за плечи. От этого повеяло теплом и уютом.
Светлана Васильевна улыбнулась вспоминая.
— Еще бы. Ты свалился с дерева прямо мне под ноги.
— Вот-вот. А теперь я предлагаю нам обоим свалиться. С этого чертового дерева родительского долга.
— Игорь, ты что несешь? — Светлана Васильевна с тревогой посмотрела на мужа.
— А то и несу. Хватит, Света. Мы всю жизнь положили на алтарь семьи. А что получили взамен? Редкие визиты и постоянное чувство вины? Не додали что-то, недолюбили, — в сердцах воскликнул Игорь Викторович.
— Но как же... Они же наши дети, — неуверенно произнесла Светлана Васильевна. — Да и все так живут. Ради детей.
— Вот именно. Наши дети. А мы — их родители. Не стоит про нас забывать. Мы же не забывали в свое время о них. И пора бы им это понять, — Игорь Викторович решительно встал.
— У них уже у самих взрослые дети, а мы продолжаем все нянчиться с ними. Только раньше было двое сыновей, а теперь невестки добавились и четверо внуков. А мы с тобой по-прежнему от себя пытаемся кусок оторвать и им на тарелочке преподнести.
Только вот угодить не получается. Выросли. Теперь манной кашкой не угодишь, — разошелся не на шутку Игорь Викторович. — Им блюда заморские подавай. На море каждый год ездят, а младшенький в этом году с семьей дважды успел побывать. А ты когда последний раз слушала шум прибоя?
— Лет двадцать пять назад. Если память не изменяет.
— То-то же и оно. Зато деткам на отдых отрываешь крохи с пенсии и в карманы, чтобы я не видел, суешь. Хватит, мать. Звоню туристическому агентству. Выбирай — море или горы?
Светлана Васильевна растерянно смотрела на мужа.
— А деньги? У нас же все накопления на счетах...
— А знаешь что? К черту накопления. Поедем к морю. А накопления… так всю жизнь копили. Пора и потратить уже. «В тот путь» мы собраны и на проводы и на памятник деньги отложили. Теперь давай для себя поживем. А потом зимними вечерами будет о чем вспоминать. Не сопротивляйся, мать, теперь бархатный сезон. Нет большой жары. Да и цены намного ниже, чем в сезон.
— Игорь, ты с ума сошел, — прошептала Светлана Васильевна, но в глазах ее загорелся давно забытый огонек.
— Сошел. И знаешь что? Это прекрасное чувство. Как в молодости, перед чем-то новым и неизвестным, — рассмеялся Игорь Викторович. — Ну что, рискнем? Или так и будем ждать, пока о нас вспомнят?
Светлана Васильевна на секунду задумалась. Перед глазами пронеслась вся их жизнь с Игорем Викторовичем, как кадры старого, потертого фильма.
Вот они, молодые и полные надежд, качают колыбель с первенцем. А вот уже второй сын делает первые шаги. Бессонные ночи, детские болезни, школьные собрания — всё это проносилось в ее памяти, словно скоростной поезд.
— Мы же всё для них делали, — подумала Светлана Васильевна. — Всю жизнь как белки в колесе крутились.
Вспомнила, как с мужем отказывали себе во всём, чтобы оплатить учебу сыновей в престижных ВУЗах. Как брали кредиты, чтобы помочь с первоначальным взносом на квартиры. Как отдавали последние сбережения, когда снохи сидели в декрете.
— А теперь что? — горько усмехнулась Светлана Васильевна. — Болеем, а помощи ни от кого не дождешься. Дети как будто забыли дорогу к родительскому дому.
Память услужливо выхватила эпизод как в последний раз готовилась к приезду детей с семьями. Убиралась до изнеможения: только бы нигде ни пылинки, ни соринки не было. Готовила любимые блюда сыновей. А они приехали, поели и уехали, даже посуду за собой не помыли.
— Снохи, — подумала Светлана Васильевна, — палец о палец не ударят, чтобы помочь. Хотя в своем доме работа всегда найдется. Всё им не так, всё им не эдак. Так и норовят быстрее домой вернуться. А сыновья? Друзья, рыбалка, охота — вот что у них на уме. Для родителей ни времени, ни внимания.
Тяжело вздохнула, вспоминая, как они с Игорем Викторовичем сидели на «сухом пайке» до следующей пенсии, потратив все деньги на встречу с детьми. В сбережения не хотелось залезать.
— Может, мы сами виноваты? — промелькнула горькая мысль. — Всё им потакали, всё разрешали. Вырастили потребителей, а не заботливых детей.
Но тут же Светлана Васильевна одернула себя.
— Нет, — подумала решительно, — хватит себя винить. Мы сделали всё, что могли. Теперь наша очередь жить для себя.
Решительно кивнула.
— А знаешь, давай. В конце концов, нам будет чем новым поделиться с внуками, когда соизволят нас навестить.
— Вот это мой боевой товарищ, — Игорь Викторович обнял жену. — Знаешь, а ведь это только начало. Нашего нового приключения.
— Думаешь, не поздно начинать? — с сомнением спросила Светлана Васильевна.
— Света, дорогая. Никогда не поздно. Особенно если на подхвате такой спутник как я, заулыбался Игорь Викторович.
Мы вместе рассмеялись, чувствуя, как годы словно отступают, а впереди открывается новая, неизведанная глава жизни. Глава, в которой они наконец-то станут главными героями собственной истории.
А вечером ждал сюрприз. Игорь Викторович все-таки не удержался и признался старшему сыну, что собрались на отдых. Матвей с женой вечером заглянули на огонек.
— Ну, молодцы, родители. Наконец-то решили встряхнуться. Мы рады за вас. А это от нас с Ильей вам помощь. Хватит заплатить за одну путевку. Так что ни в чем там себе не отказывайте.
Светлана Васильевна смахнула слезу: зря обижалась на детей, прости Господи. Хороших детей вырастили.
От всей души желаю всем хорошего дня и только позитивных сюжетов в вашей жизни! Благодарю за подписку на канал.