Любят у нас граждане снимать железные дороги, прямо хлебом их не корми. А уж если увидят какой необычный эшелон, обязательно заснимут на телефон и выложат в любимую соцсеточку. Где их творчество непременно найдут специально обученные люди, проводящие так называемый OSINT или, другими словами, разведку по открытым источникам. И вот что удивительно. Именно на такие несистемные сведения приходится не менее половины особо секретной информации, попадающей в аналитические отделы разведок. Ради них не нужно организовывать шпионские сети, вести искусную игру с контрразведкой и вообще рисковать. Буквально накануне информационное пространство буквально взорвал случай, как один несознательный гражданин из Италии, будучи одновременно носителем гостайны и завзятым игроманом в одну из военных он-лайн игр, выложил совершенно секретную информацию о последней модификации истребителя Еврофайтер Тайфун в запале дискуссии на игровом форуме. Теперь секретный документ опубликовала куча телеграм-каналов, а несчастного болтливого игромана отправили в итальянскую тюрьму. В общем, много, очень много, оказывается, можно узнать о секретных делах, просто копаясь в различных сетях и интернет-пабликах.
Примерно так и попала во всемирную сеть информация о скоромном эшелоне, подснятом каким-то любопытным товарищем в Тюменской области. Он перевозил несколько экскаваторов, уже знакомые нам 170-мм самоходные артиллерийские установки "Коксан" и что-то явно военное, но совершенно незнакомое. Под брезентом угадывались какие-то гусеничные платформы, увенчанные сверху цилиндрической конструкцией. Лишь для тех кто немного разбирался в многочисленных видах самоходных северокорейских ракетных комплексов эта форма могла показаться знакомой. В 2017 году, в Пхеньяне, на очередном параде, посвященном образованию Народной Армии, были впервые показаны комплексы KN-15, в КНДР больше известные как Pukguksong-2 ("Полярная звезда-2").
Любопытно, что западная пресса, много злословившая на счёт самоходных макетов и прочей ерунды, когда КНДР демонстрировала технику на парадах, тут прямо взвилась в негодовании. Оказывается, Ким передал России, по выражению популярного военного журнала: "один из наиболее опасных северокорейских комплексов, подвижную высокоточную ракету средней дальности". Северная Корея, в отличие от России, договор о ракетах малой и средней дальности не подписывала и планомерно развивала эту область вооружений. Над самим комплексом KN-15 работа шла не менее двух десятилетий. Любопытно, что изначально ракета для него производилась в интересах подводного флота. И только из-за того, что со строительством субмарин у Пхеньяна всё не очень хорошо, её решили исполнить в виде грунтового гусеничного комплекса. В целом, KN-15 рассматривалась как носитель небольших ядерных зарядов, но в 2018 году появилась конвенционная твердотопливная модификация ракеты для Pukguksong-2, а в 2022 году, по утверждению издания МилитариБаланс, была разработана её высокоточная версия. (Показатель КВО 15-30 метров).
Сразу скажем, что в связи с режимом секретности в КНДР, где за съемку воинских эшелонов можно присесть далеко и надолго, все сведения о KN-15 только относительные. Известно, что максимальная дальность этого изделия от 1500 до 2000 км, она несет боевую часть до 1000 кг и готово к бою через пять минут после получения соответствующего приказа. В НАТО пишут, что это та редкая разработка у Пхеньяна, которая без проблем прошла все тесты и стопроцентно является боевой машиной, а не имитацией. Особую тревогу там выражают о повышенной мобильности установки при такой дальности и относительной точности. От западных российских границ такие установки могут держать под прицелом абсолютно все логистические центры и военные предприятия Восточной и Центральной Европы. В НАТО полагали, что мобильные ракеты средней дальности в промышленных количествах у нас появятся только через 2-3 года. И теперь все планы нужно пересматривать в связи с новой номенклатурой оружия у российской армии.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов.