Что такое «Озерная школа»?
В начале XIX века возникло явление, которое стало известно, как «Озерная школа». Появление нового течение связывают с первым этапом английского романтизма (90-е годы XVIII в), что наиболее полно представлено появлением именно этой школы. Термин, возникший еще в 1800 году, был связан с объявления Вордсворта главой Озерной школы в одном английском литературном журнале, а Колриджа и Саути членами соответственно. Название и происхождение связаны не только общими идеями, но и местом проживания – северными графствами Англии, где много озер. Три поэта насыщали свои стихи описаниями живописных видов Озерного края, в которых нашли вдохновение. Другое название троицы английских поэтов-романтиков – лейкисты, от англ. lake – «озеро».
Жизнь и творчество трех поэтов были тесно связаны с регионом озерных городов на севере Англии, где бурными волнами разливались озера. Лирические стихи поэтов-озеристов пронизаны любовью к природе и могущественной силой местности. Озерная школа оказала значительное влияние на литературное творчество Байрона и Шелл.
Исторический контекст появления новой группы поэтов
Идеи романтизма начали проникать в английскую поэзию благодаря творчеству Уильяма Блейка, сентиментализму и предромантизму. Романтическое мировоззрение в английской литературе было представлено различными художниками, создавая разнообразные течения в рамках английского романтизма. Некоторые поэты «озерной школы» прославляли давние времена, домашние, патриархальные отношения, выражали недовольство современным индустриальным обществом, возвеличивали природу и естественные чувства. Другие настроения проявлялись в творчестве Байрона и Шелли. Они выражали борьбу и протест, отвергали существующий строй, сочувствовали угнетенным и бедствующим. У Байрона особенно чувствовалось трагическое отчаяние и «мировая печаль».
Другой английский романтик, Вальтер Скотт, представлял романтические поэмы на средневековые сюжеты и сформировал жанр исторического романа в европейской литературе. Джон Китс вместе с группой «лондонских романтиков» (Хант, Лэм и другие) представлял красоту природы и человеческой души, уделяя особое внимание теме любви. Таким образом, английский романтизм оказался разнообразным и многосторонним. В нем соседствовали и развивались различные эстетические направления романтизма.
Поэты «озёрной школы» отказались от идеалов Просвещения и внесли романтические изменения в английскую поэзию. Они возвеличивали прошлое, протестировали против буржуазных стереотипов и патриархальных обычаев, восхваляли природу, простые и искренние чувства.
Формирование «Озерной школы»
Понятие «Озёрная школа» было предложено критиком Ф. Джеффри в 1817 году в журнале «Эдинбургское обозрение», который неоднократно высказывал негативное мнение о так называемой «новой школе» романтизма, к которой относились лейкисты и Дж. Байрон.
Начало этого литературного направления было заложено в 1794 году, когда Саути и Колридж начали работать вместе. Их первой совместной работой стала драма «Падение Робеспьера». Она гне получила широкого признания из-за изменения политических взглядов авторов. С. Т. Колридж также подружился с У. Вордсвортом в 1797 году, и они выпустили анонимный сборник «Лирические баллады» в 1798 году. Второе издание сборника (1800) включало предисловие, написанное Вордсвортом, которое можно считать манифестом английского романтизма, в котором он высказывал свои взгляды на поэзию и призывал к изменению поэтического языка в сторону приближения к разговорной речи.
Ключевые принципы «Озерной школы»
1. Отвержение традиций. Поэты коллектива предпочитали уделять внимание повседневной жизни обычных людей, а не великим историческим событиям.
2. Эмоциональность. Вордсворт, Кольридж и Саути уделяли особое внимание эмоциям и внутреннему мироустройству человека, изучая его психологию.
3. Языковые новации. Лейкисты внесли ряд изменений в поэзию, включая использование разговорной лексики и упрощение поэтической формы, придающие их стилю близость к повседневной речи.
4. Критика современности. Анализируя буржуазное общество и его воздействие на народ, лейкисты ставили в высокую степень средневековье и эпоху промышленной революции. Они описывали прошлое, выделяя его устойчивость и ценности
«Лирические баллады» – сборник стихов
Собрание стихов под названием «Лирические баллады» было представлено Вордсвортом и Кольриджем в 1798 году, и оно отмечало новую эру в литературе. Эти поэты отказались от принципов классицизма, свойственных XVIII веку, которые предпочитали излишнюю вычурность. Вместо рационализма идеалов Просвещения, они внедрили в свою поэзию веру в мистическое, в традиционные христианские ценности, в обожествленное средневековое прошлое.
Сборник стал программным и условным манифестом не только группы из троих поэтов, но и духа времени в целом. Так, предисловие к «Балладам» Вордсворта можно интерпретировать как манифест раннего английского романтизма. Хотя большая часть сборника принадлежит перу Вордсворта, выдающееся присутствие Колриджа в нём неоспоримо: его произведения демонстрируют богатейший потенциал новой поэтической школы, заложенный в теоретической декларации Вордсворта.
Жизненные пути Вордсворта, Колриджа и Саути имели немало общих черт. Все трое первоначально приветствовали Французскую революцию, однако, испугавшись её радикальных последствий, отошли от революционных идей. Вордсворт и Саути впоследствии стали придворными поэтами. В зрелые годы представители «лейкистской» группы заметно снизили свою творческую активность, переключившись от поэзии либо на прозу (Саути), либо на философию и религию (Колридж), либо на размышления о творческом процессе (Вордсворт).
Вордсворт видел новаторство своего поэтического сборника в обращении к непривычным темам и использовании нетрадиционного языка. В отличие от поэтов-классицистов, его не привлекали возвышенные и значительные предметы. Его цель заключалась в том, чтобы взять обыденные ситуации из повседневной жизни и описать их, применяя, по возможности, простой и понятный язык.
«Мы выбирали сцены из деревенской жизни, где естественные душевные порывы более свободны, менее скованы и выражаются более простым языком; где простейшие чувства проявляются с наибольшей ясностью и могут быть лучше изучены и воспроизведены…», – пояснял Вордсворт.
Одним из ключевых положений его теории было сближение поэзии с природой. Героями его стихов стали простые сельские жители, сохранившие непосредственность чувств, а иногда и люди с психическими отклонениями. Язык этих персонажей – язык обыденной жизни – казался ему более вечным, философским и естественным, чем вычурный язык традиционной поэзии. Вордсворт утверждал, что «нет существенного различия между языком прозы и языком поэзии», полагая, что поэзии не нужен какой-либо «особый» язык, как считали поэты предшествующих поколений. Не существовало, по его мнению, и «особых» поэтических тем. Поэзия должна была черпать вдохновение из жизни, обращаться к тому, что волнует человека и находит отклик в его сердце. Для Вордсворта поэт – это, прежде всего, «человек, говорящий с людьми».
Однако Вордсворт не считал, что поэтическое творчество доступно каждому. Его идеи, изложенные в «Предисловии к “Лирическим балладам”» о способности поэта видеть удивительное в обыденном, о силе воображения, о сочетании чувства и разума в поэзии, дают основания рассматривать «Предисловие…» именно как первый манифест романтизма в английской литературе.
В своих стихах, вошедших в сборник «Лирические баллады», Вордсворт старался следовать принципам, которые он изложил в «Предисловии…». Большинство его произведений посвящены жизни крестьян и других представителей низших слоев общества. Поэтический язык его стихов прост и понятен, он избегает сложных метафор и непривычных сравнений, используя лексику повседневного общения.
Второе издание «Лирических баллад» включало новые стихи, в основном написанные Вордсвортом. Если в первом издании преобладали баллады, то во втором заметно увеличилось количество лирических стихотворений. Однако, в сборнике сложно провести четкую границу между балладами и собственно лирическими произведениями. Суть поэтического эксперимента двух авторов как раз и заключалась в том, чтобы объединить характерные черты обоих жанров. Они попытались воссоздать тонкие и разнообразные переживания человека, совместить анализ с развитием сюжета.
Отражение народной жизни, повседневного труда, расширение тематического диапазона поэзии, использование разговорной лексики для обогащения языка и упрощение поэтической структуры, приблизившее её к обычной речи, позволили Вордсворту, Колриджу и Саути более убедительно и реалистично показать противоречия окружающего мира.
Критикуя разрушительное воздействие буржуазного общества на народ, лейкисты обращались к изображению английского прошлого — эпохам, казавшимся им более стабильными, с крепкими общественными связями и религиозными ценностями. Воссоздавая картины прошлого, они, хотя и не призывали к его реставрации, но подчеркивали его ценности по сравнению с стремительным развитием современности.
Вордсворт и его единомышленники запечатлели трагедию английского крестьянства в эпоху промышленной революции, акцентируя внимание на психологических последствиях социальных перемен и их влиянии на нравственный облик человека. Несмотря на политический консерватизм, поэты Озерной школы внесли значительный вклад в английскую поэзию.
Формулируя эстетические принципы романтизма, вводя новые понятия — возвышенное, чувственное, оригинальное, — они решительно отвергли устаревшую классическую поэтику, предложив новые пути сближения поэзии с реальностью через реформу языка и использование национальной поэтической традиции. Следуя английским сентименталистам, они использовали широкое, многогранное видение, основанное на чувствах, расширив тем самым диапазон поэтического восприятия. Лейкисты стремились заменить силлабический стих тоническим, более отвечающим английскому языку, смело интегрировали в поэзию разговорные интонации, развернутые метафоры, сравнения, сложную символику и отказывались от традиционных поэтических клише.
Характерные черты творчества трех поэтов
Уильям Вордсворт
Первые поэтические опыты Уильяма Вордсворта (1770-1850) относятся к началу 1790-х годов XVIII века. Формирование мировоззрения поэта происходило в период подъёма радикально-демократического движения в Англии и революционных событий в Европе. Вордсворт лично побывал во Франции во время революции, однако, первоначальный восторг от происходящего сменился глубоким разочарованием в период якобинского террора.
Вордсворт родился в графстве Камберленд в семье провинциального юриста. Большую часть своей жизни он провёл в Озёрном крае, где в настоящее время в Грасмире находится музей поэта. Вордсворт учился в Кембридже, а также много путешествовал по Франции, Швейцарии и Германии. Его поэтический дар проявился в раннем возрасте: в четырнадцать лет он был поражён видом силуэтов деревьев на фоне чистого вечернего неба – обыденная картина, которая, однако, навсегда осталась в его памяти.
«Вина и скорбь» (1793-1794) – это первое известное произведение Вордсворта, в котором он отразил трагические последствия промышленной и аграрной революции для крестьянства и всего общества. Наиболее ужасным последствием этих изменений поэт считал духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием. Мрачный тон поэмы усиливает драматизм повествования, в центре которого – убийство, совершенное беглым матросом по отношению к такому же обездоленному человеку.
За шагом шаг он двигался вперед
И миновал таверну при дороге;
Вектотена худет рад, когда убогий,
Усталый путник встанет на пороге.
Не нужен он под веткою плюща,
К чему мечтать об ужине, о гроге -
Ты одинок, и жизнь твоя нища,
Усни в стогу, других ночлегов не ища...
В стихах Вордсворта часто появляется образ нищего, идущего по бескрайним дорогам. Этот образ, несомненно, был навеян суровой реальностью, где кардинально менялась социальная структура общества: исчезал класс йоменов, множество сельских тружеников были вынуждены покидать родные места в поисках заработка. Отсюда берёт начало образ «покинутой деревни», уже встречавшийся в произведениях предшественников Вордсворта, таких как Голдсмит и Каупер. Иногда образ нищего, бродяги у Вордсворта явно романтизирован: поэт живописует каждую деталь портрета, считая, что странник настолько слился с природой, что является её неотъемлемой частью и вызывает восхищение. В других случаях образ нищего наполнен философским смыслом. В начале своего творчества поэт интересовался проблемой самосознания человека, которое создает искусственную преграду между человеком и природой. Странник, бродяга, нищий, вместо того чтобы восстановить утраченную гармонию, лишь усугубляет её разрушение.
В интерпретации деревенской тематики проявилось мастерство поэта, обеспокоенного судьбами крестьянства. О бедности и разорении крестьян свидетельствуют стихи «Алиса Фелл, или Бедность», «Последний из стада», «Мать моряка», а также поэма “Старый Кэмберлендский нищий”. Поэт восхищается мудростью своих героев, их достоинством и стойкостью перед жизненными невзгодами и утратами. Его также трогает мудрость детского сознания, не испорченного жизненным опытом («Юродивый мальчик», «Нас семеро»).
Особое внимание следует уделить пейзажной лирике Вордсворта. Он обладал талантом передавать оттенки, движения, ароматы и звуки природы, вдыхая в неё жизнь, заставляя её переживать, думать, говорить наравне с человеком, разделять его горести и страдания. Стихотворения «Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», «Кукушка», «Как одинокое облако», «Сердце моё ликует», «Тисовое дерево» навсегда запечатлели прекрасные виды Озёрного края. Тисовое дерево, одиноко возвышающееся среди зелёных лугов, стало символом истории родных мест.
Одно из самых известных произведений – «Нарциссы». В Средние века из его ветвей воины изготавливали луки для борьбы с готами и галлами. Поэт искусно передаёт ритм ветра, колыхания головок золотых нарциссов, то эмоциональное состояние, которое вызывает в душе автора ответное чувство радости и сопричастности к тайнам и могуществу природы:
Как одинокое облако (сравнение), я
Блуждал унылый (метафора) и поник.
Но вдруг увидел, как друзья,
Нарциссов золотых возник,
Под сенью, возле синих вод
Они вели свой хоровод (олицетворение).
Произведение чем-то напоминает японские хайку 16-17 веков – лирическую поэзию, где в небольших миниатюрах просто, лаконично, ёмко и достоверно японские поэты изображали природу и человека в их нерасторжимом единстве. Так, известная хайку Мацу Басе.
Старый пруд.
Лягушка прыгнула в воду.
Всплеск в тишине.
Эти небольшие и довольно трогательные зарисовки японской природы неразрывно связаны с внутренним миром человека, который пытается найти волнующий ответ на вечный вопрос у мироздания. Так и Нарциссы у Вордсворта становятся главным элементом отображения внутреннего мира.
В «Сонете, написанном на Вестминстерском мосту» (1803) перед нами открывается величественная утренняя панорама города, где «утро всё вокруг как будто в ризы одевает, всё утопает в блеске голубом, а в сердце царит умиротворение». Яркие эпитеты, метафоры и олицетворения передают волшебство описываемого мира.
Философскую лирику Вордсворта (стихотворения «Утраченная любовь», «Далекий друг», «Венеция, Англия и Швейцария», «Лондон, 1802») характеризуют элегические мотивы, вызванные воспоминаниями об ушедшей молодости, об утраченных иллюзиях, надеждах, вере в безоблачное счастье. В «Описательных набросках» (1791-1793) и политических сонетах Вордсворт приветствует свободу, духовное раскрепощение, восхваляет борцов за революцию. В автобиографической поэме «Прелюдия» (1805) рассматривается эволюция творческого сознания, оцениваются прошлые заблуждения и восторги по поводу революционных преобразований, которые, как казалось поэту, не принесли ожидаемых результатов. В «Сонетах, посвященных свободе» (1802-1816) проявился переход Вордсворта в лагерь тех, кто разочаровался во Французской революции и потерял веру в её созидательные возможности. Однако в этих сонетах он воспел вождя негритянского восстания на Гаити Туссена Лувертюра, осудил наполеоновские войны и восславил Венецианскую республику.
Стоит также обратиться к одному из важных примеров произведений Вордсворта «Нас семеро» и разобрать его.
Я встретил девочку, идя
Дорогой полевой.
"Мне восемь", - молвило дитя
С кудрявой головой.
"А сколько братьев и сестер
В твоей семье, мой свет?"
Бросая удивленный взор,
"Нас семь", - дала ответ.
"И где ж они?" - "Ушли от нас
В далекий Конвей двое,
И двое на море сейчас.
А всех нас семь со мною.
За нашей церковью в тени
Лежат сестренка с братом.
И с мамой мы теперь одни
В сторожке с ними рядом".
"Дитя мое, как может вас
Быть семеро с тобою,
Коль двое на море сейчас
И на чужбине двое?"
"Нас семь, - ответ ее был прост, -
Сестра моя и брат,
Едва войдешь ты на погост -
Под деревом лежат".
"Ты здесь резвишься, ангел мой,
А им вовек не встать.
Коль двое спят в земле сырой,
То вас осталось пять".
Стихотворение Вордсворта “Нас семеро” повествует о встрече лирического героя с девочкой, сидящей на кладбище у могилы. На вопрос о количестве детей у её матери, девочка отвечает: «Нас семеро». Из её рассказа выясняется, что некоторые из её братьев и сестёр умерли и покоятся в этой могиле, рядом с которой она сидит. Однако главная мысль стихотворения заключается в том, что девочка права. Несмотря на то, что её братья и сёстры умерли, пока она помнит их, любит их и приходит на их могилу, они по-прежнему живы. Живы те, кого помнят и кого любят.
Вера в бессмертие души, с искренностью и наивностью защищаемая маленькой героиней стихотворения «Нас семеро», созвучна детскому мировосприятию самого поэта. Прообразом героини стала девочка, встреченная Вордсвортом в местечке Гудрич Касл в долине Уай, недалеко от Тинтернского аббатства в 1793 году. Чистая детская душа не осознаёт границ земной жизни, сохраняя любовь к сестре Джейн и брату Джону, похороненным у церкви. Девочка разговаривает с ними, поёт им песни, приносит им еду. Однако, такое неведение ребенка оказывается высшей мудростью, осознанием вечной жизни любящих сердец, неразлучных в пространстве вечности.
Самюэл Тейлор Колридж
Другим видным представителем Озерной школы был Сэмюэл Колридж (1772-1834), которого Вальтер Скотт назвал «мастером гармонии». Колридж родился в Оттери (Девоншир) в семье провинциального священника. Во время обучения в школе (1782-1791) Колридж увлечённо изучал философию, читал произведения Вольтера, Эразма Дарвина, Платона, Плотина, Прокла и Ямвлиха.
Будучи человеком впечатлительным и нервным, он жил насыщенной духовной жизнью. На события Французской революции он отреагировал стихотворением «Разрушение Бастилии» (1789), которое дошло до нас не в полном объеме. В семнадцать лет поэт с энтузиазмом писал о «ликующей свободе» и мечтал о единении всех людей под её знаменем.
В 1796 году Колридж познакомился с Вордсвортом, их поэтическое сотрудничество привело к созданию в 1798 году совместного сборника «Лирические баллады». После успеха «Лирических баллад» Колридж отправился в Германию, где провёл год, углублённо изучая философию и литературу. По возвращении на родину он поселился в Кезуике, поблизости от семьи Вордсвортов, где и встретил Сару Хатчисон, которая сыграла значительную роль в его дальнейшей жизни. Ощущая трагическую невозможность личного счастья, он, полюбив Сару, посвятил ей изумительные по глубине, красоте и отточенности стихи. Азра – поэтический псевдоним Сары Хатчисон – будет постоянно сопровождать Колриджа в его странствиях и мучительных поисках истины и красоты. Этот образ преследовал поэта во время двухлетнего пребывания на Мальте, где он работал секретарём у английского губернатора Александра Болла.
Из ранних стихотворений Колриджа стоит выделить «Монодия на смерть Чаттертона» (1790). Обращение Колриджа к жанру монодии* (Монодия, или ария – это песня для сольного исполнения, берущая начало в греческой трагедии и комедии. Романтики часто использовали этот жанр, связывая его с особенностями своего индивидуалистического видения мира и исповедальным характером обращения к читателю), позволило ему в своеобразной поэтической интерпретации трагической судьбы английского поэта XVIII века продемонстрировать незаурядное мастерство психолога. Колридж с особой горечью изображает последние минуты жизни Чаттертона, которого погубила не столько нужда, сколько холодное равнодушие общества.
Поэт! Заслон неосвященных плит
Тебя от злобы и нужды хранит.
Не подождав естественной черты,
Ты здесь нашел покой, под этим дерном.
Ты! Разве прах быть может назван «ты»? (характерное, близкое обращение к читателю)
Пред Господом, в сиянье животворном,
Перед престолом высшей доброты
Ты славишь мощь любви в греховном мире (осознание бренного мира, невозможность вписаться в него)
(Не сомневайся, дух!) на царственной псалтири.
В «Сонете к реке Оттер» (1793) преобладают одновременно радостные и грустные настроения, связанные с прощанием с детством, в стихотворении «Женевьева» (1790) заметны шекспировские черты в портрете смуглой дамы и яркая палитра чувственной неги, предвосхищающая «Еврейские мелодии» Байрона (ср., например, «Она идёт во всей красе» и «Женевьева»). Любовная лирика молодого Колриджа представлена стихами, посвящёнными его невесте Саре Фрикер («Поцелуй», 1793; «Вздох», 1794). Здесь радостное предвкушение счастья, представленное в причудливой форме барокко, омрачается смутным ощущением его невозможности.
Особенная эмоциональная атмосфера ранней юношеской поэзии Колриджа создается его поразительной способностью погружаться в свой собственный мир, видеть сложный, причудливый, изменчивый и загадочный облик художника, обладающего тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791).
В юности наиболее привлекательной для Колриджа стихотворной формой был сонет. В 1794-1795 годах он создаёт цикл «Сонетов, посвященных выдающимся деятелям» (Пристли, Шеридану, Годвину, Костюшко). В период наиболее активной деятельности корреспондентских обществ Колридж сближается с видными представителями демократического движения в Англии - Телуолом, Холкрофтом. Воззрения английских якобинцев оказали несомненное влияние на политические взгляды Колриджа, который, несмотря на первые разочарования в реальности и осуществимости радикальных перемен, всё ещё стремился к исправлению общественных пороков и зла
Однако, настроения и эмоциональное состояние самого Колриджа в более зрелый период были крайне сложными и противоречивыми. В письмах к брату (1794-1798) он делится своими разочарованиями, смятением и душевной болью. Пессимистическое звучание ряда произведений этих лет («Ода к уходящему году», 1796; «Религиозные размышления», 1794) объясняется не столько пессимизмом поэта, сколько его необычайной требовательностью к себе, стремлением как можно скорее и полнее реализовать свои творческие замыслы и планы, а также невозможностью их полного воплощения. Стиль этих произведений торжественный, эпитеты яркие, поэтические образы сложные, подчёркнуто философские и наполнены библейской символикой.
Стоит обратиться к одному из программных произведений «Ода к уходящему году» и разобрать ее.
О дух, гремящий арфою времен! (олицетворение и метафора уходящей эпохи)
Чей смелый дух, не дрогнув, переймет,
Твоих гармоний чернотканный ход! (невозможность вернуть время и желание двигаться вперед)
Но взор вперяя в вечный небосклон (эпитет),
Я долго слушал, сбросив смертный гнет,
В тиши душевной, ум смирив земной,
И в вихре пышных риз передо мной
Пронесся мимо Уходящий год!
Чувство сопричастности к страданиям людей у романтического поэта-пророка оттеняется стремлением сосредоточиться на самом себе, сконцентрировать свою волю и энергию сильной личности для преодоления мирской суеты. Однако жизнь, полная тревог и волнений, вторгается в светлый, радостный мир поэта-фантазёра и мечтателя. Карательные действия английских войск в Ирландии вызвали негодование у многих мыслящих людей того времени. Колридж, болезненно реагировавший на жестокость и любые проявления деспотии, откликнулся на эти события созданием великолепной военной эклоги «Огонь, Голод и Резня» (1798).
Поэзия Колриджа по своей сути синкретична, так как она объединяет музыкальные, словесные и живописные возможности для передачи чувств, настроений и душевного состояния человека. Она материальна в самом широком смысле этого понятия, поскольку способствовала пробуждению ощущений и эмоций, «приводила в движение всю душу человека, взаимоподчиняя все способности в соответствии с их относительными преимуществами и достоинствами».
Метрика стихов Колриджа разнообразна: в них можно встретить четверостишия, пяти- и шестистрочные строфы, белый стих, гекзаметр, а также частую смену слогов в строке, нарушения метра и ритма, размеры классической античности, метрику песенной баллады.
Богатство и яркость красок, удивительная точность в выборе цветовой гаммы, необходимая музыкальная фразировка, смелые эксперименты в сочетании старинных классицистических образцов с песенно-балладными формами говорят об оригинальности и смелости таланта Колриджа, о его одарённости как поэта, осуществившего реформу поэтического языка и стихосложения. Поэтическое мастерство Колриджа было высоко оценено его современниками. Вальтер Скотт, часто цитировавший Колриджа, особенно его «Кристабель», называл его «великим поэтом». «Его стихи о любви, - отмечал Скотт, - одни из самых прекрасных, написанных на английском языке».
Роберт Саути
Роберт Саути (1774-1843) – третий участник Озерной школы, разделявший многие эстетические воззрения Вордсворта и Колриджа. С самого начала своей творческой деятельности Саути был тесно связан сначала с Колриджем, а затем и с Вордсвортом. Его первое произведение – драма “Падение Робеспьера” (1794) – было опубликовано под именем Колриджа, хотя два из трех актов принадлежат перу Саути.
Политические убеждения Саути, изначально радикальные, к началу 1840-х годов приобрели реакционный характер, что вызвало не только острую критику его оппонентов, но и иронию со стороны его бывших единомышленников.
В 1812 году Шелли писал Годвину в письме: «Саути, поэт, чьи идеалы когда-то были чисты и благородны, теперь стал покорным защитником всякой нелепости и мракобесия». Шелли ссылался на политическую программу Саути 1811-1812 годов, его выступления против предоставления католикам гражданских прав, парламентских реформ и борьбы ирландцев за независимость.
Саути начал свою творческую деятельность в конце 1790-х годов, обратившись к жанру народной баллады. Его ранние произведения проникнуты сочувствием к беднякам и нищим. В ряде работ, таких как «Жена солдата», «Жалобы бедняков» и «Похороны нищего», поэт выступает против бесправия и угнетения народа, хотя прямого осуждения буржуазных отношений и современного ему социального устройства у него нет. Он скорее констатирует факты, чем негодует, описывая картины нищеты, но не делая из увиденного каких-либо глубоких выводов.
Так, в балладе «Жалобы бедняков», представляющей собой развёрнутый ответ богатому собеседнику поэта на вопрос о причинах недовольства бедных, автор выводит целый ряд персонажей из народа, вынужденных в морозную ночь просить милостыню у прохожих. Седовласый старик, сгорбленный и немощный, просящий на вязанку дров, мальчик в лохмотьях, у которого отец при смерти, а дома нет еды, женщина с двумя малышами, чей муж - солдат, и она вынуждена добывать пропитание подаянием, голодающая уличная красавица:
«Зачем, - я молвил ей, - ты здесь?
Ведь ночь так холодна,
И деток бедных жаль...» Но мне
Ответила она:
«Мой муж солдат. За короля
Пошел он воевать.
И подаяньем хлеб должна
Себе я добывать».
Ее заставила глаза
Потупить речь моя,
И тихий голос прозвучал:
«Весь день не ела я!»
Каждый из этих портретов в балладе индивидуален, бытовые зарисовки правдивы, но картина нищеты и бесправия народа смягчается морализаторской концовкой:
Богач стоял смущен и нем.
«Теперь, - я произнес, -
Ты знаешь всё. Ответил сам
Народ на твой вопрос».
Более ярко выраженные критические интонации, направленные против войн, всю тяжесть которых несёт простой народ, звучат в стихотворении “Бленхеймский бой”. Как и в балладе “Жалобы бедняков”, повествование от лица главного героя оформлено в виде вопросительной конструкции. Дети просят деда рассказать о войне, о её причинах и целях. В отличие от первой баллады, в ответе старика, который сам не может ответить на этот вопрос, присутствует ирония:
Добиться этого и сам
Я с малых лет не мог,
Но говорили все, что свет
Таких не видывал побед.
Рассказывая о войне, старик не скрывает от внуков ужасных подробностей, связанных с ней.
Саути постоянно противопоставляет в балладе реальность и официальную версию истории, причём иронический рефрен «Мир не видал побед славней» подчёркивает антинародный характер войны, которую вела Англия совместно с Австрией против Франции за испанское наследство (в стихотворении речь идёт о реальном историческом событии 1704 года).
Творчество Саути, даже в наиболее удачных произведениях, отражает наиболее противоречивые и слабые стороны поэзии лейкистов. Это обусловлено, прежде всего, политической непоследовательностью поэта, быстро изменившего свои творческие ориентиры и, по сути, не создавшего после 1810 года ни одного значительного произведения.
Разделяя эстетические принципы Колриджа и Вордсворта и обращаясь к народному творчеству, Саути сразу же увлекся занимательностью и сказочностью фольклора, сосредоточившись на отдельных привлекательных для него суевериях, преданиях, легендах, но при этом придавая им, по большей части, дидактическую направленность.
Вместе с тем, как и другие поэты Озерной школы, Саути продолжил реформу языка, сделав его более гибким и доступным, внеся изменения в литературный стиль своего времени. Например, в «Талабе-разрушителе» и «Проклятии Кехамы» он использовал различные стихотворные размеры и строфы разной длины.
Изображение в стихотворениях Саути живописных фонов, однако, часто было искусственным. Его больше привлекало воссоздание мельчайших деталей в духе фламандской живописи, нежели выявление главного и существенного.
Влияние «Озерной школы». Заключение.
Влияние «Озёрной школы» на английскую поэзию состоит в том, что она способствовала развитию интереса к исследованию жизни простых людей и природы. Поэты отдавали предпочтение описанию повседневного быта простых людей, а не изображению великих исторических событий. Они уделяли особое внимание психологии человека, изучая внутреннюю динамику его души.
Влияние «Озёрной школы» на русскую литературу также весьма заметно: произведения её поэтов оказали воздействие на становление отечественной романтической литературы XIX – начала XX веков, а также на творчество русских поэтов «Серебряного века». В частности, новаторские приемы С.Т. Кольриджа находили применение в произведениях М.Ю. Лермонтова и других поэтов первой половины XIX века.