Найти в Дзене
Жизнь в ритме танго

А Зоя — тоже человек

Зоя очень не любила ноябрь. Наверное, потому, что именно в этом месяце она потеряла самых близких и дорогих людей.

Тринадцать лет назад в начале ноября не стало ее родителей – отец не справился с управлением на скользкой дороге. А затем, в конце ноября, за несколько недель до свадьбы от нее ушел Сергей.

Конечно, свадьбу все равно пришлось бы отложить, но он все отменил после того, как Зоя сказала ему, что будет оформлять опеку над младшими братом и сестрой.

Она помнила, как Сергей взял ее за руки, посмотрел в глаза и сказал:

— Зоя, ты же понимаешь, я так не могу. У нас теперь должна быть своя семья, свои дети, а ты хочешь взять на себя такую ответственность. Я не хочу воспитывать двух подростков, ты должна выбрать.

Она выбрала. Сразу, не раздумывая, но тогда она не могла ему ответить, просто молчала, слушая, как удаляется звук его шагов.

Прошло тринадцать лет. Зоя не чувствовала, как быстро летит время. Школьные проблемы, экзамены, подростковый возраст, несчастная первая любовь – все это она пережила со своими «детками».

Но вот брат и сестра выросли и начали строить свои жизни. Леша поступил в университет на физико-математический факультет и недавно женился. Света окончила колледж, вышла замуж за хорошего парня и сейчас у них уже двое сыновей.

А Зоя по-прежнему одна. Нет, вокруг нее много людей – у нее свой бизнес, пусть небольшой, но позволяющий ей быть ни от кого не зависящей и продолжать помогать сестре и брату.

И хотя она понимает, что эта помощь уже избыточна и, может, даже вредна, но никак не может отказать, когда раздается телефонный звонок:

– Зоя, машину хочу взять. Подкинь триста тысяч.

– Решили в детской ремонт сделать и мебель обновить. Не поможешь деньгами?

И Зоя подкидывала и помогала, хотя прекрасно знала, что эти деньги никогда не вернутся. А с другой стороны, разве ей не хватает? Одна ведь живет – ни ребенка, ни котенка.

-2

Вот и сегодня, спускаясь с крыльца налоговой, она с грустью думала о том, что впереди ее ждет очередной скучный вечер перед телевизором.

«Но лучше бы я не гневила небеса и скучала бы в одиночестве»! – думала Зоя, вспоминая потом этот вечер.

Она уже почти спустилась с лестницы, как вдруг каблук заскользил по льду, и женщина, не удержавшись, упала, приложившись о ступени спиной, плечом, головой. Но хуже всего было то, что левую ногу пронзила нестерпимая боль. Рабочий день уже заканчивался, но люди еще не покинули свои офисы и рядом не было ни одного человека, кто бы мог помочь Зое.

Когда она поняла, что добраться до своей машины не сможет, сама вызвала скорую. Пока врачи ехали, Зоя успела позвонить своей секретарше – Нине Викторовне – и распорядиться, чтобы их водитель забрал ее машину и поставил на стоянку около офиса.

-3

– Печально, но не смepтельно, – сказал дежурный врач, осматривая ее в приемном покое. – Вот ведь, дамочки, вас по пять штук в день привозят с переломами лодыжек, а вы все на своих каблуках, как на котурнах, вышагиваете.

Зоя молчала, покусывая губы от боли.

– Пара ушибов и легкое сотрясение мозга – это не смepтельно, а вот перелом и, скорее всего, со смещением – это печально. Сейчас на рентген, а потом в операционную, – сообщил врач свой вердикт.

Зоя уже неделю в палате, но ее никто, кроме Нины Викторовны, не навестил, хотя Зоя позвонила и Свете, и Алексею.

Первое время она еще ждала, что кто-то из родных придет проведать. Но один день сменялся другим, но никто так и не появился.

– Зоенька, сестричка, ну, совсем времени нет – закрутилась и на работе, и с детьми, – торопливо оправдывалась Света.

И вот теперь Зоя стояла у окна и смотрела на зимний пейзаж. Снег мягко падал на землю, и ветви деревьев казались покрытыми кружевами. Зоя думала о том, как изменился ее мир за последние несколько недель.

-4

Она вспоминала, как, заботясь о брате и сестре, откладывала свои планы, откладывала свою жизнь. Ей было больно и обидно. Что она сделала не так?

Однажды, вечером, когда палата погрузилась в сумрак, Зоя услышала, как кто-то вошёл. Она подумала, что это медсестра, но это была её соседка по палате, пожилая женщина Наталья Петровна.

— Зоя, ты чего такая грустная? — спросила Наталья, заметив её задумчивость.

— Да просто на душе тяжело, — ответила Зоя, не вдаваясь в детали.

— Зря ты так. Какой-то мудрый человек сказал, что добро надо делать и бросать в реку. И не ждать благодарности. Но и о себе забывать нельзя. Жизнь одна.

Этот короткий разговор изменил её взгляд на многие вещи.

Когда Зою выписали, она не стала сообщать об этом родным – добралась до дома на такси с помощью сиделки, которую наняла себе по рекомендации лечащего врача.

Зоя почти с первого же дня стала приезжать в офис, пользуясь услугами специального такси, а по кабинетам разъезжала на коляске.

К Новому году она встала на ноги.

Двадцать восьмого декабря ей позвонила Светлана:

– Зоя, ну что? Тридцать первого мы снова все к тебе? – спросила сестра.

– Нет, я пока не в состоянии принимать гостей, так что вы как-нибудь сами.

А вечером позвонил Алексей:

– Светка сказала, что ты нас в этом году к себе не приглашаешь. Так неожиданно – мы на тебя рассчитывали, других планов не строили. Правда, я нашел один пансионат – дороговато, но все, что подешевле, уже забронировано заранее. Может, ты нам хотя бы половину оплатишь? Я тебе сейчас прайс скину.

– Нет, Леша, не надо. Давайте сами – вы уже большие.

Отказав брату, Зоя не почувствовала себя виноватой.

Теперь она решила, что пришло время пожить для себя, заняться тем, о чём давно мечтала.

Зоя не стала меньше работать, но теперь все свободное время посвящала себе. А летом она отправилась в путешествие – на теплоходе по Волге.

И в первый же день, отдыхая в шезлонге на палубе, встретила старого друга, который стал её близким человеком. Зоя больше не чувствовала себя одинокой, напротив, она обрела свободу и цель.

Спустя год, когда семья снова собралась вместе, чтобы отпраздновать Рождество, Зоя впервые рассказала им, как тяжело ей было все то время, когда она заменяла им родителей.

— Я не злюсь на вас, — сказала она, держа руку сестры в своей. — Просто мне нужно было время, чтобы понять, что я должна заботиться не только о вас, но и о себе.

Лёша, ставший теперь взрослым мужчиной, посмотрел на сестру и сделал шаг к ней.

— Прости нас, Зоя. Мы были эгоистами.

Света обняла её и прошептала:

– Ты всегда была для нас мамой, а мы забыли, что ты тоже человек.

Зоя улыбнулась им сквозь слёзы. Она поняла, что быть за кого-то ответственным не значит забывать о себе.

Автор – Татьяна В.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые рассказы, ставьте лайки, пишите комментарии.