Советские актёры всегда отличались своей уникальностью и неповторимым талантом, который делал их непохожими на голливудских звёзд. Они вкладывали в свои роли всю душу, благодаря чему созданные ими фильмы остаются актуальными и любимыми зрителями даже спустя десятилетия. Если в Голливуде были свои Шварценеггеры, Сталлоне и Ван Даммы, то советское кино подарило нам таких мастеров, как Леонид Куравлёв, Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов, Анатолий Папанов и десятки других выдающихся актёров.
Путь каждого из них в профессию был особенным: кто-то выбрал актёрское ремесло ещё в юности, поступив в театральное училище сразу после школы, а кто-то пришёл к нему уже с багажом жизненного опыта. Истории их становления, первые шаги на сцене и в кино заслуживают особого внимания.
Юрий Владимирович Никулин
8 ноября 1939 года, сразу после завершения обучения в средней школе, был призван на службу в Красную армию. Его определили в 115-й зенитно-артиллерийский полк. Во время советско-финской войны зенитная батарея, в которой он служил, располагалась неподалеку от Сестрорецка, охраняя воздушные рубежи Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны Юрий Владимирович продолжал защищать родину, сражаясь вблизи Ленинграда. День Победы он встретил в Курляндии и был демобилизован в мае 1946 года. За проявленное мужество и отвагу в годы войны он был удостоен медалей "За отвагу" (изначально его представили к ордену Славы III степени), "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией".
После окончания войны Юрий Владимирович решил связать свою жизнь с искусством. Он предпринял попытку поступить во ВГИК, но был отвергнут: председатель комиссии С. Юткевич счел, что у него нет актерских способностей. Неудача не сломила его, и он попробовал поступить в ГИТИС на театральный факультет. Однако и здесь его постигло разочарование — председатель комиссии С. Гушанский также не увидел в нем актерского потенциала. В конечном итоге Никулин поступил в школу-студию разговорных жанров, которая функционировала при Московском цирке на Цветном бульваре.
Карьера в кино началась для Юрия Владимировича в возрасте 36 лет, и с первых же работ он зарекомендовал себя как разноплановый и исключительно талантливый актер. Его дебютной ролью стал персонаж пиротехника в фильме 1958 года "Девушка с гитарой". В том же году он сыграл Клячкина в картине "Неподдающиеся", что стало важным шагом в его творческой биографии.
Алексей Владимирович Баталов
Свой первый шаг на театральную сцену Алексей Владимирович сделал в годы войны, находясь с матерью в эвакуации в городе Бугульма. Именно там она организовала собственный театр, где будущий актер получил возможность впервые проявить себя. В 1950 году Алексей Владимирович завершил обучение в Москве, окончив Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко, действующую при МХАТ СССР имени М. Горького. Его педагогами стали мастера сцены С.К. Блинников и В.Я. Станицын.
Дебют Баталова в кинематографе состоялся ещё раньше — в 1944 году. Он исполнил роль школьника Алексея в фильме «Зоя». Имя молодого актера тогда не попало в титры, но этот опыт стал его первой ступенью в киноискусстве. Настоящее признание пришло спустя десять лет: зрители высоко оценили его работы в картинах «Большая жизнь» (1954), где он сыграл Алексея Ильича Журбина, и «Дело Румянцева» (1955), где Баталов воплотил образ Саши Румянцева.
Зоя Алексеевна Федорова
В 1918 году семья Зои Федоровой переехала из Петербурга в Москву. В школьные годы Зоя активно участвовала в драматическом кружке, мечтая о карьере актрисы. Однако после окончания школы, под влиянием родителей, она устроилась работать счетчицей в Государственном страховом учреждении.
В 1928 году Зоя Фёдорова стала студенткой театрального училища, которым руководил Юрий Завадский. После закрытия этого учебного заведения она продолжила обучение в училище при московском Театре Революции, успешно завершив его в 1934 году.
Еще в студенческие годы Зоя попробовала свои силы в кино: она снялась в фильме "Встречный" (1932). Однако сцены с ее участием не вошли в финальную версию фильма. Официальным же дебютом актрисы на экране стал фильм "Гармонь", вышедший в 1934 году.
Всесоюзная известность пришла к Зое Федоровой в 1936 году благодаря одной из главных ролей в фильме "Подруги". Этот успех сделал её имя широко известным и открыл перед ней двери в мир большого кино.
Георгий Францевич Милляр
После завершения школьного обучения Георгий Милляр устроился работать бутафором в геленджикском театре. Однако мечта о сцене не покидала его, и он изучал все роли, которые ставились в театре. Случай для дебюта предоставился неожиданно: актриса, исполнявшая главную роль в постановке «Золушка», заболела, и Милляру пришлось выйти на сцену вместо нее. Этот первый выход, который произошел в 1920 году, оказался успешным. С тех пор он стал подменять актеров при необходимости, и его актерская карьера началась... с женской роли.
Постепенно Георгий Францевич занял место одного из ведущих артистов театра. Уже в 1924 году он, будучи достаточно известным актером в провинции, поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сегодня это Театр имени Маяковского).
Несмотря на признание в театральных кругах, Милляр продолжал мечтать о съемках в кино. Еще в 1920-е годы театральные критики отмечали его выдающиеся способности в мимике, жестах и пластике, утверждая, что они могли бы особенно ярко проявиться в кинематографе. Однако его первые попытки закрепиться в киноиндустрии, включая пробы у режиссера Александра Роу, оказались неудачными. Волнение помешало Милляру показать себя в полной мере.
Тем не менее, актер начал путь в кинематографе с небольших эпизодов в различных фильмах. Первая значимая роль в кино пришла к Георгию Францевичу в сказочной ленте того же Александра Роу «По щучьему велению», где он великолепно воплотил образ царя Гороха.
Анатолий Дмитриевич Папанов
Будущий актёр ещё в детстве приобщился к театральной деятельности благодаря отцу, который участвовал в самодеятельных постановках. Труппа, где он играл, была организована Н.С. Плотниковым — известным советским актёром и режиссёром. Руководила труппой бывшая актриса императорских театров Лучезарская, супруга командира вяземского гарнизона. Именно в этом окружении юный Анатолий впервые вышел на сцену: его вместе с сестрой вводили в спектакли, если по сюжету требовалось участие детей.
В 1930 году семья Папановых переехала в Москву. Анатолий работал литейщиком в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода и параллельно занимался в театральной студии при заводе «Каучук». Этот коллектив, который возглавляли актёры Театра имени Е. Вахтангова во главе с В.В. Кузой, стал для него первым серьёзным опытом в театре. Именно В.В. Кузу Папанов позже называл своим первым наставником.
С началом Великой Отечественной войны Анатолий Дмитриевич ушёл на фронт. В звании старшего сержанта он командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года под Харьковом он получил тяжёлое ранение: взрывом ему повредило правую ногу, лишив двух пальцев. Шесть месяцев в госпитале, инвалидность третьей группы и необходимость ходить с тростью не сломили его дух. Вернувшись в Москву, он поступил в ГИТИС на актёрский факультет, обучаясь в мастерской артистов МХАТа М.Н. Орловой и В.А. Орлова. Государственные экзамены он успешно сдал 11 ноября 1946 года.
Первый опыт съёмок в кино Папанов получил ещё в 15 лет, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре» (1937). Впоследствии, до 1952 года, он появился ещё в шести фильмах, однако роли были настолько незначительными, что его имя не включали в титры. Первое упоминание в титрах появилось в 1952 году благодаря фильму «Композитор Глинка», где Папанов сыграл адъютанта Великого князя.
Настоящий прорыв в кино пришёлся на роль генерала Серпилина в фильме А.Б. Столпера «Живые и мёртвые». После этого Папанова стали активно приглашать сниматься, и он одинаково убедительно справлялся как с комическими, так и с драматическими ролями, став настоящей легендой советского кинематографа.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Алексей Макарович Смирнов
Увлечение сценой началось ещё в школьные годы, когда Алексей Смирнов начал играть в драматическом кружке. В 1940 году он окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и сразу же был принят в труппу театра. Однако его театральная карьера была прервана началом войны.
Смирнов был призван в ряды РККА в октябре 1940 года. В годы Великой Отечественной войны он служил химинструктором, а затем командиром огневого взвода. Его служба проходила в составе 169-го Краснознаменного минометного полка 3-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. Алексей Смирнов участвовал в ожесточённых боях, но завершить войну в Берлине ему не удалось: он был контужен и комиссован после лечения в госпитале.
За героизм и преданность Родине Алексей Макарович был награждён:
- Орденом Красной Звезды,
- Орденами Славы II и III степеней,
- Медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Москвы".
После войны, в 1946 году, Смирнов вернулся в театр, вновь став частью Ленинградского театра музыкальной комедии. В послевоенные годы его талант заметили не только на сцене, но и в кинематографе.
Алексей Смирнов дебютировал в кино в 1957 году, сыграв революционного матроса в фильме "Балтийская слава". Настоящий успех пришёл с ролью в картине "Кочубей" режиссёра Юрия Озерова, где актёр блестяще исполнил эпизодическую роль буржуйчика — комедийного героя в серьёзной ленте. Этот образ открыл перед Смирновым двери в мир кино, и ему сразу же поступило несколько предложений о съёмках.
До этой роли он также появился в таких фильмах, как:
- "Улица полна неожиданностей" (роль поливальщика),
- "Восемнадцатый год",
- "Сегодня увольнения не будет".
Сочетая в себе талантливого актёра и настоящего героя войны, Алексей Смирнов стал символом мужества, стойкости и любви к искусству. Его жизнь является вдохновляющим примером того, как можно успешно сочетать служение Родине и творческое призвание.