Найти в Дзене
Назад в СССР

Из какого советского фильма эта цитата? Тест

Имя Леонида Гайдая навсегда вписано в историю советского кино, как символ неподражаемого юмора и легкости, которую так любили миллионы зрителей. Его фильмы, такие как "Бриллиантовая рука", "Операция 'Ы'" и "Кавказская пленница", стали не просто хитами — они превратились в народное достояние, цитируемое до сих пор. Третьего апреля 1967 года зрители впервые увидели на больших экранах художественный фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Картина сразу же завоевала невероятную популярность, став лидером кинопроката того года. Ленту посмотрели 76,54 миллиона человек, что составляет почти треть всего населения Советского Союза. Однако судьба фильма могла сложиться иначе — его выход на экраны был под угрозой из-за того, что чиновники находили множество причин для недовольства практически каждым аспектом картины. 15 июня 1965 года сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской подали заявку в творческое объединение «Луч», работавшее при киностудии «Мосфильм». После успеха
Оглавление

Имя Леонида Гайдая навсегда вписано в историю советского кино, как символ неподражаемого юмора и легкости, которую так любили миллионы зрителей. Его фильмы, такие как "Бриллиантовая рука", "Операция 'Ы'" и "Кавказская пленница", стали не просто хитами — они превратились в народное достояние, цитируемое до сих пор.

мой фотоколлаж - Из какого советского фильма эта цитата? Тест
мой фотоколлаж - Из какого советского фильма эта цитата? Тест

Как снимали легендарный фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Третьего апреля 1967 года зрители впервые увидели на больших экранах художественный фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Картина сразу же завоевала невероятную популярность, став лидером кинопроката того года. Ленту посмотрели 76,54 миллиона человек, что составляет почти треть всего населения Советского Союза. Однако судьба фильма могла сложиться иначе — его выход на экраны был под угрозой из-за того, что чиновники находили множество причин для недовольства практически каждым аспектом картины.

15 июня 1965 года сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской подали заявку в творческое объединение «Луч», работавшее при киностудии «Мосфильм». После успеха комедии «Операция «Ы»», они решили продолжить приключения Шурика, героя в исполнении Александра Демьяненко. Новый проект получил рабочее название «Шурик в горах» и включал две новеллы.

Первая из них, «Кавказская пленница», рассказывала о студентке Нине, которая приехала на каникулы в гости к родственникам на Кавказ. Однако её похищает местный начальник Ахохов. На помощь девушке приходит Шурик, освобождая её из плена.

плакат фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
плакат фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Вторая новелла под названием «Снежный человек и другие» развивалась вокруг научной экспедиции, отправившейся в горы на поиски мифического снежного человека. Никто из участников группы и не подозревал, что «снежным человеком» прикидывается троица — Трус, Балбес и Бывалый. Они пытались таким образом скрыться от милиции, но их обман раскрывают Шурик и Нина.

26 октября 1965 года сценарно-редакционная коллегия провела новое заседание, на котором обсуждалась переработанная версия сценария. Теперь проект «Шурик в горах» трансформировался в полноценный полнометражный фильм, где центральной линией стал сюжет о похищении девушки.

Когда сценарий получил окончательное одобрение, неожиданно возникли сложности с актёрским составом. Двое из знаменитой троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались участвовать в съемках фильма «Кавказская пленница». Они сочли, что в сценарии слишком много натянутости и надуманности. Никулин прямо заявил: «Мне это не по душе. Это просто спекуляция на образе нашей тройки».

Леонид Гайдай всеми силами пытался переубедить актёров. Он предложил совместно переработать сценарий и дополнить его яркими трюками, которые сделают фильм живее и интереснее. Однако, несмотря на уговоры, между актёрами всё чаще возникали конфликты. Их популярность после выхода «Операции «Ы»» сильно возросла, но это лишь усугубило разногласия. Современники вспоминают, что Моргунов, почувствовавший себя звездой, мог без предупреждения покинуть съемочную площадку прямо посреди рабочего дня. Поэтому иногда в кадре его заменял дублёр с похожим телосложением.

Несмотря на эти трудности, работа на съемочной площадке под руководством Гайдая была лёгкой и непринуждённой. Режиссёр ценил импровизацию и приветствовал творческий подход. Чтобы мотивировать актёров, он даже подготовил ящик шампанского и награждал бутылкой за каждый удачно придуманный трюк. Так, Никулин получил приз за сцену с почесыванием ноги, а Вицин — за эпизод с «прививкой» Бывалого.

Как снимали «Кавказская пленница» фото из соцсетей
Как снимали «Кавказская пленница» фото из соцсетей

Леонид Гайдай, подыскивая актрису для роли Нины, провел около пятидесяти фотопроб. В числе кандидаток были известные актрисы — Наталья Кустинская, Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, — но ни одна из них не воплощала образ очаровательной студентки, который режиссер представлял себе. Тогда ассистент режиссера вспомнила о молодой девушке Наталье, которая снималась на Одесской киностудии и работала в цирке. На тот момент 19-летняя Наталья Варлей выступала как эквилибристка. Ей отправили телеграмму с приглашением приехать на «Мосфильм» для прохождения фото- и кинопроб. Девушка решила принять предложение из любопытства.

На пробах Гайдай спросил Наталью, готова ли она сняться в купальнике. Варлей спокойно согласилась, что удивило съемочную группу. Многие посчитали, что актриса отличается необычной раскованностью, но они не учли одного: для цирковых артистов купальник является привычным рабочим костюмом.

Обладая цирковыми навыками, Наталья исполняла большинство трюков самостоятельно, почти не прибегая к помощи дублеров. Она умело управляла двумя автомобилями, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна, удерживаясь на тонкой веревке, прикрепленной к съемочному крану. Однако для сцены, где Нина прыгает в горную реку вслед за Шуриком, Гайдай решил использовать дублера, чтобы избежать риска для актрисы.

Как снимали «Кавказская пленница» фото из соцсетей
Как снимали «Кавказская пленница» фото из соцсетей

Для съемки пригласили девушку, представившуюся мастером спорта по прыжкам в воду. Но когда она оказалась в реке, выяснилось, что она не справляется и начинает тонуть. Позже стало известно, что ее спортивные заслуги были выдумкой, чтобы попасть в фильм. В итоге Наталье Варлей пришлось самой прыгать в ледяную воду. Вспоминая этот эпизод, актриса делилась: «Река берет начало в ледниках Кавказских гор, вода в ней ледяная — градусов пять или шесть... Дублей было много, и когда мы с Шуриком сидели, стуча зубами от холода, это было почти что по-настоящему».

После завершения съемочного процесса фильм предстояло представить на цензурное утверждение. Однако председатель Госкино, ознакомившись с материалом, категорически его отверг. Он раскритиковал практически всё: сценарные решения, музыкальное сопровождение, а также юмористические элементы. Создавалось впечатление, что проект обречён и зрители его не увидят. Но судьба распорядилась иначе, и «Кавказскую пленницу» спас удивительный поворот событий.

Всё изменилось благодаря Леониду Брежневу, который был большим любителем кино. Однажды он выразил желание посмотреть новую комедию. В распоряжении Госкино на тот момент не оказалось ничего, кроме картины Гайдая, поэтому именно её отправили на просмотр генеральному секретарю. Фильм настолько понравился Брежневу, что он одобрил его показ. В результате «Кавказская пленница» вышла на экраны и завоевала невероятную популярность. Более того, она заняла четвёртую строчку в рейтинге самых посещаемых отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:

Любопытные факты о фильме "Кавказская пленница"

Изначально в фильме «Кавказская пленница» планировалось начать с такой сцены. Трус (Вицин) подходит к забору, с робким видом выводит крупную букву «Х» и, оглядываясь, быстро скрывается. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и с уверенностью добавляет к надписи большую букву «У». Увидевший это милиционер хватает свисток, чтобы остановить хулиганство. Но Балбес (Никулин) спокойно подходит к забору и завершает фразу: «ХУдожественный фильм». Впоследствии эту заставку решили удалить, посчитав её неподобающей.

У Натальи Варлей не было опыта работы над озвучиванием фильмов, поэтому Леонид Гайдай решил, что лучше доверить это профессиональной актрисе. В результате героиня Нина заговорила голосом Надежды Румянцевой, а знаменитую песню о медведях исполнила певица Аида Ведищева. Сама же Наталья произнесла лишь одну реплику в фильме: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!». Позже Варлей делилась воспоминаниями, что результат озвучки её разочаровал: «Когда я смотрела на экран, видела себя, говорящую не своим юным голосом, и слышала чужой взрослый голос, поющий за меня, мне становилось плохо. Я буквально чувствовала, как нарушается гармония — три элемента никак не объединялись».

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Георгий Вицин, будучи убеждённым противником алкоголя, категорически отказывался пробовать любые спиртные напитки — ни шампанское, ни вино, ни коньяк, ни даже лёгкие аперитивы. Во время съёмок эпизода, где его персонаж вместе с товарищами распивает пиво у бочки, актёр настоял на том, чтобы в его кружке вместо настоящего напитка оказалась вода с добавлением сиропа шиповника. Однако на экране такая замена выглядела неубедительно. Юрий Никулин предложил добавить в кружку ваты, чтобы создать эффект пивной пены, но и этот трюк оказался неудачным. В итоге Вицин, проявив редкую для себя уступчивость, согласился выпить настоящего пива для съёмок сцены. Этот случай стал единственным в его жизни, когда он прикоснулся к алкоголю, причём не только в реальной жизни, но и на съёмочной площадке.

"Кавказская пленница" стала завершающей страницей в совместной работе Гайдая и прославленной троицы. Идея фильма принадлежала самому режиссёру, но он прекрасно осознавал, что бесконечно использовать образы Труса, Балбеса и Бывалого невозможно. Ещё во время съёмок короткометражки "Самогонщики" между актёрами и Гайдаем начали проявляться разногласия.

Леонид Гайдай приложил немало усилий, чтобы уговорить Юрия Никулина и Евгения Моргунова принять участие в "Кавказской пленнице". В качестве компромисса он предложил им полную свободу для импровизаций и трюков. Однако на съёмочной площадке отношения с Моргуновым складывались напряжённо. Актёр демонстрировал "звёздные" манеры, часто вступал в споры с режиссёром, открыто оспаривал его решения.

Кульминацией конфликта стал закрытый показ для съёмочной группы, где демонстрировались отснятые сцены. По словам очевидцев, Моргунов прибыл на мероприятие в сопровождении группы поклонниц, что вызвало недовольство Гайдая. Сделав замечание актёру, режиссёр столкнулся с резкой реакцией — Моргунов едва не полез в драку. Так завершилась история легендарного трио.

Памятник героям из «Кавказской пленницы» в Иркутске
Памятник героям из «Кавказской пленницы» в Иркутске

Сегодня фильмы Леонида Гайдая остаются живыми, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента их создания. Они наполняют наши вечера смехом и уютом, напоминая, что даже в самой серой реальности всегда есть место для шутки. И, пожалуй, в этом и есть настоящее искусство — говорить о главном с улыбкой.

Из какого советского фильма эта цитата? ✔️Не видите тест, откройте ссылку ниже! ⬇️