Ни Новгородская республика, ни Московское царство не стремились построить порт на Неве. По мнению историка Вадима Аристова, не собирался этого делать и Петр-I. Выход в Балтийское море, изначально, планировался в другом месте.
Аристов Вадим Владимирович - историк, писатель и журналист, президент Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа.
Доводы историка объясняют, почему Петр-I стал строиться на топких невских берегах.
Неудобное место
В нашей историографии принято считать, что места для строительства главного морского порта страны, кроме как в устье Невы, не было. Если посмотреть карту России по состоянию на 1703 год – так оно и есть. Но, с точки зрения географии, устье Невы непригодно для морского порта.
Невская губа мелкая, из-за чего порт пришлось строить в Кронштадте, где происходила перегрузка грузов на малые суда для транспортировки в Петербург, что удорожало конечную стоимость поставляемого товара.
Нева, как водная магистраль связывающая Петербург со страной, длительное время была судоходна в одном направлении из-за Пельских (Ивановских) порогов. Эта проблема Невы подробно поднималась в статье:
Мелкий исток Невы, мели южного берега Ладожского озера с многочисленными подводными камнями также усложняли судоходство, да и само озеро по суровости не уступает морю. В годы строительства Петербурга в Ладожском озере суда гибли тысячами.
Чтобы избежать потерю груза и судов пришлось строить вдоль берега Ладоги канал из Волхова в Неву, дорогущий, длиной в 111 км. Этот канал стал самым длинным каналом Европы того времени.
Серьезные проблемы для порта и города создавали наводнения на Неве, о которых, кстати, Петр Алексеевич был уведомлен.
Вообщем, место действительно очень сложное. Так вот, Вадим Аристов считает, что Петр-I не собирался строить Петербург на Неве, он планировал строить морскую столицу в Нарве.
Удобное место
Сказать, что Нарва удобное место для порта, тоже нельзя. Река Нарва имеет много общего с Невой и те же проблемы, но пару преимуществ все-таки есть.
Река Нарва по ширине чуть уступает Большой Неве (рукав Невы), но у городов Нарва и Ивангород река расширяется до 400 метров – есть где развернуться и укрыться от штормов.
Устье Нарвы, как и Невы тоже недостаточно глубокое, поэтому довольно быстро на берегу моря сформировался второй порт – Усть-Нарва (как в Северной столице: один в Кронштадте, второй в Петербурге).
По Нарве, как и (ранее) по Неве, невозможно подняться далее города. Но если с Невой этот вопрос со временем решили, то река Нарва в этом месте остается несудоходной.
Отправку грузов малыми судами в глубь страны можно было организовать из Усть-Нарвы по реке Россонь в Лугу. Можно было построить в районе Ивангорода канал в Лугу, его длина составила бы всего 7 км.
Как видим и Нарва не самое лучшее место. Но, еще со времен Ивана III Ивангород, возведенный напротив Нарвы, был морским портом Московского царства. За несколько столетий в Нарве сформировалась инфраструктура: два порта, лесопильные мельницы, верфь, производство парусины и шпангоутов. Нужно было вложиться в развитие города, а это куда меньшие затраты, чем строить город-порт с нуля.
И еще один немаловажный плюс для торговли: Нарвский залив на полтора месяца в году меньше скован льдом, чем Невская губа.
Получается, у Нарвы действительно были серьезные основания стать претендентом на морскую столицу России.
Доводы историка
Вадим Аристов приводит несколько интересных доводов, почему Петр-I планировал строиться в Нарве:
Петербурга в планах не было. 9 лет Петр не мог определиться, где строить главную часть Петербурга, то на острове Котлин, то на Петроградской стороне, то Васильевском острове. Это говорит о том, что у Петра не было четкого плана касаемо города.
То, что Петр лично основал Петропавловскую крепость, является мифом, царя в то время на Неве просто не было, как и планов строительства города на тот момент, закладывалась именно крепость.
Петр стремился отбить Нарву. Объяснения, почему Северная война началась с Нарвы, по мнению историка, не выдерживают критики.
Считается, что Петр двинулся на Нарву, желая оказать помощь своему союзнику польскому королю Августу Сильному, но документы говорят, что Август и другие союзники были категорически против его похода на Нарву, они отправляли Петра на Ниен (на Неву).
Другое распространенное утверждение: Петр стремился рассечь группировку шведов, отделить их силы в Эстляндии от войск в Ингерманландии и Карелии. Но Петр пошел не на слабый Ниен, а на укрепленную Нарву, где получил полный разгром. Зачем он так рисковал? Петру нужна была Нарва, историк отмечает:
Свою же первую крепость на Балтике царь Пётр намеревался возводить в 1700 году в устье Наровы. Запись об этом имеется в его «Поденной записке»
Потерпев поражение под Нарвой Петр не остыл, через год он планировал второй поход, но атака шведов под Архангельском поменяла планы.
Разобравшись со шведами на севере, на обратном пути из Карелии, Петр пошел на Неву, где взял Ниеншанц и стал укреплять захваченный район Невы.
Историк также напоминает: иностранные дипломаты отмечали в документах, что царь Петр хочет ”взять”, ”получить” или ”добыть” порт на Балтике, про стройку речи нет.
Более того, перед началом Северной войны в европейских столицах заговорили, что Петр готов отказаться от войны, если Швеция уступит ему ”одну Нарову”. И во время войны Петр предлагал Карлу XII мир в обмен на город-порт.
Жизнь идет, война не заканчивается, а порт стране нужен вчера. Петр уже потерпел неудачу с "Петрополисом" на Черном море, не поддается и Нарва на Балтике. Она падет только в августе 1704 года, но Петр прекрасно понимает, что её ещё нужно удержать. Вот и получается, чтобы осуществить мечту, нужно действовать, а не ждать Нарвы, Риги... Петр решает строиться на Неве.
Всё, что ни делается – всё к лучшему
Нарву мы теряли до Петра и трижды после Петра: в марте 1918 года - немецкая оккупация, в августе 1941-го - немецкая оккупация, август 1991 - развал СССР. Очень неспокойное место...
Нарва так и не смогла стать крупным портом. Ее устье мелеет за счет намыва песка с моря. В СССР были начаты работы по сохранению судоходства по реке, но все остановилось с развалом Союза. Сегодня в речной порт Нарвы уже не могут зайти суда с осадкой 2,5 метра. История Нарвы, как порта, закончилась.
Что бы ни говорили про неудачное место на Неве, потраченные ресурсы, сегодня у России есть большой порт на Балтике и один из прекраснейших городов мира. Петр-I не прогадал!