Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

АвтоВАЗ остановил выпуск Лада Веста и Нивы — глава завода объяснил причину

Без сомнений сегодня у нашего автомобильного гиганта АвтоВАЗа очень много проблем. Так, долг предприятия за 2024 год составляет около 100 миллиардов рублей, а на поддержку производителя будет выделено еще 40 миллиардов, чтобы АвтоВАЗ мог нас и дальше радовать своими автомобилями. Но чем же нас порадует наш производитель уже в 2025 году? В следующем году на рынок выйдет сразу несколько новинок от АвтоВАЗа. Так, уже весной в серийное производство запустят абсолютно новую модель, аналогов которой на рынке пока еще нет. И этот автомобиль называется — Lada Iskra. Почему же «Искра» — это абсолютно новая модель? Да все просто, так как в её основе лежит еще неизвестная нам платформа CMF-B, которая также легла в основу новых поколений Renault Logan и Duster, которые так и не начали выпускать у нас. Также в 2025 году покажут еще один принципиально новый автомобиль — полноценный кроссовер на базе «Весты». На сей раз это будет не подобие Lada XRAY, а реальный кроссовер, правда, только с передним п

Без сомнений сегодня у нашего автомобильного гиганта АвтоВАЗа очень много проблем. Так, долг предприятия за 2024 год составляет около 100 миллиардов рублей, а на поддержку производителя будет выделено еще 40 миллиардов, чтобы АвтоВАЗ мог нас и дальше радовать своими автомобилями. Но чем же нас порадует наш производитель уже в 2025 году?

В следующем году на рынок выйдет сразу несколько новинок от АвтоВАЗа. Так, уже весной в серийное производство запустят абсолютно новую модель, аналогов которой на рынке пока еще нет. И этот автомобиль называется — Lada Iskra. Почему же «Искра» — это абсолютно новая модель? Да все просто, так как в её основе лежит еще неизвестная нам платформа CMF-B, которая также легла в основу новых поколений Renault Logan и Duster, которые так и не начали выпускать у нас.

Также в 2025 году покажут еще один принципиально новый автомобиль — полноценный кроссовер на базе «Весты». На сей раз это будет не подобие Lada XRAY, а реальный кроссовер, правда, только с передним приводом. Полный привод сама платформа «Весты» не подразумевает. Но зато это будет первый полноценный отечественный кроссовер.

И тут стоит вспомнить, какой непростой путь прошел АвтоВАЗ всего за несколько лет. Если кто-то еще помнит, то в 2022 году он и вовсе был на грани закрытия. Сам глава АвтоВАЗа Максим Соколов, который возглавил наш тольяттинский завод весной 2022 года, заявил, что для АвтоВАЗа этот период стал самым сложным за всю историю предприятия. Главный автомобильный конвейер страны не выпускал автомобили два месяца после ухода главного технологического партнера в лице компании Renault.

-2

Но мало того, что АвтоВАЗ все-таки смог выбраться из этой ямы, так еще и завод полноценно смог встать на ноги после такого серьезного удара. Сначала было решено полностью восстановить весь модельный ряд, а уже потом начинать более серьезно подходить к работе с новыми моделями. Плюс ко всему, перед заводом стояла довольно непростая цель — найти новых поставщиков комплектующих. И если ранее нам поставляли детали европейцы, то теперь их сменили китайцы.

Из-за этого на самом старте продаж владельцы автомобилей с китайскими комплектующими, столкнулись с рядом проблем. Но тут проблема даже не в самих комплектующих, а в том, что на заводе очень торопились и многие моменты просто не доглядели. А может быть, просто решили закрыть на них глаза.

-3

Таким образом, когда летом 2023 года в продажу вернули Lada Vesta NG, владельцы первых автомобилей получили целую порцию проблем. В большей степени все они были связаны с электроникой. Но постепенно, АвтоВАЗ все-таки что-то предпринимал и проблемы решал. Но все равно, некоторые из них присутствуют у автомобиля и по сей день.

А в последние месяцы продажи «Весты» и вовсе стали стремительно падать, а по продажам наш автомобиль уже обгоняют китайские кроссоверы. И этот факт очень удивителен, ведь китайские автомобили стоят дороже, чем наша «Веста». Но с другой стороны — ничего удивительного нет, так как АвтоВАЗ последнее время очень сильно перегибает с ценами.

Lada Vesta сегодня стоит от 1,55 до 2,2 млн рублей в самой дорогой комплектации кросс-универсала. Китайские кроссоверы со скидками сегодня можно купить примерно за эти же деньги. Вот люди и покупают все больше и больше китайских автомобилей. В продажи АвтоВАЗа начали падать еще и из-за дорогих кредитов, которые растут из-за ключевой ставки.

-4

Теперь же появились новости о том, что конвейер в Тольятти встал. АвтоВАЗ остановил сборку сразу нескольких автомобилей, а именно — Lada Vesta во всех модификациях, а также на стоп встали сразу обе «Нивы» — Legend и Travel. Но в чем же причина? Неужели у АвтоВАЗа снова возникли новые проблемы с комплектующими, как это было уже несколько раз за этот год? И на все эти вопросы ответил глава АвтоВАЗа Максим Соколов.

На самом деле остановка конвейера заключается сразу в нескольких причинах:

  • во-первых, изначальный план АвтоВАЗа по выпуску 500 тысяч автомобилей в 2024 году, уже выполнен, поэтому и собирать новые автомобили не имеет смысла;
  • во-вторых, сегодня все дилеры Lada по всей стране обеспечены необходимым количеством автомобилей, чтобы продержаться в 2025 году до поставки автомобилей актуального модельного года;
  • в-третьих, спрос на новые автомобили и правда упал. И этот факт АвтоВАЗ очень почувствовал на себе. Сегодня многие дилеры столкнулись с проблемой переполненных складов под конец года.
-5

И по этим причинам и было принято решение — остановить конвейеры. А вот остальные автомобили АвтоВАЗ продолжает выпускать.

Также Максим Соколов не упустил возможности и опять обвинил китайских производителей. На этот раз ему снова не понравилось, что повышение утилизационного сбора, которое так продвигал АвтоВАЗ, пока не дало результатов. Китайские производители позаботились об этом и навезли на наш рынок довольно много новых автомобилей еще по старым ценам и сегодня филигранно играют с ценообразованием, предлагая потребителям довольно «вкусные» скидки.

-6

Все же, по оценкам Соколова, китайские производители «затарили» наш рынок, примерно, на 500 тысяч автомобилей. Все эти запасы рассосутся к середине 2025 года и пока АвтоВАЗу предстоит до этого момента пытаться как-то конкурировать.

На самом деле, китайские производители и правда еще не производили полномасштабного повышения цен. Некоторые автомобили подорожали на 50-100 тысяч рублей, а какие-то и вовсе не дорожают. Но когда запасы «старых» автомобилей закончатся и производители начнут везти к нам автомобили по новым ставкам, хотят китайцы или нет, но цены задирать придется. Кроме этого, уже в январе в силу вступают очередные новые ставки утилизационного сбора, что приведет к очередному росту цен.

Но и сам АвтоВАЗ уже анонсировал повышение цен на все автомобили уже в начале 2025 года. Но будут ли люди покупать наши автомобили по таким ценам при нынешней процентной ставке? Очень вряд ли, и уже в начале года мы сможем увидеть, как продажи АвтоВАЗа будут снижаться.

-7

Остается надеяться на то, что к весне ключевую ставку начнут снижать и люди снова смогут покупать автомобили не под такие огромные проценты, как сегодня.

Спасибо за внимание.