Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все продолжения, которые лучше оригинала ( 1 часть из 4)

Оглавление

«Сиквел хуже оригинала» - это прям классическая фраза, сопровождающая каждое продолжение. Мы уже выяснили на примере 46 фильмов, насколько продолжения могут быть хуже оригинала.

Но, конечно, свои исключения везде бывают. Но, согласитесь, уже осточертело в сотый раз слушать про «Тёмного рыцаря», «Терминатора 2» и прочие вещи на слуху. Хотелось бы чего-то свеженького. Поэтому я решил немного выпендриться и обмусолить не только Нолана и Кэмерона, но и вообще все лучшие продолжения, которые есть на свете. Но, само собой, не по своему мнению, ибо так неинтересно. Всё будет объективно. Есть одна замечательная формула, которая присутствует во всех статьях главного формата канала: (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3). По ней я обсчитываю все фильмы для составления в различные рейтинги. В данном случае также буду основываться на оценках с этих сайтов. И если коэффициент у сиквела будет выше, чем у оригинала (причём необязательно вторая часть, сиквел с любой цифрой в названии), то этому фильму в этот список.

46. Пила Х (2023) - 0,16 балла

Наверняка вы не ждали в этом списке «Пилу», уж тем более самую последнюю десятую часть. Оценки у всех продолжений были гораздо меньше оригинала, а последние пару фильмов и вовсе стали совсем уж трешовыми.

В 2004 году «Пила» стала настоящим хитом, который до кучи очень понравился зрителю — это до сих пор один из самых успешных продюсерских проектов Джеймса Вана. И ни у какой из последующих частей со стороны зрителей не получилось и близко подобраться к планке оригинала. В таком случае вы можете задать логичный вопрос: а что тогда здесь забыла десятая часть?

Ответ довольно простой. Зритель пусть первую часть любит, но вот критики — уже нет. От них у первой части меньше 50 баллов из 100. У последующих продолжений было ещё меньше. Но лишь десятая смогла критикам понравиться. По их мнению, это была бы лучшая часть серии. Зрительские оценки также на «Пиле Х» немного поднялись вверх, что не позволило картине добраться до зелёной зоны выше 7. Получился такой парадокс: «Пила» с отличными зрительскими оценками по общему баллу проигрывает «Пиле Х», которая принята всеми просто максимально средне. Но и разрыв получился соответствующе маленьким — всего 0,16 балла. То есть достаточно какому-нибудь RT опустить процент положительных рецензий с 81 до хотя бы 80, и «Пилы Х» в списке не будет.

Пила: Игра на выживание (2004), (78+76+(50+46)/2)/3=67.33
Пила Х (2023), (66+66+(81+60)/2)/3=67.5

45. Человек-муравей и Оса (2018) - 0,66 балла

-2

Честно говоря, я офигел от такого количества кинокомиксов в этом списке. Но начнём мы с самых безобидных насекомых. У персонажа Пола Радда есть уже целая трилогия, но кто-то вообще помнит, что такой персонаж существует в Marvel до сих пор?

Первый фильм был приятным одноразовым приключением, которое развлекало интересным экшеном и неплохим юмором, ни на что большее не претендуя. Сиквел переобулся в нечто более масштабное, поэтому лично для меня стал более грузной и скучной версией первого фильма, которой показать из чего-то нового было нечего. Что оценки зрителей, в общем-то, подтвердили — они немного меньше оригинала. А вот критики в сиквеле внезапно нашли побольше любопытных моментов и вытащили кино в этот список. Особенно меня удивляет 70 баллов на Metacritic, которая делает «Войну бесконечности» худшим фильмом КВМ в 2018 по версии этого ресурса в год выхода таких посредственных штук, как «Человек-муравей и Оса» и «Чёрная пантера».

Человек-муравей (2015), (71+72+(83+64)/2)/3=72.16
Человек-муравей и Оса (2018), (70+70+(87+70)/2)/3=72.83

44. Человек-паук: Паутина вселенных (2023) - 0,83 балла

-3

Человек-паук. Этому парню в принципе свойственно выдавать сиквелы, которые круче, в чём ещё убедитесь далее. Но в случае с «Паутиной вселенных» подобное достижение кажется ещё более космическим. У первого мультфильма и без того были космические 85+ баллов, которые планомерно увеличивались. Теперь у первого мультфильма ровно 86 из 10. Казалось бы, ну как такого можно перебороть?

Но «Паутина вселенных» смогла. Отметившись также лучшим результатом за весь 2023 год — ну, то есть лучше фильма в 23 не было, если учитывать рейтинги. И, собственно, поэтому мультфильм не смог расположиться выше. Его балл остаётся космическим, но как-то очень далеко отпрыгнуть от первого мультфильма банально невозможно.

Посмотрим, сможет ли триквел истории также просочиться в этот список. Пока мимо «За пределами вселенных» ходят разные нехорошие слухи о неготовом сценарии, скандалах между продюсерами, аниматорами, сценаристами и т. д. Выход мультфильма и вовсе ожидается не раньше 2027 года — спустя 4 года после премьеры второй части.

Хотя, если честно, мне оригинал в качестве завершённой цельной истории понравился больше. «Паутина вселенных» всё ещё крута, однако слишком уж про фансервис, юмор и эпик. Но ладно, сильно бурчать не буду, тем более что всё равно считаю сиквел отличным.

Человек-паук: Через вселенные (2018), (82+84+(97+87)/2)/3=86.0
Человек-паук: Паутина вселенных (2023), (84+86+(95+86)/2)/3=86.83

43. Люди-Икс 2 (2003) - 1,16 балла

-4

Продолжаем говорить о кинокомиксах. И приготовьтесь — их будет в списке неприлично много. «Люди Икс 2», пожалуй, — каноничный пример из зарождения эры супергероики.

Первый фильм был очень классным и атмосферным, но местами ему банально не хватало бюджета и хронометража, чтобы воплотить в жизнь все задумки авторов. Частично это удалось исправить в продолжении.

«Люди Икс 2» стали более глубоким прочтением первой части со стороны конфликтов. Помогли этому и уже знакомые образы первой части, которые в сиквеле вернулись во всеоружии, и новый злодей, который олицетворяет тему фильмов не менее ярко, чем Магнето.

В конце концов, экшен стал более внушительным, что для блокбастерных фильмов тоже большой плюс.

Лично я тоже считаю, что оригинал круче, но и не буду говорить, что сиквел сделал что-то неправильно.

Люди-Икс (2000), (77+73+(82+64)/2)/3=74.33
Люди-Икс 2 (2003), (76+74+(85+68)/2)/3=75.5

42. Убить Билла. Часть 2 (2004) - 1,16 балла

-5

Случай с дилогией «Убить Билла» уже более интересный. Во-первых, потому что ну где вы ещё видели сиквел от Квентина Тарантино? А во-вторых, сиквел не выделяют банально из-за того, что история воспринимается единой. 20-е стали новым трендом для одного большого фильма, который для удобства поделили на два. Но мало кто делал такое сразу на первом фильме. Начинают такое обычно минимум со второй части, которая после пламенно перетекает в третью (хотя в последнее время и начали появляться штуки вроде «Мятежной Луны» и «Злой»).

«Убить Билла» стал первым подобным опытом. Поэтому два фильма будет честнее воспринимать одной огромной пятичасовой историей мести. Но в названии есть «Часть 2», поэтому технически это продолжение. И продолжение, которое держит марку оригинала, но чуть-чуть хуже. Примерно так воспринимают кино более-менее все. Сиквел стал длиннее на 20 минут, а также увеличил количество диалогов и уменьшил количество экшена. Темпово кино смотрелось уже не столь увлекательно. Но в подобном решении был смысл — не делать же ровно такое же кино, просто с окончательной жирной точкой в конце. Сиквел всё сделал правильно, но при этом не смог стать лучше для большинства.

И вы снова можете спросить: а что тогда кино тут забыло? Ну-у-у, оценки у продолжения на 0,1 меньше на 3 сайтах из 4. И только лишь Metacritic решил навести смуту — для тамошних критиков первая часть оказалась просто нормальной, а вот завершение истории — шикарным. Что и сделало отрыв в чуть больше балла.

Убить Билла. Часть 1 (2003), (77+82+(85+69)/2)/3=78.66
Убить Билла. Часть 2 (2004), (76+80+(84+83)/2)/3=79.83

41. Пьяный мастер 2 (1994) - 1,33 балла

-6

Один раз завезём классические боевики из 90-х. У боевиков подобного плана практически никогда не получается со второй частью прыгнуть выше головы. Зачастую сиквелы хуже, причём гораздо. Джеки Чану же повезло. У него тоже большинство сиквелов хуже, но при этом отставание минимальное. Взять ту же «Полицейскую историю». Ну а «Доспехи бога» первоначально должны были быть ещё одним претендентом на этот список, так как у сиквела оценка была немного выше. Но подвёл RT, где у сиквела процент упал аж на 9 пунктов, что и не позволило картине пробиться в список.

Чего я однозначно никогда не слышал, так это выделения «Пьяного мастера 2» в качестве одного из лучших сиквелов. Но это и неголливудское кино, так что неудивительно. Поэтому нет каких-то особенных моментов, по которым сиквел можно было бы назвать лучше.

Зритель и вовсе склонен считать, что продолжение немного хуже. А вот критики больше любят как раз вторую часть. Ну а так как разница на КП и IMDb у двух фильмов небольшая, то вторая часть смогла себе выбить небольшой отрыв.

Пьяный мастер (1978), (78+74+(81+68)/2)/3=75.5
Пьяный мастер 2 (1994), (76+75+(85+74)/2)/3=76.83

40. Властелин колец: Возвращение короля (2003) - 1,33 балла

-7

Съёмки двух частей подряд в принципе тоже кейс не прям суперчастый. Даже несколько подобных релизов в год — это неплохо, но не офигеть-не встать. А вот сразу три — это уже заявочка, который пока сумел оформить только Питер Джексон. Кроме вселенной «Властелина колец», в истории больше нет прецедентов, когда бы снимали сразу три многобюджетных фильма одной франшизы подряд.

Потому «Властелина колец» тоже честнее называть одной большой историей. Но всё-таки разбитой на три фильма. И тут тоже история как у «Человека-паука»: у первой части 89 баллов из 100, как можно сделать ещё лучше??? Ну, собственно, в первый раз и не получилось. У «Двух крепостей» случилось падение на полбалла. А вот триквел отыгрался — не просто стал лучшим фильмом трилогии, но ещё и одним из пяти счастливчиков, чей средний балл превышает 90.

Властелин колец: Братство кольца (2001), (86+89+(92+92)/2)/3=89.0
Властелин колец: Возвращение короля (2003), (87+90+(94+94)/2)/3=90.33

39. Ценности семейки Аддамс (1993) - 1,66 балла

-8

Дилогия про семейку Аддамс от Барри Зонненфельда — максимально ровные картины. В том смысле, что рейтинг у обеих картин на КиноПоиске и IMDb одинаковый.

Так что да, вы всё правильно поняли, это снова кино, которое в рейтинг пропихнули критики. Этим господам и дамам первая часть зашла максимально средне, а вот сиквел — штука, сильнее похожая на хорошее кино.

Я в кои-то веки с мнением о сиквеле получше согласен. Первая «Семейка Аддамс» просто кажется мне интересным, но в то же время довольно странным в плохом смысле фильмом. У сиквела в этом отношении всё гораздо лучше: и сюжет интереснее, и юмор позабавнее, и акцент на тех персонажах, которые мне сильнее зашли в оригинале.

Семейка Аддамс (1991), (77+69+(67+57)/2)/3=69.33
Ценности семейки Аддамс (1993), (77+68+(75+61)/2)/3=71.0

38. Человек-паук 2 (2004) - 1,83 балла

-9

Сразу же встречаем ещё одну версию «Человека-паука», где сиквел тоже лучше. С «Человеком-пауком 2» с Тоби Магуайром это вполне очевидно — это продолжение также у многих всплывает довольно быстро при упоминании лучших вторых частей.

Проблема лишь в том, что оригинального «Человека-паука» Сэма Рейми также любят очень сильно, так что средний балл у него очень солидный. И хотя у второй части ещё солиднее, но недостаточно, чтобы претендовать на десятку лучших.

Хотя, если бы я составлял собственный список, где вставлял картины относительно того, насколько сиквел лучше оригинала, то «Человек-паук 2» однозначно бы попал в десятку. Мне всё-таки кажется, что лента 2002 года чересчур устарела, а вот сиквел и триквел — это уже очень классные супергеройские истории из 00-х.

Человек-паук (2002), (77+73+(90+73)/2)/3=77.5
Человек-паук 2 (2004), (74+75+(93+83)/2)/3=79.33

37. Мадагаскар 3 (2012) - 2 балла

-10

Вообще, можно заметить, что сиквелы именно у анимационных проектов максимально редко становятся лучше оригинала. Если верить статистике, то их максимально мало. Причём ни Disney, ни даже Pixar ни разу не сделали сиквел, который был бы лучше.

DreamWorks же удалось. Правда, я сомневаюсь, что вы бы сделали ставку на «Мадагаскар». И уж тем более третий. Как будто бы очень напрашивается сюда «Шрек 2», но он потерял относительно оригинала 3,5 балла. «Мадагаскар» при этом — очень качественная франшиза Дримов, где все части любят, но по классике: оригинал — ван лав; сиквел — немного похуже, но всё ещё очень ок; триквел — окей на разок.

В России третья часть хоть и собрала очень много денег, но при этом ценится аудиторией слабее всего. Чего не сказать о Западе. Довольно известна история о том, что наш дубляж гораздо круче оригинала. Так вот, разница у первого мультфильма на КП и IMDb — целый балл. И в общем-то вся трилогия на Западе оценивается как чуть ниже 7. Поэтому в дело снова вмешиваются критики, которые считают, что с каждым новым сиквелом франшиза становилась только лучше. Третья даже удостоилась однозначно положительного приёма.

А вот второй части повезло немного меньше. Её балл первоначально тоже был выше оригинала, но после подрос процент на КП и RT у оригинала — сначала у обеих частей было по 68,16 из 100. Теперь у сиквела на 0,16 меньше.

Мадагаскар (2005), (80+69+(55+57)/2)/3=68.33
Мадагаскар 3 (2012), (74+68+(78+60)/2)/3=70.33

36. Зверопой 2 (2021) - 2,16 балла

-11

Помните, на предыдущем месте я говорил, что случай анимационного продолжения, которое лучше, максимально редкий? Это уже третье вторжение анимации, а всего их, кину спойлер, шесть.

Так вот, я уже проспойлерил, что Disney с Pixar ждать не стоит. Но никак не ожидал, что в подобный топ каким-то чудом вторгнется Illumination. Та самая миньонная студия, у которой всего один хороший проект и которой абсолютно плевать на качество.

В 2016 у неё вышел хорошо принятый аудиторией «Зверопой», который до кучи и собрал прилично. Сиквел явился спустя 5 лет, но даже в пандемию умудрился стать самым кассовым анимационным релизом. Оценки на старте были примерно вровень к первой части, а потом КиноПоиск сошёл с ума, удостоив «Зверопоя 2» места в ТОПе-250 лучших фильмов в истории с рейтингом в 8,3 из 10. То есть лучше всех мультфильмов Pixar, помимо «Валл-и» и «Тайны Коко».

Подобный финт ушами и обеспечил «Зверопою 2» место в этом списке, хотя оценки на Западе вот прям совсем на чуточек лучше оригинала.

Зверопой (2016), (74+71+(71+59)/2)/3=70.0
Зверопой 2 (2021), (83+73+(72+49)/2)/3=72.16

35. Уоллес и Громит: Самая дикая месть (2025) - 2,16 балла

-12

Только вот я на предыдущем месте говорил, что анимации очень мало, раз в сто лет идеальный сиквел случается. И первоначально в этом списке было на одно место меньше, но в самом начале 2025 года, когда данная статья была уже полностью написана, взлетели рейтинги второй части «Уоллеса и Громита».

Aardman — любопытная анимационная студия, которая делает уникальные пластилиновые штуки, но в основном промышляет короткометражками. Полнометражек у студии меньше десятка. И продолжений даже для самых успешных своих фильмов не делали. До 2023 года. Тогда на Netflix вышло продолжение «Побега из курятника», которое попало в список рекордно худших продолжений. «Уоллес и Громит 2» также вышли на Netflix спустя 20 лет после оригинального мультфильма, так что ожидать чего-то сверх вроде бы не приходилось.

Внезапно мультфильм стартовал со 100% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. Но это всего на 5% больше оригинала, поэтому критики устроили очень маленький разрыв. Оценок, конечно, маловато, но пока КиноПоиск и IMDb сходятся во мнении, что продолжение действительно немного лучше «Проклятия кролика-оборотня». Во многом дело вытащил главный злодей, которого в первой части по сути дела и не было.

Лично я считаю, что оба мультфильма выполнены примерно на одном уровне. «Проклятия кролика-оборотня» больше по отсылкам к фильмам ужасов, а «Самая дикая месть» сфокусировалась на гениальном злодее.

Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня (2005), (72+75+(95+87)/2)/3=79.33
Уоллес и Громит: Самая дикая месть (2025), (75+78+(100+83)/2)/3=81.5

34. Веном 2 (2021) - 2,33 балла

-13

Про Человека-паука я говорил во всех смыслах. (Не)вселенная Sony настолько крута, что у неё даже сиквелы получаются удачнее первых частей. Причём на нехилые 2+ балла. Достойно. Жаль, что триквелу не так повезло.

Ну а если серьёзно, то потешно видеть «Венома 2» в списках, подобных этому. Первая часть была плоха, сиквел ещё хуже, триквел... Хотя стоит отметить, что пусть оценки у картины 2018 и посредственные, но в целом они на грани зелёной зоны. То бишь такое разочарование для просмотра один раз. Это критики кино растоптали, от них «Веном» получил чуть больше 30 из 100.

А вторая часть значительно просела в оценках зрителей, став худшей в трилогии. Но при этом для критиков стала пусть тоже весьма посредственной, но лучшей в трилогии. От них «Веном 2» получил больше 50 баллов, что в принципе рекорд для всей вселенной Sony про Паука без Паука.

Веном (2018), (69+66+(30+35)/2)/3=55.83
Веном 2 (2021) (62+59+(58+49)/2)/3=58.16

33. Планета обезьян: Революция (2014) и Планета обезьян: Война (2017) - 2,33 балла

-14

А вот и первый делёж, где сразу два фильма во франшизе лучше оригинала. О тонкостях дележа объясню позже, так как тут случай исключительный. У второй и третьей части средний балл одинаковый, но при этом обе части лучше самой первой.

«Планета обезьян» — франшиза довольно древняя. Началась она ещё в 1968 году. И доросла до серии из пяти фильмов. Где продолжения были очень посредственными. Сиквел даже залетал на 10 место среди самых посредственных сиквелов. В итоге оригинальная серия закончилась в середине 70-х с премьерами сериала и мультсериала, что закрылись на 1 сезоне. В 2001 году последовал перезапуск от Тима Бёртона. Сиквел он не получил.

Через 10 лет объявилась новая версия «Планеты обезьян», которая не только полноценный перезапуск, но и, можно сказать, приквел истории. То есть мы тут узнаём, как зародилась планета обезьян. И «Восстание» получило отличные оценки от зрителей и критиков. Потенциал для продолжения был вполне. И он случился в 2014 году. Зрители оценили примерно на том же уровне, а вот критики разошлись на лучшие баллы в серии. В 2017 вышла и третья часть, которая получила слабейшие оценки в трилогии, но относительно хорошие. А критики и вовсе пищали от восторга, так что кино не первой свежести довели до результата в 77 из 10.

То есть у нас тут снова пример того, как критики затащили кино вверх. У трилогии оценки плюс-минус одинаковые для зрителей, просадка совсем небольшая. Но вот у критиков различие приличное.

Восстание планеты обезьян (2011), (74+76+(82+68)/2)/3=75.0
Планета обезьян: Революция (2014), (71+76+(91+79)/2)/3=77.33
Планета обезьян: Война (2017), (70+74+(94+82)/2)/3=77.33

32. Хеллбой: Золотая армия (2008) - 2,5 балла

-15

«Хеллбой: Золотая армия» — это то продолжение, которое случилось каким-то чудом. 2004 год — то время, когда супергерои ещё не захватили весь мир, поэтому Голливуд продавал нам приземлённые и менее попсовые истории чуваков не просто в красном кожаном трико: «Блейд», «Иксы», разное дисишное и, собственно, «Хеллбой».

Новый режиссёрский проект Гильермо дель Торо получил нормальные отзывы от критиков и зрителей в районе 7 баллов. Неплохо, но и не что-то суперкрутое. При этом в прокате «Герой из пекла» провалился с диким треском: при бюджете в 66 млн собрать удалось всего 99. Можно было бы подумать, что франшиза мертва и больше не вернётся. Но не тут-то было: спас релиз на DVD. Там-то картину ожидал огромный успех, поэтому сиквелу спустя время был дан зелёный свет.

Он вышел спустя 4 года. Оценки у зрителей были выше совсем на чуть-чуть, а вот критики разглядели в «Золотой армии» более интересное кино. В принципе, второго «Хеллбоя» можно назвать более продуманной версией первой части. «Золотая армия» отошла от трешовости и медлительности первой части, углубившись в драматургию и персонажей и более детально раскрыв лор.

Хеллбой: Герой из пекла (2004), (70+69+(81+72)/2)/3=71.83
Хеллбой: Золотая армия (2008), (71+70+(86+78)/2)/3=74.33

31. Тайлер Рейк: Операция по спасению 2 (2023) - 2,66 балла

-16

Встречаем на нашем пороге стриминговое кино. В 2020 году релиз «Тайлера Рейка» был одним из немногих экшенов года. Причём это боевик с весьма неординарным подходом. Операторская работа решила сойти с ума, поэтому камера всегда носилась за главным актёром, а видимых склеек могло не быть в течение нескольких минут. И хотя мне кажется, что для современных экшенов это результат весьма классный, но картину не особо приняли ни зрители, ни критики. Результат просто максимально средний.

У второй части с оценками всё оказалось немного лучше. У зрителей был небольшой скачок, а критики с нейтралки свернули в плюс-минус положительный настрой. Хотя картинка работала примерно по той же формуле, что и первый фильм: дикая порция экшена, какой-нибудь диалог, снова экшен. «Тайлер Рейк 2» ушёл в отрыв, показав 21-минутную сцену вообще без видимых склеек, что определённо было очень круто. Но более смотреть во второй части не на что.

Мне показалось, что после вторая часть превращается в какой-то максимально душный и скучный боевик категории Б, где очень плохо работает примерно всё. Оригинал тоже был скучноват, но при этом у него как-то получалось устраивать неплохой симбиоз из всего.

Тайлер Рейк: Операция по спасению (2020), (69+68+(67+56)/2)/3=66.16
Тайлер Рейк: Операция по спасению 2 (2023), (68+70+(80+57)/2)/3=68.83

Конец 1 части.