Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

«Шоша» Исаака Башевиса Зингера: каждый из нас немного Шоша

Нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер, первый автор, получивший Нобелевскую премию за произведения на идише, написал небольшой роман «Шоша» в далёком 1978 году. События в романе происходят и вовсе лет на 40 раньше – перед самым началом Второй мировой и вторжением Гитлера в Польшу. Тем не менее, книга эта не теряет значимости и теперь, спустя почти полвека после своего появления. Это настоящая Большая литература не просто о войне, не просто о евреях во время той войны, но о чём-то вневременно важном – настоящей любви, принятии, мудрости, смысле жизни. Действие начинается в Варшаве где-то в начале 1920-х. Аарон Гриндберг (Ареле) – сын раввина в еврейском квартале, происходит из уважаемой и состоятельной семьи. Это умный и способный мальчик, делающий успехи в учёбе и духовном просвещении, крайне важном для еврея. Он живёт с родителями в доме №10 по улице Крохмальной. Здесь же живёт девочка Шоша с семьёй – родителями и двумя младшими сёстрами. Шоша из простых, её отец подвизается в само

Нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер, первый автор, получивший Нобелевскую премию за произведения на идише, написал небольшой роман «Шоша» в далёком 1978 году. События в романе происходят и вовсе лет на 40 раньше – перед самым началом Второй мировой и вторжением Гитлера в Польшу.

Тем не менее, книга эта не теряет значимости и теперь, спустя почти полвека после своего появления. Это настоящая Большая литература не просто о войне, не просто о евреях во время той войны, но о чём-то вневременно важном – настоящей любви, принятии, мудрости, смысле жизни.

Действие начинается в Варшаве где-то в начале 1920-х. Аарон Гриндберг (Ареле) – сын раввина в еврейском квартале, происходит из уважаемой и состоятельной семьи. Это умный и способный мальчик, делающий успехи в учёбе и духовном просвещении, крайне важном для еврея. Он живёт с родителями в доме №10 по улице Крохмальной. Здесь же живёт девочка Шоша с семьёй – родителями и двумя младшими сёстрами. Шоша из простых, её отец подвизается в самой простой профессии (вроде башмачника), денег всегда в обрез. Сама Шоша по развитию как будто отстаёт от сверстников: она по два года сидит в каждом классе, не может выучить ни один язык, даже идиш, не говоря уже о польском и русском. Но что-то в ней неудержимо притягивает мальчика из семьи раввина, несмотря на запреты родителей общаться с девочкой, тем более из семьи с низким положением. Шоша и Ареле – лучшие друзья, и даже больше. Только простоватой Шоше мальчик может рассказать о том, что прочёл в умных книгах, поверить свои тайны, показать свои рисунки. Только в ней он находит утешение.

Случается так, что из-за переезда Шошиной семьи дети расстаются и теряют друг друга на долгие годы, хотя живут в одном городе. Только в 1939-м Аарон, уже перспективный молодой человек, пробующий силы в писательстве, познавший многих женщин и разные жизненные перипетии, впервые за два десятилетия приходит на родную Крохмальную улицу. И оказывается, что Шоша по-прежнему там, что она никуда и не уходила, терпеливо ожидая именно его.

Только получилось так, что после перенесённой болезни девушка перестала расти. По росту он почти не отличается от девятилетней Шоши, которую Ареле когда-то знал, да и душа её по-прежнему такая же чистая и незапятнанная, как в детстве.

В недавнем посте по ходу чтения романа я сопоставила Шошу с героем романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан», который тоже в один момент перестал расти физически, меняясь только внутренне. Только Грасс придал своему персонажу Оскару Мацерату гипертрофированные, гротескные черты ради насмешки над милитаристскими амбициями Германии, а Зингер откровенно любуется Шошей, делая её воплощением чистой, какой-то изначальной мудрости. Примерно как в Библии: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

Увы, эта изначальна чистая мудрость оказывается в итоге утраченной в пылу войны, фашистской оккупации и последующей неразберихи с созданием еврейского государства в Палестине. Вместе с Шошей («девушкой с таким старомодным именем») уходит старая Польша, вернее, та её часть, которая связана с историей еврейства. Правда, наш Ареле останется жив и даже добьётся мировой известности и увидит новую зарю Израиля. Но будет ли счастлив? Будут ли счастливы другие выжившие?

Книга по тональности грустная, но не беспросветная. Это грусть до предела усталого человека, которого помотало жизнью и который не удивляется уже ничему. Роман «Шоша» - это рефлексия о прошлом и одновременно о будущем, связанном с извечной неприкаянностью еврейского народа. Хорошая книга, которая как будто тебя очищает от лишней брони, обнажая природную простоту и естественность, изначально присущую каждому человеку. Наверное, каждый из нас немного Шоша – смесь ребёнка и святого. Шоша, которую мы потеряли в пылу сражений за место под солнцем. Но очень хотим найти.

***

Отзыв завершён, но я напоминаю, что на моём Телеграм-канале

Ариаднина нить | Книги

вас ежедневно ждут свежие анонсы книжных новинок русской и переводной интеллектуальной прозы; нехудожественный сегмент тоже затрагиваем. Подписывайтесь!

Ваша Ариаднина нить.