Кажется, я уже сетовал, что не люблю браться за большие книжные циклы — пугает, что могу бросить по миллиону причин, а потом жалеть, что тратил время, начиная читать (незаконченные я тоже не люблю, особенно, когда покупаю в бумаге, а не в электронке).
А потому к циклам объёмнее трилогии я подхожу осторожнее: уж больно много в моей жизни едва начатых историй, в которых я прочёл только первую книгу — дамоклова корзинка надкусанных яблок.
Однако есть вещи, к которым я так или иначе постоянно возвращаюсь, особенно если речь про известные циклы, которые так или иначе постоянно всплывают при обсуждениях. Например, «Культура» шотландского писателя Иэна М. Бэнкса (именно с М. от второго имени, так писатель отделял своё научно-фантастическое творчество от всего остального).
Я начинал цикл когда-то давно с наугад выбранного романа, решил, что хочу прочесть всё в бумаге, но пропустил момент, когда книги нормально издавались. Будут ли у нас переиздавать «Культуру» ещё — неизвестно, поэтому я дал себе обещание целенаправленно, пусть и без спешки, прочесть всё же весь цикл с самого начала, и отписаться по каждому крупному произведению, благо они не связаны напрямую.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
«Культура» — цикл космической фантастики, в центре которого та самая заглавная межзвёздная цивилизация, объединяющая в основном гуманоидов и разумные машины, живущих в технологически развитом, постдефицитном, гедонистическом и по-своему гуманном обществе, склонном к эгалитаризму.
Частый сюжет этих книг — столкновение агентов Культуры с представителями других цивилизаций, разделяющих иные, зачастую даже противоположные ценности. При этом Бэнкс нередко показывает Культуру опосредованно, давая голос не относящимся к ней героям.
«Вспомни о Флебе» (Consider Phlebas, 1987) — первый роман цикла, в котором Культура как раз и рассматривается с противоположной стороны.
Бэнкс рисует перед нами конфликт Культуры и империи идиран, воинственных фанатиков и действительно могущественных воинов. Мы знакомимся с сотрудничающим с идиранами оборотнем Хорзой, который получает задание захватить искусственный интеллект с одного из космических кораблей Культуры, спрятавшийся на запретной для обеих сторон планете.
Хорза — не бессовестный, но жёсткий и подготовленный наёмник, способный менять внешность. Он не полностью разделяет ценности идиран, но настроен против Культуры, а потому примыкает к экипажу спасшего его корабля, готовясь использовать любые средства, чтобы успешно завершить миссию.
Однако путь на запретный Мир Шара долог и извилист: Хорзе предстоит заслужить своё место в команде, угодить в плен к отвратительным культистам и пережить разрушение настоящей мегаструктуры, чтобы наконец добраться до злосчастного Разума.
Роман получился очень динамичным и насыщенным, Бэнкс щедро отсыпал читателям ярких образов, любопытных локаций, интриг, приключений, катастроф и перестрелок, не скатывающихся при этом в примитивный боевик. Однако что стоит за всем этим?
На последних страницах писатель раскрывает ход войны между Культурой и идиранами, сотрясавшей множество миров столько лет. И читатель (наравне с некоторыми персонажами) может задаться вопросом о целесообразности такого противостояния, а также роли, которую может сыграть в подобных событиях один-единственный человек.
В одном из интервью Бэнкс признался, что неоднократно сталкивался с клише «одинокого героя», от которого зависит если не судьба целой Вселенной, то планетки-другой точно, и «Вспомни о Флебе» — реакция на такие произведения.
По его словам, чаще всего случается так, что люди страдают и умирают, или их втягивают в хаос и катастрофы, а в конце концов это всё «не имеет большого значения». И когда осядет пыль, остынут пушки и умолкнет грохот бомб, остаётся лишь один вопрос: «Для чего всё это было?».
Стоит сделать ремарку: несмотря на события в книге, вращающиеся вокруг конфликта идиран и Культуры, перед нами совсем не военная фантастика, это космоопера, в которой всего понемногу.
Однако если придираться, то мне хотелось бы чуть найти чуть больше о позициях воюющих сторон в самом тексте, а не в финале книги. С другой стороны, возможно, это также отражает идею романа: простые люди, угодившие в горнило войны, не могут увидеть картину целиком, так как речь всё же идёт о небольшом эпизоде конфликта, растянувшегося на световые годы по всей Галактике.
«Вспомни о Флебе» — увлекательная космическая фантастика о цивилизационном конфликте, в мясорубке которого оказываются простые и в общем-то понятные нам люди и их убеждения.
В этом романе заглавная Культура, возможно, проявляет себя не так ярко, как в других, более поздних произведениях цикла, но Бэнкс и его работа явно заслуживают внимания читателей.
P.S. Я пишу «люди», «человек», но в контексте романе подразумеваются «гуманоиды», а не «земляне». Однако в книге этот момент затушевывается, насколько отличны те или иные представители Культуры и проч. от выходцев Земли, почти никогда не уточняется, а потому в целях удобства чтения прошу принять, как есть.