Найти в Дзене
Школа Вокала.

Упражнения на опору от Александра Ведерникова.

Александр Ведерников-советский российский оперный и камерный певец (бас), педагог. Сегодня, в день его рождения 23 декабря, мы вспоминаем певца и педагога Александра Ведерникова. Советую почитать статью, где он сам о себе очень интересно рассказывает. Концертная деятельность у меня была не меньшая, чем занятость в театре. Я и Государственную премию получил за свои сольные концерты в Большом зале консерватории. Много пел современных композиторов: Свиридова, Леденева, Николаева, Рубина. С Георгием Васильевичем Свиридовым мы дружили семьями. Познакомились в 1957 или 1958 году при работе над его циклом «Страна отцов» на стихи Исаакяна. Потом и цикл на стихи Бернса пел, и романсы отдельные, и «Патетическую ораторию» на стихи Маяковского. Много с ним по России ездили и за границу. Потом я решил, что уже состарился, и Георгий Васильевич стал работать с молодым певцом Хворостовским, Царство ему Небесное! Считаю, что творческая жизнь у меня сложилась. Всегда пел то, что мне нравилось, и в теат

Александр Ведерников-советский российский оперный и камерный певец (бас), педагог.

Сегодня, в день его рождения 23 декабря, мы вспоминаем певца и педагога Александра Ведерникова.

  • В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Был солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) и Большого театра.
  • С 1958 по 1990 год был солистом Большого театра.
  • С 2006 по 2009 год — консультант по вокалу в Большом театре.
  • С 2008 года работал художественным руководителем театра «Русская опера» в Москве.
  • О своём многолетнем творчестве рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не оскудела».

Советую почитать статью, где он сам о себе очень интересно рассказывает.

Концертная деятельность у меня была не меньшая, чем занятость в театре. Я и Государственную премию получил за свои сольные концерты в Большом зале консерватории. Много пел современных композиторов: Свиридова, Леденева, Николаева, Рубина. С Георгием Васильевичем Свиридовым мы дружили семьями. Познакомились в 1957 или 1958 году при работе над его циклом «Страна отцов» на стихи Исаакяна. Потом и цикл на стихи Бернса пел, и романсы отдельные, и «Патетическую ораторию» на стихи Маяковского. Много с ним по России ездили и за границу. Потом я решил, что уже состарился, и Георгий Васильевич стал работать с молодым певцом Хворостовским, Царство ему Небесное!
Считаю, что творческая жизнь у меня сложилась. Всегда пел то, что мне нравилось, и в театре все звания получил, и Государственную премию за концерты получил, и от Церкви у меня есть ордена, потому что я и много духовной музыки пел.
Александр Ведерников
Александр Ведерников

1.Упражнение на опору от певца и педагога Александра Ведерникова.

Введение в упражнение.

• Упражнение направлено на выработку подачи воздуха.

• Важно сохранять воздух и не зажиматься.

• Упражнение помогает сохранить глубину звука.

Глубина звука.

• Упражнение помогает достичь глубины звука.

• В украинском языке есть буквы, которые способствуют глубокому звучанию.

• Народное хоровое пение в Украине славится своей глубиной.

Интонация и подача воздуха.

• Интонация играет важную роль в упражнении.

• Воздух должен идти непрерывно, задействуя весь столб трахеи и бронхи.

• Связки работают в разомкнутом состоянии.

Напряжение и опора.

• Напряжение опоры возрастает.

• Упражнение напоминает смех и подачу воздуха.

• Напряжение создается за счет опоры, а не других факторов.

Завершение упражнения.

• Упражнение начинается с опоры и стеснения воздуха.

• Важно сохранять напряжение и опору.

• Упражнение помогает достичь глубокого звучания и правильной подачи воздуха.

2.Опора звука зависит от стеснения воздуха.

Основы пения.

• Пение не требует сложных техник, как и верхние ноты.

• Все зависит от стеснения воздуха в легких и его выдоха.

• Певческий орган находится в одном месте, где мы стесняем и облокачиваемся.

Певческий орган.

• Певческий орган находится в определенном месте, где мы стесняем воздух и облокачиваемся га воздух.

• Студенты должны понимать, что рот находится в определенном месте.

• Пение происходит без изменений, кроме напряженности опоры.

Верхние ноты.

• Верхние ноты строятся без изменений, кроме увеличения опоры.

• Важно поддерживать проточность воздуха, чтобы избежать затычки.

3.Упражнение от Александра Ведерникова, когда все звуки в одной звуковой колонне.

Фокусировка и опора.

• Важно поддерживать опору и следить за потоком воздуха.

• При переходе с "и" на "у" включается фокусировка, необходимая для пения.

• Пение должно происходить в "коробочке", что помогает контролировать дыхание и манипуляции.

Акустическое звучание.

• Голос акустически переходит в звучание в "коробочке".

• Руководство пением и дыханием происходит через эту "коробочку".

• Можно петь с отметкой или без, но важно сохранять напряжение.

Верхние ноты и манера пения.

• Верхние ноты требуют напряжения, но не требуют ухищрений.

• Пение на "у" помогает избежать необходимости "крыть" голос на верхних нотах.

• Голос должен быть круглым и звучать в звуковой колонне с самого начала.

• Верхние ноты строятся аналогично нижним, если правильно построена середина на "у".

В Италии я получил очень важные для профессионального певца технологические знания: как петь, как дышать, как организовать свой певческий аппарат. Когда вы, допустим, поете в компании, это совсем другое пение, любительское. Если так, по-любительски, спеть хотя бы одну оперную партию, можно сразу остаться без голоса.
Так многие и остаются без голоса. Певец дышит по-особому. Он как бы выжимает из себя голос, его легкие превращаются в меха, которые распределяют процесс пения. Там много всяких ухищрений, которые профессионалам надо знать, а они не знают, поют в любительской манере и теряют голос.
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/aleksandr-vedernikov-ya-vsegda-pel-to-chto-mne-nravilos/

Писала об этом певце в статье:

Напоминаю ценные цитаты из нее:

О дыхании.

Выдох - самый сложный и ответственный этап, так как на нем осуществляется певческий процесс. Взятый в легкие воздух нужно подвергнуть сжатию (стеснению), чтобы во время пения не просто его выдыхать, но еще и выжимать. Для этого после задержки дыхания, перед пением нужно тяжестью грудной клетки облокотиться на находящийся воздух в легких. Легкие превращаются как бы в «меха», как у органа, волынки или гармошки.

Пение на стесненном воздухе - это и есть пение на опоре.

Когда человек поднимает тяжести (штангист) или толкает тяжелые предметы, он тоже опирается на воздух в легких, потому, как это является естественной опорой при значительных физических усилиях. Если попытаться говорить на сжатом воздухе внутри себя (чревовещание), то образуется оптимальная позиция для акустического пения.

Про гласные У и А.

При пении с опорой на голосовые связки невозможно построить звучащую колонну, объединяющую головные резонаторы с грудными, так как голосовые связки работают в сомкнутом положении.

Только при работе связок в разомкнутом положении возможно единство акустического звучания головных и грудных резонирующих полостей.

Достичь это можно с помощью гласной «У», которая по своей природе способствует правильному положению гортани и разомкнутой работе голосовых связок.

Тогда как гласная «А» стимулирует опору на связки.

В результате этого связки несут большую нагрузку, быстро утомляются, это становится причиной частых заболеваний голосового аппарата. Обычно, при такой манере пения век певца бывает коротким.

«Кто не умеет петь гласную «У», не умеет петь» - это утверждение очень точно указывает на важность этой гласной в освоении акустической певческой технологией. Не зря «король теноров» Энрико Карузо за день до спектакля пропевал, облокотившись лбом о дверной косяк, предполагаемую партию на гласной «У».

Гласная «У» выстраивает звучащую акустическую колонну, заставляет голосовые связки функционировать в разомкнутом положении, открывая вход в подсвязочное пространство -основной «певческий орган»,где осуществляются опора, интонация и дикция.

О певческой дикции.

Чтобы буквы, слога, слова имели полетность, они должны быть вмонтированы в звуковую колонну и составлять с ней одно целое. Поэтому, работая над голосом, надо одновременно четко произносить гласные в звучащем голосе. Если голос формируется на гласную «У», то все другие гласные должны быть встроены в форму гласной «У».

Напрасны будут усилия по улучшению дикции, если она не будет в единстве со звучащим голосом. Плохая дикция у певца указывает на несовершенство еговокальной манеры.

О фокусировании голоса в головных резонаторах.

В занятиях с голосом применяются гласные «И»,«Е»,«У», и все упражнения поются на эти гласные, поскольку они способствуют акустической манере пения. Главной же из всех гласных является «У».

Гласная «У» не только помогает выстроить звуковую колонну, но и фокусирует ее вершину в головных резонаторах, расположенных в районе мягкого неба и передних зубов верхней челюсти.

При жестком пении с опорой на голосовые связки попытки сфокусировать голос в «коробочку» не могут быть успешными из-за отсутствия звуковой колонны.

Через акустическое звучание голоса в «коробочке» осуществляется мера и контроль всех усилий, составляющих певческий процесс. Но самое главное - в «коробочке» голос фокусируется, приобретая упругость и полетность.

О кантилене и о высокой тесситуре.

При акустическом пении, когда дикция встроена в звучащий голос, а подача воздуха с помощью «выдыхания-выжимания» может происходить равномерно в течение всей музыкальной фразы, осуществление кантиленного звучания голоса не представляет трудности.

Образованный воздушный столб, при правильно организованном дыхании, позволяет связкам работать в разомкнутом щадящем режиме, не перетруждая их.

Легкие становятся дополнительным резонатором, обогащая голос певца, облегчая своей акустикой работу связок.

Пение в высокой тесситуре происходит лишь с большим облокачиванием на воздух в легких.

При взятии крайних верхних нот не требуется так называемого «прикрытия», как при «жесткой манере» пения, нужно только большее облакочение на звучащий стесненный воздух в легких.

О «певческом органе».

Так называемый «певческий орган» находится ниже голосовых связок в трахее. Он функционирует только в результате опоры на воздух в легких и при работе связок в разомкнутом положении. При этом трахея и бронхи выполняют роль резонаторов. Образуется акустическая зона, в которую берется дыхание, осуществляется стеснение воздуха и в нее же «встраивается» дикция.

Субъективное ощущение певцом присутствия певческого органа свидетельствует о правильном функционировании дыхания и голосовых связок.