Найти в Дзене

Спектакль «Тартюф» в Театре Наций. 🔥🔥

Жан-Батист Поклен Мольер.

Режиссер - Евгений Писарев.

Премьера сезона 2024/ 2025 года.

«Кого ж любить? Кому же верить?» А.С.Пушкин.

Очень понравилась концепция спектакля «Тартюф» ее актерское и сценическое воплощение.

Действие перенесено в наше время, во Францию, в шикарную двухуровневую квартиру современного буржуа (художник- сценограф - Зиновий Марголин). Но контекст условен. 

Господин Оргон, близкий к окружению президента  Франции, переживающий крушение веры в буржуазные ценности, дает кров молодому парню - младостарцу Тартюфу. Семья духовника активно не принимает и видит в нем лицемера. На этом строится конфликт пьесы.

Сценография. Спектакль «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.
Сценография. Спектакль «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.

В пьесе Мольера приглашение Тартюфа в дом Оргона было связано с культом святош в обществе. Это было модно. 

Современный Оргон уверовал в святость Тартюфа от пустоты и бессмысленности жизни. А может быть, к вере его привел страх и некий кризис в стране, в результате которого его друг сбежал за границу. Оргон, кроме собственного исправления, верит в то, что приглашение глубоко верующего Тартюфа  исправит ситуацию в его семье. Дети выросли. Дом - полная чаша, а счастья нет. Молодой жене Оргон не верит. Для детей он не авторитет. Дочь все время от него закрыта наушниками. У нее своя жизнь: танцы, мода и гаджеты (у каждого персонажа своя пластика). 

Сцена из спектакля. Мариана ( Мила Ершова). Фото автора.
Сцена из спектакля. Мариана ( Мила Ершова). Фото автора.

Игорь Гордин в роли Оргона великолепен. Он играет двойственного человека: властного с домочадцами и совершенно теряющего контроль над собой в присутствии Тартюфа. Зависимость и безумие налицо! 

Комизм ситуации с духовным наставником основан на том, что Тартюф еще молодой человек, не прошедший жизненных испытаний и не закаливший в них свой дух.  По сути, никаким духовником он быть не может. Оргон ослеплен возможностью обрести другой смысл жизни и главное - возвыситься над домочадцами (возвыситься для буржуа очень важно), почувствовать снова себя отцом семейства с большой буквы.  В этом смысле последняя сцена очень яркая. Зло разоблачено, а грустно всем. Сплотившись на минуту перед угрозой потери дома, семья после того, как имущество возвращено, тут же разваливается на глазах.  Члены семейства снова расползаются по разным этажам, и Оргон опять остается один. 

Сцена из спектакля. Оргон один (Игорь Гордин). Полицеские покидают его жилище. Фото автора.
Сцена из спектакля. Оргон один (Игорь Гордин). Полицеские покидают его жилище. Фото автора.

Смешно и то, что Оргон, вступив на духовный путь, продолжает использовать все приемы буржуа. Он пытается подкупом уговорить дочь выйти замуж за Тартюфа, делает ему подарки неслыханной щедрости, чтобы тот остался в семье. Оргон по сути не меняется.  Но ему нужна духовная власть над членами семьи, чувство своего нравственного превосходства.

Поэтому он ищет опору в Тартюфе. А Тартюф совсем не прост. Он циничен, хитер, осторожен. Режиссер выбрал на роль прохиндея актера молодого (для Оргона - это знак неиспорченности), с милой внешностью, очень харизматичного, покоряющего своей искренностью. Его существование на сцене отличается от всех других. Он немногословен, в отличие от Клеанта и Дорины, тих, благообразен, одет скромно, одежда в серых тонах (художник по костюмам - Ольга Шаишмелашвили), двигается плавно (режиссер по пластике - Альберт Албертс), как бы демонстрируя свою стеснительность и неуверенность. Ему вроде и не надо доказывать свою правоту: так он естественен и прост. Сергей Волков блестяще играет искусителя, используя разные техники манипуляции. Например, Тартюф показывает Оргону, что он связан с высшими силами, когда стоит, замерев, у окна, сквозь который льется лунный свет.

Сцена из спектакля  «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.

Но в доме его благодетеля оказалась красивая жена Эльмира, и парень поплыл. Сергей Волков прекрасно сыграл и влюбленного, и негодяя, и человека очень одинокого, нашедшего в Оргоне невероятную поддержку. Второй этаж буквально превращен в иконостас с его портретами, и Тартюф это принимает.

Цинизм Тартюфа разглядеть сложно. Но его первое появление, вернее, не появление ( появляется только рука, которая снимает с ручки подарочек, оставленный хозяином), говорит о многом.

Чувство Тартюфа к Эльмире оказалось сильнее расчета. Анна Чиповская в этой роли действительно прекрасна! Она красивая и, кроме того, нравственная женщина. Ей очень одиноко в семье. Детей своих нет, свекровь унижает ее при всех, муж про нее забыл, но держит на привязи, еще и соглядатая приставил. Приемный сын рад, что заснял на телефон «маменьку» в пикантной ситуации с Тартюфом. Современно все! 

Сцена из спектакля. Эльмира (Анна Чиповская) и Тартюф (Сергей Волков). Фото автора.
Сцена из спектакля. Эльмира (Анна Чиповская) и Тартюф (Сергей Волков). Фото автора.

Содержание пьесы Мольера, написанной в эпоху Просвещения, получает дополнительный трагизм из-за того, что мы живет в эпоху тотального безверия и тотальной власти денег. Рационализм страшен другой своей стороной - безумием. То, что жестко контролируется, обязательно по закону природы будет рваться на свободу с утроенной силой, приводя к абсурду. И мы видим в спектакле  такие современные проявления кризиса веры и безумств на этой почве, как тотальный контроль  всех за всеми (некие силы знают, что творится в доме Оргона), вера в шарлатанов всех мастей, вера в спасительную власть и контроль одним человеком всего и вся, тотальная власть СМИ, гаджетов над душами людей. Надо же чем-то заполнять пустоту. Не случайно в спектакле почти постоянно включен телевизор (художник по видео - Александр Плахин). При этом факты, подаваемые СМИ, очень сомнительны. 

Саундтрек спектакля (композитор - Павел Акимкин) усиливает этот трагизм, а смешные сцены  высмеивают ситуации, где рациональность граничит с безумием. Оргон не верит никому из домочадцев, даже жене, но свято верит Тартюфу. 

Война компроматов, разоблачения являются прямым следствием кризиса веры. Разоблачен в пьесе не только Тартюф, но почти все.

Сцена из спектакля  «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.
Сцена из спектакля «Тартюф» в театре Наций. Фото автора.

А пострадать может любой, и спасение не в аргументах, которые приводит умный и артистичный сибарит Клеант (Денис Суханов). И также не поможет точная и выверенная стратегия, которую предлагает в высшей степени профессиональная и верная семье помощница Дорина (волосы зачесаны назад, черные очки, модный черный брючный костюм, строгость и уверенность во всем). Идеальный портрет современной женщины, ориентированной на карьеру.  В нашу эпоху  при таком размахе абсурда вера в защиту от тартюфов с помощью стратегии и аргументов выглядит наивно (Дорина и Клеант - главные ревнители разумности). Поэтому развязка очень смешная и одновременно страшная: спасает Оргона король, который все знает и стоит на страже нравственности. Абсурд!

Пьеса очень актуальна, сыграна блестяще, новый перевод воспринимается легко, поскольку включает много современных словечек из живой разговорной речи. Сценография точно отражает основной конфликт пьесы: разума (желание Оргона заставить всех жить по правилам) и природного, неконтролируемого в человеке. Двухуровневая квартира в холодных, сероватых тонах, воплощающая дух буржуазности, то есть порядка, вступает в конфликт с мистическим светом, исходящим от яркой зелени в окне. Кусты за стеклом символизируют в контексте спектакля наши страсти, которые разыгрываются тем сильнее, чем  сильнее контроль. 

Браво режиссеру и всей постановочной труппе!!!

Новый перевод сделан Сергеем Самойленко.

Фото автора. Сергей Самойленко.
Фото автора. Сергей Самойленко.