Жан-Батист Поклен Мольер.
Режиссер - Евгений Писарев.
Премьера сезона 2024/ 2025 года.
«Кого ж любить? Кому же верить?» А.С.Пушкин.
Очень понравилась концепция спектакля «Тартюф» ее актерское и сценическое воплощение.
Действие перенесено в наше время, во Францию, в шикарную двухуровневую квартиру современного буржуа (художник- сценограф - Зиновий Марголин). Но контекст условен.
Господин Оргон, близкий к окружению президента Франции, переживающий крушение веры в буржуазные ценности, дает кров молодому парню - младостарцу Тартюфу. Семья духовника активно не принимает и видит в нем лицемера. На этом строится конфликт пьесы.
В пьесе Мольера приглашение Тартюфа в дом Оргона было связано с культом святош в обществе. Это было модно.
Современный Оргон уверовал в святость Тартюфа от пустоты и бессмысленности жизни. А может быть, к вере его привел страх и некий кризис в стране, в результате которого его друг сбежал за границу. Оргон, кроме собственного исправления, верит в то, что приглашение глубоко верующего Тартюфа исправит ситуацию в его семье. Дети выросли. Дом - полная чаша, а счастья нет. Молодой жене Оргон не верит. Для детей он не авторитет. Дочь все время от него закрыта наушниками. У нее своя жизнь: танцы, мода и гаджеты (у каждого персонажа своя пластика).
Игорь Гордин в роли Оргона великолепен. Он играет двойственного человека: властного с домочадцами и совершенно теряющего контроль над собой в присутствии Тартюфа. Зависимость и безумие налицо!
Комизм ситуации с духовным наставником основан на том, что Тартюф еще молодой человек, не прошедший жизненных испытаний и не закаливший в них свой дух. По сути, никаким духовником он быть не может. Оргон ослеплен возможностью обрести другой смысл жизни и главное - возвыситься над домочадцами (возвыситься для буржуа очень важно), почувствовать снова себя отцом семейства с большой буквы. В этом смысле последняя сцена очень яркая. Зло разоблачено, а грустно всем. Сплотившись на минуту перед угрозой потери дома, семья после того, как имущество возвращено, тут же разваливается на глазах. Члены семейства снова расползаются по разным этажам, и Оргон опять остается один.
Смешно и то, что Оргон, вступив на духовный путь, продолжает использовать все приемы буржуа. Он пытается подкупом уговорить дочь выйти замуж за Тартюфа, делает ему подарки неслыханной щедрости, чтобы тот остался в семье. Оргон по сути не меняется. Но ему нужна духовная власть над членами семьи, чувство своего нравственного превосходства.
Поэтому он ищет опору в Тартюфе. А Тартюф совсем не прост. Он циничен, хитер, осторожен. Режиссер выбрал на роль прохиндея актера молодого (для Оргона - это знак неиспорченности), с милой внешностью, очень харизматичного, покоряющего своей искренностью. Его существование на сцене отличается от всех других. Он немногословен, в отличие от Клеанта и Дорины, тих, благообразен, одет скромно, одежда в серых тонах (художник по костюмам - Ольга Шаишмелашвили), двигается плавно (режиссер по пластике - Альберт Албертс), как бы демонстрируя свою стеснительность и неуверенность. Ему вроде и не надо доказывать свою правоту: так он естественен и прост. Сергей Волков блестяще играет искусителя, используя разные техники манипуляции. Например, Тартюф показывает Оргону, что он связан с высшими силами, когда стоит, замерев, у окна, сквозь который льется лунный свет.
Но в доме его благодетеля оказалась красивая жена Эльмира, и парень поплыл. Сергей Волков прекрасно сыграл и влюбленного, и негодяя, и человека очень одинокого, нашедшего в Оргоне невероятную поддержку. Второй этаж буквально превращен в иконостас с его портретами, и Тартюф это принимает.
Цинизм Тартюфа разглядеть сложно. Но его первое появление, вернее, не появление ( появляется только рука, которая снимает с ручки подарочек, оставленный хозяином), говорит о многом.
Чувство Тартюфа к Эльмире оказалось сильнее расчета. Анна Чиповская в этой роли действительно прекрасна! Она красивая и, кроме того, нравственная женщина. Ей очень одиноко в семье. Детей своих нет, свекровь унижает ее при всех, муж про нее забыл, но держит на привязи, еще и соглядатая приставил. Приемный сын рад, что заснял на телефон «маменьку» в пикантной ситуации с Тартюфом. Современно все!
Содержание пьесы Мольера, написанной в эпоху Просвещения, получает дополнительный трагизм из-за того, что мы живет в эпоху тотального безверия и тотальной власти денег. Рационализм страшен другой своей стороной - безумием. То, что жестко контролируется, обязательно по закону природы будет рваться на свободу с утроенной силой, приводя к абсурду. И мы видим в спектакле такие современные проявления кризиса веры и безумств на этой почве, как тотальный контроль всех за всеми (некие силы знают, что творится в доме Оргона), вера в шарлатанов всех мастей, вера в спасительную власть и контроль одним человеком всего и вся, тотальная власть СМИ, гаджетов над душами людей. Надо же чем-то заполнять пустоту. Не случайно в спектакле почти постоянно включен телевизор (художник по видео - Александр Плахин). При этом факты, подаваемые СМИ, очень сомнительны.
Саундтрек спектакля (композитор - Павел Акимкин) усиливает этот трагизм, а смешные сцены высмеивают ситуации, где рациональность граничит с безумием. Оргон не верит никому из домочадцев, даже жене, но свято верит Тартюфу.
Война компроматов, разоблачения являются прямым следствием кризиса веры. Разоблачен в пьесе не только Тартюф, но почти все.
А пострадать может любой, и спасение не в аргументах, которые приводит умный и артистичный сибарит Клеант (Денис Суханов). И также не поможет точная и выверенная стратегия, которую предлагает в высшей степени профессиональная и верная семье помощница Дорина (волосы зачесаны назад, черные очки, модный черный брючный костюм, строгость и уверенность во всем). Идеальный портрет современной женщины, ориентированной на карьеру. В нашу эпоху при таком размахе абсурда вера в защиту от тартюфов с помощью стратегии и аргументов выглядит наивно (Дорина и Клеант - главные ревнители разумности). Поэтому развязка очень смешная и одновременно страшная: спасает Оргона король, который все знает и стоит на страже нравственности. Абсурд!
Пьеса очень актуальна, сыграна блестяще, новый перевод воспринимается легко, поскольку включает много современных словечек из живой разговорной речи. Сценография точно отражает основной конфликт пьесы: разума (желание Оргона заставить всех жить по правилам) и природного, неконтролируемого в человеке. Двухуровневая квартира в холодных, сероватых тонах, воплощающая дух буржуазности, то есть порядка, вступает в конфликт с мистическим светом, исходящим от яркой зелени в окне. Кусты за стеклом символизируют в контексте спектакля наши страсти, которые разыгрываются тем сильнее, чем сильнее контроль.
Браво режиссеру и всей постановочной труппе!!!
Новый перевод сделан Сергеем Самойленко.