От серафима до Гоголя, от Эйнштейна до внучки Берии - кого ещё ваял Конёнков?
К 150-летаю со дня рождения Сергея Тимофеевича Конёнкова Третьяковская галерея организовала выставку его работ сразу в двух зданиях. На выставке в Историческом здании представлены в основном ранние работы, как мрамор, так и дерево. В Новой Третьяковке - в основном работы после 1916 года. Приехав на Крымский Вал, я не ожидала, что придётся пройти весь четвёртый этаж. Оказывается, работы мастера равномерно раскидали по залам и нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить их, двигаясь по лабиринту бесконечных залов искусства 20 века.
На четвёртый этаж проще подняться на лифте (который расположен рядом с выходом). Прямо у лифта нас встречает мраморный Конёнков - скульптурный автопортрет 1954 года.
Войдя на экспозицию (через зал Петрова-Водкина) начинаем увлекательный квест «найди Конёнкова».
Наверное, самое потрясающее на этой выставке произведение - "Руки серафима". Покорёженные крылья, связанные руки, цепи... Очень выразительное, глубокое, заставляющее размышлять изваяние. Тема освобождения была одной из самых важных для скульптора в период между двумя русскими революциями. А шестикрылые серафимы - ангелы, ближе всего стоящие к всевышнему, расчищающие путь для света, разгоняющие мрак. И скульптор увидел их скованными, но рвущимися на свободу.
Конечно, скульптор не мог не создать портрет жены. Чудесная головка молодой задумчивой, очень красивой и мудрой женщины. Маргарита Ивановна была не только женой, но другом и соратником. Она в 1923 году поехала с мужем и группой художников за рубеж и работала там долгие 22 года, близко знала А. Эйнштейна, Оппенгеймеров... (не буду здесь раскрывать подробности, в интернете много информации о ней, а верить в это или нет - личное дело каждого).
Следующая статуя огромна, около трёх метров высотой. "Текстильщица" - единственная уцелевшая скульптура из нескольких, выполненных Конёнковым для павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. Кроме неё скульптор работал над образами швеи, закройщика, крестьянина, рабочего, сделал и двух кариатид. Статуи находились в открытой галерее между двумя корпусами выставки. "Текстильщица" рассчитана на восприятие издалека. Вблизи она просто подавляет мощью, а издали воспринимается очень изящной, женственной.
Портрет старика - самая ранняя из работ, представленных в этой части выставки. На мой взгляд, логичнее было бы её экспонировать в Историческом здании вместе с многочисленными скульптурными портретами 1910-х годов. Конёнков в эти годы много вырезал по мифологическим сюжетам, глядя на этого старика не сразу поймёшь - это точный портрет или вариация на тему лесовика...
Гоголя Конёнков очень любил. Он познакомился с его произведениями, учась в гимназии. И с тех пор перечитывал, обдумывал, делал многочисленные наброски, даже хотел создать макет памятника писателю.
"...Любовь моя к волшебному слову Гоголя была сильнее закономерной естественной робости перед тенью великого писателя... Я принялся сочинять памятник..." - вспоминал скульптор.
В этой скульптуре он не стремился воссоздать портретное сходство. Старался передать обобщённое впечатление о писателе. Сутулая фигура, скованные движения, и в то же время ощущение динамики - но не в стороны, а вверх: Гоголь словно вырастает из деревянной основы, выныривает, расцветает и приветствует.
Конёнков создал несколько образов Степана Разина в процессе работы над композицией для установки на Лобном месте (на Красной площади в Москве) в 1919 г. На выставке был представлен один из них. Скульптор подчёркивает силу духа и любовь к свободе в этом портрете.
Когда-то, в Италии Конёнков встречался с Максимом Горьким и пообещал тому выполнить портреты женщин его семьи - жены и недавно родившейся дочери его сына. Исполнить своё обещание скульптор смог лишь много лет спустя. Так появился цикл «Три возраста». Ниже представлены скульптурные портреты "Марфинька" - внучки Горького Марфы Максимовны Пешковой - и "Ниночка" - правнучки писателя. За эти портреты Конёнков был удостоен Сталинской премии.
Марфа Пешкова фигура неординарная: талантливая, красивая, училась и дружила с дочерью Сталина, вышла замуж за сына Берии... Как всё, оказывается, связано... И как интересно читать и узнавать... Конёнков выполнил несколько портретов дочери Марфы - Ниночки. Один из них - деревянный, тонированный представлен на выставке.
А недалеко от последней найденной мной работы Конёнкова (не уверена, что нашла все) в постоянной экспозиции находится знаменитый портрет скульптора, выполненный замечательным русским художником Павлом Кориным. Помнится, даже на советских марках его напечатали.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото сделаны мной в Москве, в Третьяковке.