28 декабря 2025 года исполнится ровно 130 лет со дня первого коммерческого киносеанса, от которого сейчас отсчитывается история кинематографа как массового, а не экспериментального явления.
В честь этого события я решил подготовить серию из 13 публикаций под общим названием "Летопись кинематографа". Статьи будут охватывать по одному десятилетию и публиковаться раз в месяц. Первую вы сейчас читаете, а последняя выйдет в декабре 2025 года.
Если говорить о кино, сугубо как о "движущихся картинках", то первым кинороликом официально считается "Сцена в саду Раундхэй". Его продолжительность составляла всего 1,66 секунды, а снят он был французским изобретателем Луи Лепренсом 14 октября 1888 года на хронофотографическую камеру, являвшуюся прототипом киносъёмочного аппарата. Далее было трёхсекундное "Приветствие Диксона", снятое на 19-мм киноплёнку в лаборатории Томаса Эдисона и показанное участницам Национальной организации женских клубов США 20 мая 1891 года.
Потом разные изобретатели, включая Уильяма Диксона, много экспериментировали с оборудованием и приёмами создания кинороликов, пока, наконец Луи Люмьер не изобрёл технику "синематографа" и соответствующий съёмочный аппарат. Вместе с братом Огюстом они сняли несколько коротких роликов, отличавшихся смыслом и жанровым разнообразием. Демонстрировались эти ролики с помощью специального проекционного аппарата, изобретённого инженером Жюлем Карпантье.
В основной части этой статьи я расскажу вам о первых шагах кинематографа, которые были далеко не робкими. С 1895 по 1904 год новый вид искусства мощно заявил о себе, бесцеремонно ворвавшись в жизнь миллионов людей. Через какие-то восемь лет с момента рождения, кино добралось даже до Нигерии, но, обо всём по порядку!
Важные события периода
Патентную заявку на изобретение синематографа Луи Люмьер подал 13 февраля 1895 года, а первый публичный некоммерческий киносеанс состоялся уже 22 марта. На нём братья Люмьер совершенно бесплатно продемонстрировали зрителям несколько короткометражек, включая «Выход рабочих с фабрики Люмьер».
Тем не менее, днём рождения кинематографа официально считается 28 декабря 1895 года, когда в парижском Grand Café на бульваре Капуцинок три десятка зрителей купили билеты на показ знаменитого "Политого поливальщика", того же "Выхода рабочих" и ещё пары короткометражных роликов.
Вопреки расхожей легенде, на первом коммерческом киносеансе не была показана самая известная короткометражка братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Её премьера состоялась 6 января 1896 года.
После успеха первых кинопоказов братьев Люмьер, многие творческие личности захотели снимать собственные фильмы, а предприниматели почувствовали запах денег и стали создавать киностудии. Леон Гомон основал в конце 1895 года студию Gaumont, а Шарль Пате в 1896 - киностудию Pathé.
Если первым сюжетным фильмом в истории стал "Политый поливальщик", сценарий которого был реалистичным, то первой картиной с абсолютно вымышленным сюжетом стала "Капустная фея" 23-летней Алис Ги-Блаше - первой женщины-режиссёра.
Бурному развитию кинематографа во многом поспособствовала "петля Латама" - изобретение американца Вудвила Латама, названное в его честь. Патент на свободную петлю, которую плёнка делает в лентопротяжном механизме перед входом в скачковый механизм он получил в 1897 году. "Петля Латама" позволила увеличить максимальную длину рулона плёнки в киноаппарате до 50 футов и более, а продолжительность фильмов - до нескольких десятков минут.
В 1899 году Жорж Мельес снял "Дело Дрейфуса" - один из первых политически-направленных фильмов, повествующий о судьбе капитана Альфреда Дрейфуса, которого обвиняли в госизмене в пользу Германии. Как потом оказалось - судебное дело против этого человека было полностью сфабриковано. Через два года на студии Pathé был снят "ремейк" картины Жоржа Мельеса, а в 1908 - ещё одна версия "Дела Дрейфуса".
В своих фильмах Жорж Мельес умело сочетал необычные сюжетные линии, различные трюки и оптические иллюзии. Он опередил своё время и стал настоящим учителем для нескольких поколений кинематографистов. Его главная картина "Путешествие на Луну" (1902) стала первым научно-фантастическим фильмом в истории и до сих пор восхищает нетривиальными визуальными решениями.
К сожалению, после закрытия американского филиала своей студии Star Film, Мельес больше не снимал фильмы. Некоторое время он работал продавцом игрушек на Монпарнасе, а в свой жизненный путь завершил в пансионе для престарелых актёров совершенно разорённый...
Трудно переоценить вклад английского режиссёра Джорджа Альберта Смита в развитие кинематографа. Он в совершенстве овладел искусством монтажа и первым продемонстрировал зрителям его темпоральность, плановость и даже сюжетность.
В 1900 году Смит снял короткометражку "Нападение на миссию в Китае", которая сейчас считается первым в истории боевиком. В этом фильме режиссёр впервые использовал параллельный монтаж, благодаря которому смог показать события, происходящие в разных местах.
Ещё одним революционным фильмом начала XX века стал "Злоключения Мэри Джейн", выпущенный Смитом в 1903 году. В этой киноленте режиссёр использовал 14(!) планов, включая крупные, общие, глубинную мизансцену, а также покадровую анимацию для замены главной героини на манекен. Кроме того, в этом фильме была впервые использована двойная экспозиция для создания эффекта призрака.
В 1903 году зрителей шокировала короткометражка "Большое ограбление поезда", которую можно смело считать первым вестерном. Режиссёр Эдвин Портер умело применил параллельный монтаж для создания динамичного действия, а главной "изюминкой фильма стал заключительный кадр, в котором главный герой стрелял прямо в зрителей.
В начале XX века главными центрами кинопроизводства были Франция, Англия и США, а показы фильмов осуществлялись кинокомпаниями практически по всему миру. Синематограф быстро добрался даже до Африки - 12 августа 1903 года в рамках выставочного тура немых фильмов, организованного испанской студией Balboa and Company, первый показ состоялся в нигерийском Лагосе.
До нашей страны синематограф шёл недолго - уже 4 (16) мая 1896 года в петербургском летнем увеселительном саду «Аквариум» были показаны несколько короткометражек братьев Люмьер. В том же году французский журналист Камилл Серф снял первый в мире репортажный фильм о коронации Николая II, который был показан 24 июня в Петербурге.
О первом художественном фильме, снятом в России, а также о первых шагах развития отечественного кинематографа, я расскажу вам в следующей части "Летописи кинематографа".
Главные действующие лица
- Луи и Огюст Люмьеры - изобретатели синематографа и создатели первых документальных и сюжетных фильмов.
- Жорж Мельес - автор первого научно-фантастического фильма, изобретатель первых кинотрюков, основатель собственной киностудии, на которой за 17 лет создал более 500 (по некоторым данным - больше 1000) короткометражных фильмов.
- Алис Ги-Блаше - первая женщина-режиссёр, сценаристка и продюсер, основательница и президент собственной кинокомпании. Автор первого фильма со "сказочным" сюжетом.
- Джордж Альберт Смит - английский режиссёр, впервые использовавший в своём фильме параллельный монтаж. Много экспериментировал с различными монтажными техниками.
- Камилл Серф - французский журналист, автор первого в мире репортажного фильма.
- Эдвард Рэймонд Тёрнер - британский фотограф, кинооператор и изобретатель. 22 марта 1899 года вместе с Фредрихом Ли запатентовал первую технологию цветного кино - "Ли-Тёрнер колор".
Главные фильмы
1895
- "Политый поливальщик" (реж. Луи Люмьер).
- "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" (реж. Луи Люмьер)
1896
- "Капустная Фея" (реж. Алис Ги-Блаше)
- "Возвращение мужа" (реж. Уильям Пол)
1897
- "Кабинет Мефистофеля" (реж. Жорж Мельес) - один из первых фильмов ужасов.
- «Регата Хенли» (реж. Бирт Акрес) - считается первым в мире широкоформатным фильмом, снятым на киноплёнку шириной 70 мм.
1898
- "Цирк лилипутов" (реж. Джеймс Стюарт Блэктон) - первый мультипликационный кукольный фильм.
- "Одна голова хорошо, а четыре лучше" (реж. Жорж Мельес) - первый фильм, в котором была использована техника множественной экспозиции
1899
- "Дело Дрейфуса" (реж. Жорж Мельес)
- "Жанна д’Арк" (реж. Жорж Мельес) - первая экранизация истории французской национальной героини.
1900
- "Нападение на миссию в Китае" (реж. Джордж Альберт Смит)
- "Бабушкина лупа" (реж. Джордж Альберт Смит)
1901
- "Держи вора!" (реж. Джеймс Уильямсон) - считается первым фильмом с настоящей погоней, реализованной в трёх последовательных планах.
- «Синяя Борода» (реж. Жорж Мельес) - самая ранняя экранизация знаменитой сказки Шарля Перро.
1902
- "Путешествие на Луну (реж. Жорж Мельес)
- "Экспериментальный фильм Тёрнера" (реж. Эдвард Рэймонд Тёрнер) - первый в истории цветной фильм.
- "Солдат запаса до и после войны" (реж. Джеймс Уильямсон) - первый фильм, в котором были скомбинированы кадры, отснятые в студии и на натуре.
1903
- "Злоключения Мэри Джейн" (реж. Джордж Альберт Смит)
- "Большое ограбление поезда" (реж. Эдвард Портер)
- "Алиса в Стране чудес" (реж. Сесиль Хепуорт) - первая экранизация психоделической фантазии Льюиса Кэррола.
1904
- "Невероятное путешествие" (реж. Жорж Мельес)
- "История одной любви" (реж. Люсьен Нонге) - первый фильм с любовным сюжетом.
Вместо заключения
Первое десятилетие выдалось для кинематографа очень бурным и наполненным событиями. За довольно короткий промежуток времени были созданы практически все основные приёмы и технологии, которыми кинопроизводители так или иначе пользуются по сей день. С 1895 по 1904 год база для развития нового вида искусства была подготовлена - оставалось лишь её усовершенствовать и развивать!
Как вам такой формат статьи? Интересно было почитать? Делитесь своими впечатлениями в комментариях, а следующую часть "летописи" я опубликую 28 января 2025 года.
Это тоже интересно почитать!
Культовый режиссёр эпохи видеосалонов! 7+ фильмов Джо Данте, которые стали классикой 80-х/90-х годов
"Умный" катер, космические полицейские и Памела Андерсон... Пять забытых сериалов нашего детства!
Я буду жить! История и судьба потрясающего диско-хита Глории Гейнор "I Will Survive"