Найти в Дзене
Меч Предназначения

Летопись кинематографа №1 (1895-1904). Время братьев Люмьер, Жоржа Мельеса и смелых экспериментов

28 декабря 2025 года исполнится ровно 130 лет со дня первого коммерческого киносеанса, от которого сейчас отсчитывается история кинематографа как массового, а не экспериментального явления. В честь этого события я решил подготовить серию из 13 публикаций под общим названием "Летопись кинематографа". Статьи будут охватывать по одному десятилетию и публиковаться раз в месяц. Первую вы сейчас читаете, а последняя выйдет в декабре 2025 года. Если говорить о кино, сугубо как о "движущихся картинках", то первым кинороликом официально считается "Сцена в саду Раундхэй". Его продолжительность составляла всего 1,66 секунды, а снят он был французским изобретателем Луи Лепренсом 14 октября 1888 года на хронофотографическую камеру, являвшуюся прототипом киносъёмочного аппарата. Далее было трёхсекундное "Приветствие Диксона", снятое на 19-мм киноплёнку в лаборатории Томаса Эдисона и показанное участницам Национальной организации женских клубов США 20 мая 1891 года. Потом разные изобретатели, вкл
Оглавление
28 декабря 2025 года исполнится ровно 130 лет со дня первого коммерческого киносеанса, от которого сейчас отсчитывается история кинематографа как массового, а не экспериментального явления.
В честь этого события я решил подготовить серию из 13 публикаций под общим названием "Летопись кинематографа". Статьи будут охватывать по одному десятилетию и публиковаться раз в месяц. Первую вы сейчас читаете, а последняя выйдет в декабре 2025 года.

Если говорить о кино, сугубо как о "движущихся картинках", то первым кинороликом официально считается "Сцена в саду Раундхэй". Его продолжительность составляла всего 1,66 секунды, а снят он был французским изобретателем Луи Лепренсом 14 октября 1888 года на хронофотографическую камеру, являвшуюся прототипом киносъёмочного аппарата. Далее было трёхсекундное "Приветствие Диксона", снятое на 19-мм киноплёнку в лаборатории Томаса Эдисона и показанное участницам Национальной организации женских клубов США 20 мая 1891 года.

Потом разные изобретатели, включая Уильяма Диксона, много экспериментировали с оборудованием и приёмами создания кинороликов, пока, наконец Луи Люмьер не изобрёл технику "синематографа" и соответствующий съёмочный аппарат. Вместе с братом Огюстом они сняли несколько коротких роликов, отличавшихся смыслом и жанровым разнообразием. Демонстрировались эти ролики с помощью специального проекционного аппарата, изобретённого инженером Жюлем Карпантье.

В основной части этой статьи я расскажу вам о первых шагах кинематографа, которые были далеко не робкими. С 1895 по 1904 год новый вид искусства мощно заявил о себе, бесцеремонно ворвавшись в жизнь миллионов людей. Через какие-то восемь лет с момента рождения, кино добралось даже до Нигерии, но, обо всём по порядку!

Важные события периода

Патентную заявку на изобретение синематографа Луи Люмьер подал 13 февраля 1895 года, а первый публичный некоммерческий киносеанс состоялся уже 22 марта. На нём братья Люмьер совершенно бесплатно продемонстрировали зрителям несколько короткометражек, включая «Выход рабочих с фабрики Люмьер».

Тем не менее, днём рождения кинематографа официально считается 28 декабря 1895 года, когда в парижском Grand Café на бульваре Капуцинок три десятка зрителей купили билеты на показ знаменитого "Политого поливальщика", того же "Выхода рабочих" и ещё пары короткометражных роликов.

Вопреки расхожей легенде, на первом коммерческом киносеансе не была показана самая известная короткометражка братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Её премьера состоялась 6 января 1896 года.

После успеха первых кинопоказов братьев Люмьер, многие творческие личности захотели снимать собственные фильмы, а предприниматели почувствовали запах денег и стали создавать киностудии. Леон Гомон основал в конце 1895 года студию Gaumont, а Шарль Пате в 1896 - киностудию Pathé.

Если первым сюжетным фильмом в истории стал "Политый поливальщик", сценарий которого был реалистичным, то первой картиной с абсолютно вымышленным сюжетом стала "Капустная фея" 23-летней Алис Ги-Блаше - первой женщины-режиссёра.

Бурному развитию кинематографа во многом поспособствовала "петля Латама" - изобретение американца Вудвила Латама, названное в его честь. Патент на свободную петлю, которую плёнка делает в лентопротяжном механизме перед входом в скачковый механизм он получил в 1897 году. "Петля Латама" позволила увеличить максимальную длину рулона плёнки в киноаппарате до 50 футов и более, а продолжительность фильмов - до нескольких десятков минут.

В 1899 году Жорж Мельес снял "Дело Дрейфуса" - один из первых политически-направленных фильмов, повествующий о судьбе капитана Альфреда Дрейфуса, которого обвиняли в госизмене в пользу Германии. Как потом оказалось - судебное дело против этого человека было полностью сфабриковано. Через два года на студии Pathé был снят "ремейк" картины Жоржа Мельеса, а в 1908 - ещё одна версия "Дела Дрейфуса".

В своих фильмах Жорж Мельес умело сочетал необычные сюжетные линии, различные трюки и оптические иллюзии. Он опередил своё время и стал настоящим учителем для нескольких поколений кинематографистов. Его главная картина "Путешествие на Луну" (1902) стала первым научно-фантастическим фильмом в истории и до сих пор восхищает нетривиальными визуальными решениями.

К сожалению, после закрытия американского филиала своей студии Star Film, Мельес больше не снимал фильмы. Некоторое время он работал продавцом игрушек на Монпарнасе, а в свой жизненный путь завершил в пансионе для престарелых актёров совершенно разорённый...

Трудно переоценить вклад английского режиссёра Джорджа Альберта Смита в развитие кинематографа. Он в совершенстве овладел искусством монтажа и первым продемонстрировал зрителям его темпоральность, плановость и даже сюжетность.

В 1900 году Смит снял короткометражку "Нападение на миссию в Китае", которая сейчас считается первым в истории боевиком. В этом фильме режиссёр впервые использовал параллельный монтаж, благодаря которому смог показать события, происходящие в разных местах.

Ещё одним революционным фильмом начала XX века стал "Злоключения Мэри Джейн", выпущенный Смитом в 1903 году. В этой киноленте режиссёр использовал 14(!) планов, включая крупные, общие, глубинную мизансцену, а также покадровую анимацию для замены главной героини на манекен. Кроме того, в этом фильме была впервые использована двойная экспозиция для создания эффекта призрака.

В 1903 году зрителей шокировала короткометражка "Большое ограбление поезда", которую можно смело считать первым вестерном. Режиссёр Эдвин Портер умело применил параллельный монтаж для создания динамичного действия, а главной "изюминкой фильма стал заключительный кадр, в котором главный герой стрелял прямо в зрителей.

В начале XX века главными центрами кинопроизводства были Франция, Англия и США, а показы фильмов осуществлялись кинокомпаниями практически по всему миру. Синематограф быстро добрался даже до Африки - 12 августа 1903 года в рамках выставочного тура немых фильмов, организованного испанской студией Balboa and Company, первый показ состоялся в нигерийском Лагосе.

До нашей страны синематограф шёл недолго - уже 4 (16) мая 1896 года в петербургском летнем увеселительном саду «Аквариум» были показаны несколько короткометражек братьев Люмьер. В том же году французский журналист Камилл Серф снял первый в мире репортажный фильм о коронации Николая II, который был показан 24 июня в Петербурге.

О первом художественном фильме, снятом в России, а также о первых шагах развития отечественного кинематографа, я расскажу вам в следующей части "Летописи кинематографа".

Братья Люмьер
Братья Люмьер

Главные действующие лица

  • Луи и Огюст Люмьеры - изобретатели синематографа и создатели первых документальных и сюжетных фильмов.
  • Жорж Мельес - автор первого научно-фантастического фильма, изобретатель первых кинотрюков, основатель собственной киностудии, на которой за 17 лет создал более 500 (по некоторым данным - больше 1000) короткометражных фильмов.
  • Алис Ги-Блаше - первая женщина-режиссёр, сценаристка и продюсер, основательница и президент собственной кинокомпании. Автор первого фильма со "сказочным" сюжетом.
  • Джордж Альберт Смит - английский режиссёр, впервые использовавший в своём фильме параллельный монтаж. Много экспериментировал с различными монтажными техниками.
  • Камилл Серф - французский журналист, автор первого в мире репортажного фильма.
  • Эдвард Рэймонд Тёрнер - британский фотограф, кинооператор и изобретатель. 22 марта 1899 года вместе с Фредрихом Ли запатентовал первую технологию цветного кино - "Ли-Тёрнер колор".
Жорж Мельес
Жорж Мельес

Главные фильмы

1895

1896

  • "Капустная Фея" (реж. Алис Ги-Блаше)
  • "Возвращение мужа" (реж. Уильям Пол)

1897

  • "Кабинет Мефистофеля" (реж. Жорж Мельес) - один из первых фильмов ужасов.
  • «Регата Хенли» (реж. Бирт Акрес) - считается первым в мире широкоформатным фильмом, снятым на киноплёнку шириной 70 мм.

1898

  • "Цирк лилипутов" (реж. Джеймс Стюарт Блэктон) - первый мультипликационный кукольный фильм.
  • "Одна голова хорошо, а четыре лучше" (реж. Жорж Мельес) - первый фильм, в котором была использована техника множественной экспозиции

1899

  • "Дело Дрейфуса" (реж. Жорж Мельес)
  • "Жанна д’Арк" (реж. Жорж Мельес) - первая экранизация истории французской национальной героини.

1900

  • "Нападение на миссию в Китае" (реж. Джордж Альберт Смит)
  • "Бабушкина лупа" (реж. Джордж Альберт Смит)

1901

  • "Держи вора!" (реж. Джеймс Уильямсон) - считается первым фильмом с настоящей погоней, реализованной в трёх последовательных планах.
  • «Синяя Борода» (реж. Жорж Мельес) - самая ранняя экранизация знаменитой сказки Шарля Перро.

1902

  • "Путешествие на Луну (реж. Жорж Мельес)
  • "Экспериментальный фильм Тёрнера" (реж. Эдвард Рэймонд Тёрнер) - первый в истории цветной фильм.
  • "Солдат запаса до и после войны" (реж. Джеймс Уильямсон) - первый фильм, в котором были скомбинированы кадры, отснятые в студии и на натуре.

1903

  • "Злоключения Мэри Джейн" (реж. Джордж Альберт Смит)
  • "Большое ограбление поезда" (реж. Эдвард Портер)
  • "Алиса в Стране чудес" (реж. Сесиль Хепуорт) - первая экранизация психоделической фантазии Льюиса Кэррола.

1904

  • "Невероятное путешествие" (реж. Жорж Мельес)
  • "История одной любви" (реж. Люсьен Нонге) - первый фильм с любовным сюжетом.
Алис Ги-Блаше
Алис Ги-Блаше

Вместо заключения

Первое десятилетие выдалось для кинематографа очень бурным и наполненным событиями. За довольно короткий промежуток времени были созданы практически все основные приёмы и технологии, которыми кинопроизводители так или иначе пользуются по сей день. С 1895 по 1904 год база для развития нового вида искусства была подготовлена - оставалось лишь её усовершенствовать и развивать!

Как вам такой формат статьи? Интересно было почитать? Делитесь своими впечатлениями в комментариях, а следующую часть "летописи" я опубликую 28 января 2025 года.

Это тоже интересно почитать!

Культовый режиссёр эпохи видеосалонов! 7+ фильмов Джо Данте, которые стали классикой 80-х/90-х годов

«50 лет музыки и жизни, прожитых хорошо"... 7 фактов о Перри Комо, который стал примером для артистов своего поколения

"Умный" катер, космические полицейские и Памела Андерсон... Пять забытых сериалов нашего детства!

Трагическая судьба любителя больших пушек из "Полицейской академии"... Почему актёр Дэвид Граф так рано покинул этот мир?

Я буду жить! История и судьба потрясающего диско-хита Глории Гейнор "I Will Survive"