Никола Зимний – один из самых моих любимых зимних праздников. Это народное название православного праздника в честь одного из самых почитаемых на Руси святых — святителя Николая Чудотворца. В славянском народном календаре Никола Зимний совпадает с временем зимнего солнцестояния — 19 декабря день самый короткий, а ночь самая длинная. Считается, что именно в этот день Никола посещает русскую землю, разгоняя духов тьмы.
Не каждый год на Николу Зимнего мне удается куда-нибудь выбраться. А в этот год случилось. И погода подгадала хорошая с морозцем и солнцем. Решил совершить символичную поездку, т.е. посетить село Никольское с храмом Николая Чудотворца. У нас в Ивановской области несколько сёл с таким названием. Выбор пал на Никольское в Комсомольском районе.
Ехать было удобнее через г. Тейково. А на выезде из него есть деревня Домотканово.
Читатели канала, наверное, успели заметить, что в своих публикациях я уделяю внимание топонимике. И здесь хочу остановиться на названии деревни. Оно отражает экономическую специфику региона и подчеркивает, что в округе с давних времен крестьяне занимались надомным помыслом - ткачеством на ручных ткацких станках. И это не случайно, так как село Тейково в дореволюционное время было одним из крупных текстильных центров.
По своему обыкновению заглянул в Домотканово на предмет поиска интересных деревенских домов. Один зафиксировал.
Сквозь облака пробивалось низкое декабрьское солнце.
Вдоль дороги стоял сказочный лес.
Не доезжая Никольского прямо у дороги расположена деревня с речным названием Устье. Возможно, так деревня названа потому, что вблизи находится место, где река Дубровка впадает в Вязьму.
Заглянул в деревню.
Деревня оказалась аккуратной, где большинство домов дачные.
При подъезде к Никольскому открывается сельская панорама.
Церковь гармонично вписывается в сельскую застройку.
Никольская церковь расположена на обширной площади в центре села.
Построена вместо ветхой деревянной в 1905—10 гг. Характерный для начала 20 века небольшой сельский храм в русском стиле.
Когда обходил церковь вокруг, вдруг услышал голоса, доносящиеся из храма.
Подумал, ведь сегодня престольный праздник. Надо в храм заглянуть. В церкви оказались две женщины. Я поздравил с праздником и попросил разрешения сфотографировать храм внутри. Мне любезно разрешили.
Видно, что в церкви идет ремонт. На окнах сохранилась фигурная решетка.
При входе в храм к стене приставлен крест, который был установлен на центральном куполе. Хорошо, что крест сберегли.
Поснимал небогатое убранство.
Деревянную тумбочку с песком приспособили под кандило. Зажженные свечки у икон - дань празднику. Все очень скромно. Но в данном случае это не так важно. Главное - храм возрождается.
Познакомился с тётушками. Ангелина Дмитриевна Рыболовлева и Нина Александровна Некрасова это актив, который занимается восстановлением Никольской церкви.
Со слов тётушек, помогают восстанавливать храм игумен Александр, настоятель Христорождественской церкви из села Седельницы. Он же проводит здесь службы. А также помощь оказывает краевед из Тейкова Потанин Сергей Владимирович.
Еще меня интересовала история крупного валуна необычной формы, который лежал между зданием старого клуба и церковью. Сейчас он занесен снегом, видно только небольшой бугорок.
Приведу осеннюю фотографию примерно с того же места.
Этот камень в народе называют каменной бабой.
На удачу, оказалось, что Нина Александровна руководит местным домом культуры, и у нее есть рукописная история как самого села, так и информация про этот камень. Мы вместе отправились в дом культуры.
Внутри помещение готовили к Новому году.
Нина Александровна принесла книгу с историей села Никольское.
Вот что удалось узнать. Привожу текст дословно. "Первое упоминание о селе Никольское относится к 1613 году. В смутное время на жителей сельца нагрянула большая беда. В трех километрах от села в лесу лагерем расположился польский отряд (примечательно, что это место и сейчас называется Лагерями). Он направлялся из Москвы в Кострому, чтобы убить укрывавшегося русского царя Михаила Фёдоровича Романова. За отказ показать дорогу и выделить проводника поляки сожгли церковь и несколько крестьянских изб.
Вокруг сельца дремучий лес. В лесу много диких зверей: медведи, рыси, волки, лисы, зайцы, белки, куницы. В нескольких сотнях метров протекает полноводная речка Вязьма. В ней очень много рыбы. На речке построены мельницы, на которых крестьяне мололи рожь и овес. Жители сельца занимаются землепашеством, охотой, четыре семьи - бортничеством.
Мужчины села в зимнее время уходили на заработки. Одни плотничали, другие пилили дрова в лесах фабриканта Каретникова для его фабрики в Тейкове. За работу платили мало, чтобы заработать 8 копеек, нужно было напилить один кубометр дров. Некоторые крестьяне нанимались на работу на самой фабрике, но жили бедно, так как фабрикант и рабочим платил мало.
Крестьянские избы были небольшие: с двумя - тремя оконцами. Печь без трубы, топилась она по-черному, т.е. дым шел в избу. В стене у потолка была проделана дыра, в которую и выходил дым наружу. Из обстановки в избе лишь стол да лавки. Спали на полу на соломе. До девяностых годов 19 в. в избе в вечернее время горела только лучина.
До 1890 года школы в округе не было. Лишь немногие ходили учиться к дьячку на Погост. Поэтому в селении было только четыре человека грамотных, да и то они с трудом читали по слогам. В 1890 г. в соседней деревне Устье открыли начальную школу, и некоторые жители отдали своих детей учиться.
Поля и леса вокруг села принадлежали нескольким помещикам: Голенкину, Нелюдову, Бабкину и Кошкинихину. Половина жителей села принадлежало помещику Голенкину. Он был богаче и Нелюдова, и Бабкина, а особенно Кошкинихина, проигравшего своих крестьян в карты.
Дом господ Голенкиных находился на месте, где сейчас стоит здание бывшего клуба в окружении вековых лип.
Однажды господин Голенкин прогуливался по берегу речки Дубровки рядом с деревней Устье и ему понравился огромный камень, лежащий там. По его приказу крестьяне привезли этот камень к дому помещика. Он щедро заплатил за труд - три литра водки. Этот камень лежит у лип и поныне.
В 1904 году в селе был заложен первый камень в фундамент для строительства новой церкви в центре села. Он открылась для верующих в 1913 г. Рядом с церковью стояла колокольня, которая была разрушена в начале Великой Отечественной войны, а колокола были переплавлены для строительства узкоколейной железной дороги Комсомольск - Тейково. В 1939 г. церковь была закрыта. Во время войны в церкви находилась тюрьма, где отбывали наказание более трёхсот заключенных. Старожилы помнят, как заключенных строем под конвоем водили на строительство вышеупомянутой узкоколейной железной дороги. В тюрьме содержались советские люди, осужденные в годы сталинский репрессий". (Записано со слов старожилов села Романова А.С. и Куликова А.Н.)
Так что историю села благодаря Нине Александровне выяснил и про камень разузнал. Можно было двигаться дальше. По дороге к машине сфотографировал интересный наличник.
В планах еще было доехать до села Новосёлки в пятнадцати километрах от Никольского. Там находится еще одна церковь Николая Чудотворца.
Подъехал к Новосёлкам. Если смотреть со стороны дороги, то солнце находилось как раз за церковью.
В контровом свете получаются интересные кадры.
Поискал другие ракурсы.
Церковь Николая Чудотворца в Новосёлках построена в 1809 г. вместо прежней деревянной, известной с начала 17 века. Своеобразный местный сельский храм, сохранивший в объемной композиции традиции 17 - нач. 18 в.
Но и это было еще не всё. В пяти километрах от Новосёлак есть село Писчугово с незаурядной церковью Преображения Господня. Прогулку заканчивать еще было рано, и я направился в ту сторону. Дорога к Писчугову шла полями и лесами.
Вокруг глаз радовали прекрасные зимние виды.
А вот и церковь показалась.
Преображенская церковь стоит на вершине холма в центре села.
Преображенская церковь построена в петровские времена в 1702 году на средства стольника Ф.В. Шилова. В ней реализована редко применяемая в российском храмовом строительстве трехкупольная конструкция. Это один из лучших в области памятников рубежа 17-18 веков в стиле нарышкинского барокко, отличающийся подчеркнуто вертикальной объемной композицией.
Крупный двусветный четверик на подклете несет два поставленных друг на друга широких световых восьмерика, уменьшающихся в размерах, и стройный цилиндрический барабан, завершенный большой луковичной главой с ажурным крестом.
История села также связана с Николаем Чудотворцем. В начале 17 века здесь был основан мужской монастырь - Никольская Писчугова пустынь с деревянным Никольским собором. По одному из преданий, дошедшего до нас благодаря историку В.А. Борисову, в смутное время, когда литовцы, под предводительством Лисовского, всюду бродили и разоряли русские святыни, ими разгромлены были и окрестности Пищугова озера. Находившееся здесь селение Николы-Лекадомы, в котором хранилась местная чтимая чудотворная икона Святителя Николая, было сожжено вместе с храмом. Но, по поверьям, икона Святителя чудесным образом сохранилась и явилась невредимою на пустынном полуострове среди леса. Её переносили в село, но она вновь возвращалась в лес. Это и побудило окрестных жителей построить на этом месте деревянную церковь во имя Чудотворца Николая.
Отмечу, что рядом с Писчуговым находится крупное озеро, правда, сейчас у него другое название (оз. Бобурянское).
Вот что я хотел рассказать и показать по итогам этой поездки на Николу Зимнего.