Сегодняшнее решение Центробанка пошло вразрез с ожиданиями аналитиков и банков, которые уже "на опережение" поподнимали ставки по вкладам в район 24-25%.
Я, как писал ранее, не был удивлен такому повороту, хотя и нельзя сказать, что был абсолютно уверен в том, что ЦБ поступит именно таким образом.
Проблема аналитиков, дающих прогнозы, с моей точки зрения, заключалась в том, что они учитывали только фактор необходимости борьбы с инфляцией. И если опираться только на него, то ЦБ действительно должен был бы повысить ставку до 23% или 25%, и так повышать ее бесконечно на каждом заседании. Но так это дело не работает, тут вам не Турция и не Зимбабве.
Я же полагал, что надо учитывать не только это, а еще фактор риска стагфляции и падения экономики, ну и немаловажно давление на ЦБ со стороны бизнеса. Причем эти факторы имеют общую природу: и бизнес давил на ЦБ, говоря, что с вашим ростом ставки мы загнемся, и сам ЦБ понимал, что с дальнейшим ростом ставки бизнес загнется. Я бы не разделял эти факторы, и уверен, что они действуют в равной степени!
Это если мыслить глобальными категориями. Но Эльвира Набиуллина на своей пресс-конференции должна было объяснить это как-то более традиционно, используя свои привычные аргументы про дезинфляционные и проинфляционные риски, что она и сделала.
Скопирую сюда, свои предположения простыми словами о том, что скажет Набиуллина:
Я так написал вот в этой статье от 11 декабря:
Теперь посмотрим, что сказала Набиуллина. Хе-хе, примерно все это она и сказала. Процитирую начало речи:
В экономике сформировались жесткие денежно-кредитные условия, которые должны обеспечить замедление инфляции в ближайшие кварталы. С октябрьского заседания денежно-кредитные условия ужесточились даже сильнее, чем вытекало из изменения ключевой ставки. Это дополнительное ужесточение связано в том числе с реакцией банков на регуляторные меры Банка России. Как следствие, темпы роста кредитования в ноябре резко снизились. Нам требуется время, чтобы оценить устойчивость охлаждения кредитования и подстройку экономики к новым условиям. Поэтому мы взяли паузу в повышении ключевой ставки. На следующем заседании мы оценим целесообразность ее дальнейшего повышения. Подчеркну, что из-за значительного отклонения инфляции от цели для ее устойчивого возвращения к 4% нам все равно потребуется длительный период жестких денежно-кредитных условий.
Далее она отметила, что банки на опережение подняли ставки по депозитам и кредитам так, как будто ключевая ставка уже повышена до 24%, то есть, сами ужесточили денежно-кредитные условия, вмешательство ЦБ для этого уже не потребовалось.
Что ЦБ влияет на динамику кредитования не только через ключевую ставку, но и через регулятивные меры, и они тоже приводят к желаемым результатам: кредитование замедляется, экономика охлаждается.
Также она указала на признаки охлаждения в угольной, строительной и металлургической отраслях (первые две в преддефолтном состоянии - неслабое такое "охлаждение"), что это способствует высвобождению кадров для их перетока в другие отрасли и чуть ослабляет проблему на кадровом рынке.
Инфляция ускорилась, утверждает Набиуллина, но ЦБ будет ждать, чтобы посмотреть, как на ней скажется охлаждение кредитования, нужно, чтобы прошло время. Эффект будет "проявляться постепенно".
В пресс-релизе ЦБ о ключевой ставке сказано следующее:
Некоторое время текущий рост цен будет оставаться повышенным в силу инерции из-за накопленных эффектов бюджетных стимулов, высокой кредитной активности предыдущих месяцев и переноса в цены произошедшего ослабления рубля. Однако, по оценке Банка России, в ближайшие месяцы инфляционное давление начнет снижаться под влиянием жестких денежно-кредитных условий и замедления кредитования.
Также регулятор выразил там надежду на "нормализацию бюджетной политики" (которая, с моей точки зрения, выступала главным проинфляционным фактором):
Банк России исходит из объявленных параметров бюджетной политики. Ее нормализация в 2025 году будет иметь дезинфляционный эффект. Изменение параметров бюджетной политики может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики.
Среди проинфляционных рисков Набиуллина отметила:
- растущие инфляционные ожидания;
- сохраняющийся кадровый дефицит;
- риски торговых войн и охлаждения мировой экономики;
- риски геополитических обострений;
А среди дезинфляционных - назвала единственный фактор - более существенное торможение кредитования, чем предполагал ЦБ.
Давая сигнал на будущее, г-жа Набиуллина отметила, что ЦБ будет наблюдать за тем, как уже сформировавшиеся жесткие денежно-кредитные условия влияют на инфляцию с течением времени (она постоянно говорила, что нужно время), и исходя из этого принимать решение по ставке в феврале. Или ставка останется прежней, или вновь будет рассматриваться вопрос о ее повышении. Дальнейшее повышение ставки возможно, если не будет снижаться перегрев экономики или же кредитование опять начнет разгоняться.
То есть, это уже не жесткий, а скорее нейтральный сигнал.
Правильно ли поступил ЦБ, сохранив ключевую ставку на прежнем уровне? Мое мнение - да.
Что я думаю по поводу дальнейшей динамики ключевой ставки?
Исходя из таких заявлений от ЦБ, на данный момент базовым сценарием можно считать, что далее в ближайшее время ключевая ставка повышаться не будет. Снижаться - тоже. Но все будет зависеть от развития ситуации. Варианты возможного повышения я бы тоже не исключал, так что тоже продолжим вместе с ЦБ вести наблюдения за дальнейшей динамикой и инфляции, и кредитования.
И да, инфляция, скорее всего, в ближайшее время продолжит разгоняться и выйдет выше 10% по Росстату. Но ЦБ это, как видим, уже не особо то и смущает.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.