Найти в Дзене
Пушкинский музей

«Золото Трои»: тайны и сокровища, покорившие века. 10 интересных фактов про зал №3

1. «Золото Трои» в Москве

В зале №3 Главного здания Пушкинского музея представлен так называемый «клад Приама». Это предметы, найденные во время археологической экспедиции Генриха Шлимана. Сам Шлиман считал, что вещи реально принадлежали царю Приаму — позже выяснилось, что они были созданы за 1000 лет до событий, описанных Гомером в «Илиаде», а Шлиман в погоне за легендарными сокровищами пробурил насквозь много веков культурного слоя. Коллекция из 259 предметов хранится в музее с 1945 года.

2. Ценность сокровищ

Из 17 кладов, хранившихся в Берлине, в Москву в 1945 году попали предметы из 13, отнесенные к категории «невосполнимых». Это изделия из золота, серебра и драгоценных камней.

3. Клад «А» — сокровище сокровищ

Самый крупный клад включал 183 предмета, среди которых золотые диадемы, браслеты, серьги, шейные гривны, а также множество бусинок и подвесок из золота.

4. Шедевры древнего искусства

Две диадемы из клада «А» — Большая и Малая — состоят из сотен мельчайших деталей и считаются выдающимися образцами древнего ювелирного мастерства.

5. Антропоморфные сосуды

Среди находок выделяются сосуды в виде человеческих фигур с крышечками-головками, предположительно использовавшиеся для хранения ароматических масел.

6. Золотой «соусник»

Уникальный золотой ладьевидный сосуд с двумя носиками-сливами, предназначавшийся для ритуальных церемоний, не имеет точных аналогов в мире.

7. Ритуальные топоры-молотки

Из клада «L» происходят редкие топоры-молотки из лазурита, нефрита и жадеита, которые Генрих Шлиман считал своими главными находками.

8. Загадочные «линзы»

В коллекции есть круглые пластины из горного хрусталя, которые могли быть игральными фишками, накладками на пояс или даже увеличительными стеклами.

9. Миниатюрные амфоры

Браслеты и украшения из клада «F» украшены сложным спиралевидным орнаментом и миниатюрными деталями, такими как крошечные сосудики-амфоры.

10. Исторический парадокс

Украшения из сокровищ Шлимана нанизаны произвольно и скреплены сургучными печатями с буквой «S». Возможно, это печать самого Шлимана, но не исключено, что она принадлежала Хуберту Шмидту, автору первого каталога коллекции.

#Пушкинскийэкспозиция