Найти в Дзене

Фильм "Вокзал для двоих" как снимали? Самое интересное за кадром.В основу фильма легли две реальные истории.

Оглавление

Есть такие фильмы, которые, случайно застав по телевизору, редко кто не досмотрит до конца. Трагикомедия Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» как раз из таких. История любви пианиста и официантки в свое время побила все рекорды популярности, получила одобрительные отзывы критиков и ныне является классикой отечественного кинематографа. И вполне заслуженно.

Над сценарием к фильму Эльдар Рязанов работал совместно с Эмилем Брагинским. Немалая заслуга в этом принадлежит исполнителям главных ролей — Людмиле Гурченко, Олегу Басилашвили и Никите Михалкову. Мало кто знает, но в основу фильма легло несколько реальных историй.

Роль провинциального вымышленного города Заступинска «сыграли» обе столицы. Улицы снимали на окраинах Ленинграда, вокзальные и привокзальные сцены сняли в Москве и на ленинградском Витебском вокзале. Ресторанные эпизоды снимали на самом малолюдном Рижском вокзале, все сцены с железнодорожными путями и платформами — на станции «Лосиноостровская».

-2

Кто был реальными прототипами героев и как проходили съемки фильма? Они положили в основу фильма две реальные истории.

Первая приключилась со знаменитым советским композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он уступил место за рулем своего автомобиля известной актрисе, в которую был влюблен. Поездка закончилась трагически: она сбила пешехода. Таривердиев взял вину на себя, был осужден на два года, но амнистирован еще до перевода в тюрьму.

Второй случай произошёл с поэтом Ярославом Смеляковым («Хорошая девочка Лида»). Когда он отбывал срок в лагере, его отпустили под расписку навестить товарищей, и все трое после застолья проспали будильник. Чтобы Смеляков не опоздал к утренней поверке и не был наказан, друзья тащили поэта на себе.

-3

Интеллигентный пианист

-4

Роль пианиста Платона Рябинина, который во время отбытия в колонию влюбляется в хамоватую официантку Веру, досталась Олегу Басилашвили без проб. В свое время Эльдар Рязанов дал актеру расписку, что будет снимать его в каждом своем фильме. И хотя она была больше шуточной, режиссер любил работать с этим актером и по возможности давал ему роли в фильмах. Сценарий «Вокзала для двоих» писался сразу «под Басилашвили».

-5

Готовясь к роли, Олег Басилашвили почти месяц провёл в колонии для несовершеннолетних в Икше в Подмосковье, Заключительные эпизоды фильма на самом деле снимали не в Сибири, а в подмосковной Икшинской колонии усиленного режима для несовершеннолетних преступников. Олег Басилашвили вспоминал, что находиться среди заключённых ему пришлось довольно долго, иногда он проводил там по 12 часов в день, и поначалу заключённые отнеслись к нему настороженно и даже враждебно.

Актёр чувствовал себя очень неловко. «Ты знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!» – говорил он Рязанову.

Настоящих же заключённых очень раздражало то, что сытый и благополучный артист притворяется одним из них, и они не упускали случая продемонстрировать ему своё отношение: когда протаскивали мимо него железное приспособление для уборки снега, норовили задеть им по ногам актёра. Он не выдержал: «Ребята, чего вы хотите? Я сейчас на работе, я такой же подневольный, как и вы… Вы думаете, я пойду к начальнику на вас жаловаться? Никогда этого не сделаю».

Несколько дублей пришлось снимать в столовой, и полуголодные заключённые со злостью наблюдали за тем, как дубль за дублем актёр съедает одну миску еды за другой. Но Басилашвили начал делиться с ними «пайкой» в тайне от надзирателей, и так ему удалось расположить их к себе.

К этой роли Олег Басилашвили готовился очень серьёзно и основательно. Он рассказывал: «Во время съёмок меня консультировал известный авторитет Онофренков. Мы пили водку, и он учил меня, как выглядят и ведут себя люди на зоне. В конце этого «курса» у него была только одна просьба: увековечить его в картине. Я долго думал, как это сделать, и придумал. Помните, когда Гурченко приезжает ко мне на свидание в зону и утром трясёт и пытается меня разбудить, а я не могу проснуться и сквозь сон произношу фразу: «Онофренков, кончай!» Так я увековечил своего «наставника».

«Провинциальная русская баба – часть ее богатой и сложной натуры»

-6

А вот на роль Веры Рязанов изначально планировал взять молодую никому неизвестную актрису. Но ни одна из многочисленных претенденток ему не понравилась. Тогда кто-то из ассистентов и порекомендовал режиссеру обратить внимание на Людмилу Гурченко.

Рязанов долго сопротивлялся — еще после совместной работы на «Карнавальной ночи» у них с Гурченко сложились весьма прохладные отношения. Но время шло, а главной героини все не было.

И вот однажды в конце 1980 года Рязанов с женой и Людмила Марковна случайно оказались за одним столиком в Доме актера. И, пообщавшись с актрисой весь вечер, режиссер, по его словам, открыл свою бывшую звезду заново.

Тогда-то Рязанов и понял, что Гурченко идеально подходит на роль главной героини «Вокзала для двоих».

-7

«Ее происхождение, социальное окружение детства, доскональное знание провинциальной жизни, умение показать окраинную интонацию оказались неоценимы. Она в какой-то степени играла эту женщину окраины, но в какой-то степени и была ею. Провинциальная русская баба – часть ее богатой и сложной натуры», — писал Рязанов.

«Актерская одаренность Михалкова сделала свое дело»

Когда в роли любовника Веры — проводника Андрея — Рязанов решил снимать Никиту Михалкова, многие члены съемочной группы были в недоумении: у вальяжного и до мозга костей интеллигентного Никиты не было ничего общего с его быдловатым героем.

-8

Но Рязанов настоял на своем и, как обычно, «попал в яблочко» — никого другого, кроме Михалкова, в этой роли невозможно представить.

«Актерская одаренность Михалкова, его меткий глаз, понимание социальных корней своего, по сути, эпизодического персонажа сделали, как мне кажется, свое дело», — писал впоследствии режиссер.

Интересно, что знаменитая сцена, где Андрей бьет Платона в ресторане, была сплошной импровизацией Михалкова. Но, несмотря на то, что получилась она просто шикарной, Рязанов немного растерялся.

-9

Мало того, что драка получилась совсем не такой, как было написано в сценарии. Но после нее всем становилось ясно, что Платон — не мужик, а мямля и слабак. А разве такой способен взять на себя преступление жены?

Выход снова нашла Людмила Гурченко. Она предложила, чтобы Платон после драки подошел к Вере и тихо спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?». А в ответ плачущая женщина прижалась к его плечу.

И зрителям сразу становится понятно, что Вера будет любить Платона любым — и сильным, и слабым.

Добавила в фильм красок и актриса Нонна Мордюкова, исполнившая роль «дяди Миши». Она сама создала интерьер жилища советского спекулянта — шикарный и безвкусный. Был там и импортный видеомагнитофон, к которому прилагались кассеты с зарубежной эстрадой. Невиданный по тем временам дефицит.

-10

Сам Эльдар Рязанов тоже сыграл маленькую роль в своем фильме — заместителя начальника вокзала. Персонаж режиссера признается, что никогда не ест в вокзальном ресторане: «Я, знаете ли, предпочитаю кушать дома — у меня жена хорошо готовит. А рестораны — это совсем другое ведомство».

-11

Как Гурченко изменила сценарий с поцелуем с Басилашвили в купе поезда.

-12

Однако больше всего у актеров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Платон в купе целует Веру, чуть не сорвались съемки всего фильма. До съемок «Вокзала» Басилашвили и Гурченко не были знакомы друг с другом. Однако этот факт совсем не смутил Рязанова и на первый съемочный день он запланировал снимать сцену в купе, в которой Платону и Вере нужно целоваться.

К удивлению режиссера, Басилашвили это категорически не понравилось. Будучи по натуре замкнутым и немного стеснительным, Олег сказал, что не может вот так сходу целоваться с незнакомой ему женщиной.

Когда же Рязанов стал настаивать, Басилашвили пригрозил вообще уйти из картины.

«Со мной все равно не соглашались, и я просто ушел со съемки. Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок из киногруппы»,— рассказывал Басилашвили.

-13

Когда Олег снова появился в павильоне, первой к нему подошла Гурченко и протянула листок с измененным сценарием. Оказывается, увидев смущение Басилашвили, актриса сама переписала проблемную сцену, убрав из нее злосчастный поцелуй.

Этот день стал началом дружбы Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили.

«К концу картины это был родной человек»

А окончательно теплыми отношения между артистами стали после съемок сцены возвращения Платона в лагерь.

-14

По воспоминаниям оператора Вадима Алисова, в утро, когда предстояло снимать этот эпизод, стояла хмурая погода: как раз то, что надо, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации и всей судьбы главного героя.

Но, когда группа выехала на съемку, неожиданно распогодилось и выглянуло яркое солнце. И настроение сцены получилось уже совсем другим — внушающим надежду и оптимистичным.

На первый съемочный день пришлась сцена, где герои Басилашвили и Гурченко Платон и Вера бегут по снегу с тяжелым аккордеоном к воротам колонии, , а перед ними на санях ехал оператор с камерой. Причем, чтобы сани ехали побыстрее, в них впрягалась вся съемочная группа, включая самого Эльдара Рязанова. И далась она актерам с большим трудом: на улице было −30 градусов, а им нужно было на крупном плане продемонстрировать широкий спектр эмоций — отчаяние, любовь, надежду. Трудность представляло еще и то, что актеры познакомились друг с другом за два часа до начала съемок.

Дорога была очень скользкой, В кадре актеры часто поскальзывались, падали, ползали на коленях, вставали и снова валились все поэтому было по-настоящему. По рассказам Гурченко, она еще долго потом лечила разбитые коленки.

-15

Вот именно эта трудная сцена и сблизила двух артистов.

«Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр: зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой. А к концу картины это был родной человек», — вспоминала Людмила Гурченко.

-16

Когда снималась сцена на рынке, рабочий процесс привлёк внимание прохожих. Число попадавших в кадр любопытствующих оказалось столь велико, что оставить это без внимания не представлялось возможным. Потому было придумано оригинальное решение: зевак задействовали в качестве массовки, заставив изображать рыночную толпу.

-17

Людмила Гурченко о съемках фильма "Вокзал для двоих"

-18

В "Вокзале" два финала: летний финал и зимний финал-эпилог. Первые съемки фильма начались с зимнего эпилога. А самый последний съемочный день - летний финал. Летний финал снимался в августе, на улице было +8. Через всю картину в кадре два актера. Два актера? Обман зрения. За этими двумя огромная махина - Вокзал. Он главный персонаж фильма о любви. Этот "неодушевленный предмет" дышит, кипит, капризничает почище, чем самая несносная кинозвезда. У него свои планы, расписания, опоздания, свидания и расставания. И вот сейчас на этом вокзале произойдет двойное расставание - и кинематографическое в сцене, и человеческое за кадром. Все готово, и только нет поезда. Вполноги проходим мизансцену - для оператора, для техники. Большая сцена одним куском с многочисленными переходами. Люди несут в руках осветительные приборы, провода, кабели. А поезда нет и нет. Исчезло тусклое солнце. Пошел холодный мелкий дождь. Узнаем, что по каким-то причинам поезд сможет быть в кадре вместо получаса только двадцать минут. Успеем? Бьет колотун. Мы с Олегом Басилашвили, как две собаки на зимовке, которым не дают есть, чтобы не заснули перед важной дорогой, ходим туда-сюда, дрожим от холода и нервной трясучки. Последняя, самая важная сцена прощания - выдержать, сыграть! Она накаленная. А я уже не могу.

Кончаются физические силы, а главное - вера в себя. Она иссякает на глазах. Еще несколько минут, и внутренний поезд моего финала промчится мимо. У меня лицо голубеет от холода и от этой нервной трясучки. Ах, как мне нужно немножко, ну совсем немножко тепла и веры. Нина, ну скажи, что веришь, что мы проскочим. Неужели мне только кажется, что я не выдержу? Почему ты так спокойна? Я смотрю на Эльдара. И вижу только абрис крупного торса, стянутое серое лицо, а в воспаленных от бессонницы глазах - боль и сопереживание.

Как важна сцена, как важна! Сколько же может держать на плечах эту железную "шарманку" наш оператор Вадим Алисов? Он хоть и молодой, но сейчас совсем не тот, что был поначалу. Его прекрасные бархатные глаза, доставшиеся от красавицы-мамы, знаменитой "Бесприданницы", сузились и обесцветились. Ну что там с поездом? Еще не показался? Черт, черт, черт! Вот уже и самый терпеливый в мире партнер проявляет беспокойство. Какой интересный человек. Я бы на его месте возненавидела меня на всю жизнь за проклятое дерганье, раздражительность, придирчивость. Я бы на вашем месте, Олег Валерианович, послала бы меня далеко-далеко. А вы терпите. Интересно... работали с актером, работали, общались-общались, давились и лобызались в тесных купе в любовных сценах, но так и остались на "вы". Но уже конец. Вот только покажется поезд, и понеслась наша последняя встреча. И вы, Олег Валерианович, не будете больше мучиться в "Стреле" между нашими съемками и спектаклями БДТ. И от меня отдохнете. А может, как-нибудь ненароком вспомните... И даже взгрустнете, что все кончилось. Да, вы знаете, я поняла одну вещь: какие бы качества и черты ни входили в понятие "интеллигентный человек" - выдержанность, как у вас, - на первом месте. Ну что же с поездом? Наша администрация с рупорами, переговорщиками - все, как чапаевцы, смотрят только в одном направлении - туда, откуда должен появиться поезд. Олегу хорошо, он в пиджаке. А я в нейлоновой кофточке. От ветра в ней, как в холодильнике. А вот расслабься, убери на секунду боевую готовность - и тут уж точно "схватишь туберкулез, дочурка, енто як закон".

Что? Уже показался? А! А-а-а-а!!! Ну, как ты говорил, единственный на

свете? "Вжарь, як следуить быть, дочуринка, в кровину, тысячи вовков твою матку зъешь!" Вот и полегчало. Уже совсем легко, тепло, совсем тепло.

"Внимание! Двинулись паровозы... первые... так... вторые... пошли люди под мостом... так... пошла массовка по мосту... так... Олег приготовился. Люся пошла - мото-о-о-ор!!!" Как избитые, спускаемся мы с того незабываемого моста "расставания". Во всем теле такая пустота, такой тупик, что скажи повторить все сначала - нет, нет, ни за какие блага на свете! Это же самый последний день, последний. Нина, что с тобой? Бледная, слезы... Ты была так спокойна, так уверена... Прости, прости... Ох, как часто моя героиня цеплялась за твое хрупкое плечо.

Приза в Каннах фильм не получил

«Вокзал для двоих» был признан лучшим фильмом 1983 года по опросу журнала «Советский экран». Режиссер Эльдар Рязанов получил за него Государственную премию СССР, а Людмила Гурченко — звание народной артистки СССР.

Также картина стала участником официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Показ проходил во время разворачивающегося шпионского скандала между Францией и СССР, поэтому на призы надеяться не стоило.

Несмотря на завязавшуюся между актерами дружбу, Гурченко и Басилашвили больше никогда не снимались вместе.

-19

Какая картина Рязанова из его трилогии про любовь вам нравится больше всего? Помните ли вы какие-нибудь цитаты из этих фильмов?

Спасибо за внимание мой дорогой читатель.

Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.

Также будет Вам интересно: