Найти в Дзене

Композитор и курица: птичье пение в музыке

Оглавление

Музыка окружает нас не только в наушниках по пути на работу, передачами по радио или фоном из колонок в торговых центрах. Её можно услышать даже тогда, когда в нашем распоряжении нет ни телефона, ни планшета, ни какой-либо другой техники. Мелодичными звуками на улице нас радуют птицы. Причём приятным для ушей может быть не только пение условного соловья или жаворонка, но и… курицы! Неожиданно, правда?

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Как кудахтанье может стать самобытной мелодией?

Пение каждого вида птиц необыкновенно. Временами вас могут удивить самые неожиданные пернатые, и вдруг окажется, что в резковатых и громких звуках их голосов прослеживается определённый ритм, разнообразные оттенки динамики и эмоциональная окраска. Такая метаморфоза произошла с куриным кудахтаньем в сочинении французского композитора Жана-Филиппа Рамо.

-2

«Курицей» называется одна из частей его клавесинной сюиты. Она мастерски подражает звукам, которые издаёт эта птица, однако мелодичность и задорный темп композиции Рамо приятно удивляет любого слушателя. Включите «Курицу», закройте глаза, и вы внезапно окажетесь во дворе бабушкиного домика в деревне, а вокруг вас будут кудахтать местные наседки. Весьма любопытно, не так ли?

Кроме курицы была ещё и кукушка, и целый звериный карнавал

Правда, не у Рамо, а у другого композитора родом из той же Франции. Органист и клавесинист Луи Дакен создал миниатюру, в которой отчётливо слышится кукование обитательницы лесов. Сочинение Дакена изыскано и подвижно, а его пьеса так полюбилась музыкантам, что сохраняется в их репертуаре с момента создания. В наши дни существует огромное количество переложений «Кукушки» для разных инструментов и их составов. Выбирайте и слушайте тот, что ближе к душе. А вот вам фортепианная версия:

А симпатичную сюиту «Карнавал животных» для двух фортепиано и оркестра написал французский композитор и пианист Камиль Сен-Санс. Изначально она задумывалась как музыкальная шутка-сюрприз для концерта известного виолончелиста Шарля Лебука. Но внезапно даже для своего автора сюита обрела популярность и стала чуть ли не самой известной композицией музыканта.

«Птичью музыку» писали только во Франции?

Вовсе нет. В сочинениях русских композиторов имитации пения птиц встречаются весьма часто. Самые популярные из них – это подражание звонким жаворонкам и сладкие соловьиные трели. Вам наверняка известны романс Александра Алябьева «Соловей» и «Жаворонок» Михаила Глинки. Они завораживают слушателей чистой искренностью и простотой, отсылая нас непосредственно к родным пейзажам и дикой природе.

Не менее впечатляющий шедевр создал выдающийся русский мастер Николай Римский-Корсаков. Гуляя по лесу, он нотами записал голоса птиц в блокнот и позже по этим записям безукоризненно точно воссоздал интонационную линию птичьего пения в оркестровой партии оперы «Снегурочка». Римский-Корсаков написал целую статью про то, в каком разделе его многогранного шедевра можно услышать пение кобчика, где на ветке трещит сорока, где с нами говорит снегирь, кукушка и прочие пернатые. А в затейливых звуках рожка пастуха Леля рождается удивительная мелодия, сотканная из переплетения многих птичьих голосов.

-3

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊