Найти в Дзене
KIDS+

Чертова школа: хватит мучиться из-за учебы!

Оглавление

Кадры из фильма «Гарри Поттер и философский камень», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).
Кадры из фильма «Гарри Поттер и философский камень», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).

Школьник в семье – это солидная нагрузка для психики родителей и, порой, она становится большой проблемой минимум на несколько лет. Наша жизнь и так сродни аттракциону, а тут еще ЭТО: конфликты, дурацкие учебники, непомерные требования, контрольные, тесты, МЦКО и прочие малоприятные аббревиатуры. В такой обстановке кто угодно возненавидит учебу – не только дети! Хотя, постойте, а зачем вообще нужна вся эта история со школой?

Это довольно популярный вопрос, которым школьники любят озадачивать старших родственников. Проблема в том, что родители сами плохо представляют, зачем их дети учатся. Конечно, все слышали о социализации, адаптации, да и мысли о будущем не отпускают. Однако насколько это актуально детям?

«Не надо ждать от школы больше, чем она может дать, – утверждает своей в книге с горящим названием «Чертова школа» детский и подростковый психолог Никита Карпов. – Сама по себе она не является источником знания. Она – место, где присутствуют носители среднего уровня знаний по разнообразным направлениям. Со всеми этими направлениями можно познакомиться, соприкоснуться – а потом, если захочется, самостоятельно изучать то, что понравилось. И все! Считать, что школа сделает глупого умным, – чрезмерный оптимизм».

Добавлю от себя, что дети учатся не для того, чтобы уйти в светлое будущее со светлыми знаниями. Этими иллюзиями можно было тешить себя полвека назад, но не сейчас. Знания быстро устаревают и, если честно, все необходимое легко найдется в интернете. Зачем тогда напрягаться?

Как бы банально это ни звучало, в школе учатся учиться, а также работать с информацией и взаимодействовать с разными людьми, в том числе с препротивнейшими одноклассниками и вредными учителями. А еще тому, без чего сейчас нельзя обойтись: управлять своим временем и расписанием, находить выходы из сложных ситуаций, ориентироваться не только в научных дисциплинах, но и в окружающем пространстве.

Для того, чтобы учеба хотя бы казалась ребенку интересной, многим родителям приходится прикладывать неимоверные усилия. В ход идет все, включая суперпризы в виде телефонов, планшетов, игровых приставок. Однако, как показывает опыт, это малоэффективно: вы же не будете постоянно покупать новые модели гаджетов на протяжении всей учебы! Мало того, если вдруг случится непредвиденный провал (к примеру, ребенок заболеет, а потом получит «пару» за контрольную), это запросто может привести к тревожности, неравным срывам, потере мотивации.

«В идеале мы воздействуем на ребенка не для того, чтобы он начал хорошо учиться, а для того, чтобы он научился мотивировать себя на достижение желаемого (…) Детей и подростков мотивирует одобрение (родительское – в меньшей степени) и очень мотивирует ощущение “У меня получаеися”. Иногда учебную деятельность надо выстроить не так, чтобы достигались сверхрезультаты из нашей картинки в голове, а чтобы ребенок ощутил, что он справляется, что у него получается» (Никита Карпов «Чертова школа»).

Личные особенности

Кадры из фильма «Гарри Поттер и философский камень», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).
Кадры из фильма «Гарри Поттер и философский камень», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).

По идее, учиться в школе должно быть интересно и радостно. К сожалению, далеко не всем. Дети разные, и существуют особенности, которые сильно затрудняют учебу.

«На успешность обучения в школе влияет достаточно большое количество факторов, не только знание математики или умение грамотно писать (...) На первом месте будет мотив (...) На втором месте будет темперамент (...) Третье – это характер (...) далее идет личность» (Никита Карпов «Чертова школа»).

Сбой возможен на любой из этих ступеней. Замкнутым детям будет тяжелее, чем общительным; если у ребенка много энергии, ему будет сложно высидеть весь урок; у тревожных детей могут быть проблемы с запоминанием информации или концентрацией внимания даже при хорошей памяти и сообразительности.

«Способности бывают не только интеллектуальными. Многое зависит от умения взаимодействовать с другими людьми и личностных склонностей к коммуникации. Например, тихим, застенчивым, тревожным детям будет сложно в большом классе (...) Если личностные особенности ребенка при его взаимодействии со школьной системой и процессом обучения создают в нем повышенное эмоциональное напряжение, то это будет плохо сказываться на учебе и на мотивации к обучению» (Никита Карпов «Чертова школа»).
Книга Никиты Карпова «Чертова школа» (фото автора статьи).
Книга Никиты Карпова «Чертова школа» (фото автора статьи).

Нет единого рецепта, как с этим бороться (такие вопросы надо решать индивидуально), но кое-что можно сделать. Иногда помогает переход на домашнее обучение, хотя это не панацея. Впрочем, часто ситуацию можно разрулить, не прибегая к переходу на онлайн-обучение или в другую школу.

«У меня в школе была большая проблема: живой острый ум, хорошие знания, но откровенно корявый почерк. Половину оценок мне снижали именно по этой причине (...) И лишь в тот момент, когда всем стало наплевать на мой почерк, качество обучения у меня резко улучшилось (Никита Карпов «Чертова школа»).

Не всем надо учиться

Кадры из фильма про Гарри Поттера, адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).
Кадры из фильма про Гарри Поттера, адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).

В одном из комментариев мне задали вопрос: «Почему в 80-х всех интересовала и учеба, и работа». На самом деле нет: даже среди очень мотивированных детей 1950-60 годов практически в каждом классе была паршивая овца (и ни одна). Что уж говорить про 1980 годы?! В то время у детей не было большой тяги к нудным, но нужным, знаниям. Их занимали более интересные вещи: фильмы, приключенческие романы, беготня во дворе, общение со сверстниками.

Хорошо учиться было хоть и престижно, но необязательно: люди представляли свое будущее на много лет вперед. Кто ж знал, что оно не всегда предопределено и грянут лихие девяностые? Но и тогда учеба не вышла на первый план, потому что главную роль в жизни стали играть другие факторы. Не буду в них углубляться: во всех подробностях об этом рассказано в новой книге Анны Теплицкой «Все их деньги».

«Среда, окружение – один из ключевых моментов, через которые родители могут влиять на мотивацию детей. Здесь важно понимать, что среда должна быть референтной подростку, его способностям и стремлениям. Если в сильном классе, куда его недавно перевели, все заучки, а дружит он по-честному с веселым балбесом-соседом, то референтная группа – именно сосед, а класс отличников ему чужой» (Никита Карпов «Чертова школа»).

Раз уж я взяла в качестве иллюстраций мемы по Гарри Поттеру, то в заключении проведу аналогию с героями книг, потому что в их характерах есть все, о чем я писала в этой статье:

  • мотивация или ее отсутствие,
  • усердие,
  • харизматичный друг со светлой головой,
  • отличница-всезнайка.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня», адаптация мема автора статьи (фото из свободных источников).

Гарри Поттер

Парень, у которого есть мотивация к учебе. Ведь только образование поможет ему покинуть ненавистный мир маглов и влиться в новую магическую реальность. Гарри старается, но у него недостаточно усидчивости и собранности, чтобы соответствовать ожиданиям и славе необыкновенного ребенка. Мотивации ему тоже не хватает: до пятого курса он вряд ли внятно ответил бы на вопрос, как будет использовать полученные знания. И только когда он понимает, что его призвание – это борьба с темными силами, появляется четкая цель и успехи в учебе. 

Рон Уизли

Этот ребенок с детства окружен магией. Она для него нечто обыденное и повседневное. К тому же он прекрасно понимает, что не представляет из себя ничего особенного (хотя ему это жутко неприятно). По этой причине Рон не хватает звезд с неба и не усердствует в учебе: он не собирается работать в министерстве, как его брат Перси, его не прельщают лавры отличника; большого любопытства или трудолюбия у него тоже нет. С самого начала ясно, что он будет смотреть на Поттера и повторять за ним, пока не найдет себе дело по душе, а единственное, что его увлекает в школе, кроме дружбы с Гарри, – это спорт. 

Гермиона Грейнджер

Острый ум, любознательность, помноженная на усердие, трудолюбие, амбиции, помогают ей выделяться и практически во всем быть лучшей. Учеба дается Гермионе относительно легко, поэтому она занимается с удовольствием и, что важно, не тратит на это массу энергии.

Тем не менее и у мисс Грейнджер долгое время не было цели: она училась ради учебы, но в итоге это поможет ей сделать хорошую академическую или политическую карьеру, если только не произойдет что-нибудь экстраординарного (например, она впадет в депрессию и потеряет мотивацию двигаться дальше). Но и тогда она вряд ли опустится на дно: характер и школьная база помогут ей так или иначе остаться на плаву до лучших времен.

«Существует мотивация от интереса, самый естественный ее вид, особенно для детей (...) Психологи потом учат великовозрастных дядь и теть "делать то, что хочется, и не делать то, чего не хочется"(...) В моей практике был мальчик, который плохо учился в школе, совершенно не любил читать, но при этом играл в "Танки" и проявлял недюжинный интерес к инженерной части вопроса. Он легко оперировал большим объемом технической информации (...), поднимал архивные документы, читал учебники, – в общем разбирался лучше, чем люди с высшим образованием. Без напряжения, без того, чтобы себя заставлять или заставлял кто-то со стороны! Это – самая крутая мотивация в чем-то, хоть сколько-нибудь связанная со школой» (Никита Карпов «Чертова школа»).

О книге Никиты Карпова «Чертовы подростки» читайте в этой статье.

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора, переведя любую сумму по ссылкеНа канале ведется модерация комментариев. Пожалуйста, уважайте мнение других людей (в том числе и автора), даже если оно не совпадает с вашим. Текст запрещен к копированию.