Найти в Дзене
Партнёр НКО

Создание летательного аппарата ЭКИП

В 1993 году нашей страной мировому научному сообществу и широкой общественности был представлен уникальный проект многофункционального безаэродромного летательного аппарата ЭКИП (ЭКология И Прогресс») оснащённого 2-мя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-34, работающими на авиационном керосине. Принцип работы аппарата с дисковидным фюзеляжем был схож с «летающей тарелкой», которая парит над землёй. Аппарат имел особую конструкцию, что позволяло использовать силу встречных потоков наиболее рационально и эффективно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления была применена так называемая система управления пограничным слоем, который в виде поперечных вихрей всасывался внутрь корпуса, чем обеспечивалось безотрывное аэродинамическое обтекание ЭКИПа. По задумке учёных, пилотируемая летающая тарелка, за счёт особой конструкции должна была двигаться в ламинарном аэродинамическом потоке с гораздо меньшим сопротивлением. Взлёт и посадка ЭКИПа не требовала использования
Источник фото: https://www.flickr.com/
Источник фото: https://www.flickr.com/

В 1993 году нашей страной мировому научному сообществу и широкой общественности был представлен уникальный проект многофункционального безаэродромного летательного аппарата ЭКИП (ЭКология И Прогресс») оснащённого 2-мя маршевыми двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-34, работающими на авиационном керосине. Принцип работы аппарата с дисковидным фюзеляжем был схож с «летающей тарелкой», которая парит над землёй. Аппарат имел особую конструкцию, что позволяло использовать силу встречных потоков наиболее рационально и эффективно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления была применена так называемая система управления пограничным слоем, который в виде поперечных вихрей всасывался внутрь корпуса, чем обеспечивалось безотрывное аэродинамическое обтекание ЭКИПа.

По задумке учёных, пилотируемая летающая тарелка, за счёт особой конструкции должна была двигаться в ламинарном аэродинамическом потоке с гораздо меньшим сопротивлением. Взлёт и посадка ЭКИПа не требовала использования аэродромов, а осуществлялась за счёт воздушной подушки, благодаря которой аппарат мог совершать посадку на любую поверхность: водную гладь, болото, пески пустыни или заснеженную тундру. При отключении всех маршевых установок аппарат способен был совершить безаварийную посадку на любую поверхность, даже с не работающими двигателями.

Конструкция ЭКИП. Источник фото: https://dzen.ru/
Конструкция ЭКИП. Источник фото: https://dzen.ru/

Работы над созданием аппарата начались ещё в СССР в 1980-ые гг. на Саратовском авиационном заводе группой учёных-инженеров под руководством конструктора Льва Щукина. В разработке аппарата принимали участие также научно-производственное предприятие «Триумф», ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева и российская двигателестроительная компания «Сатурн». По задумке инженеров, аппарат должен был при низком уровне энергозатрат – до 10% от тяги двигателей, обеспечивать низкое аэродинамическое сопротивление и быть устойчивым для угла атаки вплоть до 40° в крейсерском и во взлётно-посадочном режимах полёта.

Лётно-технические характеристики:

  • Высота полета аппарата – до 11 км;
  • Крейсерская скорость – до 700 км/ч;
  • Дальность полета – до 6000 км.
  • Вес – до 360 тонн в зависимости от модификации;
  • Грузоподъёмность – до 120 тонн в зависимости от модификации.
Источник фото: https://www.ixbt.com/
Источник фото: https://www.ixbt.com/
Источник фото: https://dzen.ru/a/YvdWZFnxxFCRmgKx
Источник фото: https://dzen.ru/a/YvdWZFnxxFCRmgKx

Аппарат вызвал небывалый интерес у мирового научного сообщества. Руководство Саратовского авиационного завода пыталось отыскать инвестора для своего проекта как в России, так и за рубежом. В 2000 году представители Саратовского авиационного завода вели переговоры с американцами в лице их гражданских и военных авиастроителей. От американцев поступило предложение развернуть производство аппаратов в США, построив завод в штате Мэриленд. Рынок аппаратов ЭКИП был оценен американцами в несколько десятков миллиардов долларов. Однако саратовские учёные настаивали на финансировании производства ЭКИПа именно в России. Данное предложение американской стороной было отвергнуто, после чего работы по созданию аппартата на Саратовском авиационном заводе были приостановлены.

Читайте также: