Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как из отличников дети превращаются в троечников и зарабатывают невроз и стойкое отвращение к школе ?

В последнее время часто и учителя и родители говорят: "У детей нет мотивации учиться, они ничего не хотят, им бы только "в интернете сидеть" , этот... лентяй, ему ничего не нужно и т.д. т.п."
Прежде чем навешивать на детей ярлыки, давайте разберёмся что стоит вообще за ленью. Лень- это сложное чувство.Лень = огорчение+вина +страх.Ребёнка огорчают плохие оценки в школе, у него возникает чувство вины (социальное чувство), подкрепляемое репликами учителей и родителей "лентяй", "не учил", "тебе ничего не надо", "ты совсем скатился", "отупел" и т.д.Завершает эту цепочку страх неудачи, страх снова испытать чувство огорчения,вины и стыда за плохие оценки.При стрессе в организме выделяется гормон кортизол, который в большом количестве является вредным для нашего организма, поэтому при травмирующих ситуациях лень является защитной реакцией мозга.А если негативные нейронные связи являются доминирующими? Тогда такие ситуации начинают чаще повторяться в жизни ребёнка.

Как же исправить ситуацию и сформировать у ребёнка положительные нейронные связи на уровне гормона дофамина, известного в народе как гормон "удовольствия"?

Рассмотрим пример разговора с учеником, когда он получил плохие оценки:
"Да, ты получил плохие оценки, но если ты постараешься, разберёшь темы , по которым получил плохие оценки, то результат будет противоположный.Если понадобится помощь, обращайся, я всегда готова тебе помочь.Я знаю, что у тебя всё получится, ты умеешь мыслить,я в тебя верю!"
Что в это время происходит с ребёнком? У него снимается напряжение и уровень стресса, уходит чувство вины, своей неполноценности, огорчения и страха.Создаётся ситуация успеха.Очень важно, когда ребёнок чувствует, что в него верят! У него появляется энергия и желание успешно выполнять домашние задания, потом это подкрепляется хорошей оценкой в школе, похвалой за добросовестно выполненное задание и признание успехов родителями.

Так возникает положительная нейронная связь, и ребёнок начинает стараться повторить такие ситуации успеха в дальнейшем.И мозг не будет препятствовать этому, ведь он получит хорошую порцию дофамина!

Так что, дорогие учителя и родители, думайте прежде чем нападать на детей с упрёками и обвинениями.Иногда на поведение и работоспособность детей влияет их плохое самочувствие или какие-то свои внутренние переживания.Будьте чуткими к детям,тогда и они будут открыты с вами и вы сможете понять, что они чувствуют,и будете знать как им помочь.

Любите детей! Верьте в них! Признавайте их успехи, независимо от того маленькие они или большие! И результаты вас порадуют!

Автор: Зубанова Елена Валерьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru