Найти в Дзене
ВЭБ.РФ

Почему трамваи — городской транспорт будущего?

Оглавление

Шум, тряска, провода — разве может трамвай, транспорт со 150-летней историей, быть оптимальным способом передвижения в городе?

С каждым годом в городах растёт автомобильный трафик, а с ним увеличиваются выбросы парниковых газов, становится больше пробок и аварий.

В этих условиях трамвайные системы — лучшая альтернатива другим видам транспорта. Почему за трамваями будущее и какие проекты прямо сейчас развиваются в России — рассказали в статье.

Какие преимущества есть у трамваев

  • Экологичность

В России на долю транспорта ежегодно приходится 11% выбросов, по всему миру это число достигает 24%. И в первую очередь речь идёт о легковушках, грузовиках и автобусах.

Так чем лучше трамваи? Для работы они используют электричество и почти не загрязняют воздух вредными выбросами, их углеродный след на 250% меньше, чем автомобильный.

У трамваев нет резиновых колёс, которые поднимают пыль на улицах, а трамвайные пути с газоном не нагреваются до высоких температур асфальтовых дорог, что позволяет улучшить микроклимат в городе.

  • Безопасность

По данным UNIFE European Rail Industry, передвижение на метро или трамвае примерно в 6 раз безопаснее, чем на автомобиле.

Трамваи оборудованы множеством систем торможения. Благодаря мощным двигателям и тормозам они справляются с уклонами лучше автобусов и маршруток.

  • Комфорт

Трамваи позволяют легко и быстро передвигаться по городу, даже когда дороги перегружены. Также они могут вместить в два раза больше пассажиров, чем троллейбус или автобус.

Громкий звук мотора и дверные хлопки в трамваях постепенно уходят в прошлое. Современные подвижные составы практически бесшумны. Кроме того, существует технология бесшумных рельсов — когда те оснащаются резиновыми фиксаторами, которые поглощают вибрацию и грохот.

Такая технология используется и в России: например, при поддержке ВЭБа в Нижнем Новгороде 39 км трамвайных путей до 2026 года обновят на бесшумные.

  • Социальные и экономические факторы

Трамваи решают транспортные проблемы жителей, а поэтому привлекают девелоперов и способствуют обновлению домов и фасадов.

Так, в Перми при поддержке ВЭБа вместе с модернизацией электротранспорта провели благоустройство улицы Куйбышева от фасада до фасада.

Низкий уровень пола и наличие специальных мест делают трамваи более доступными для пенсионеров и маломобильных граждан.

Городской электротранспорт в России по данным Индекса ВЭБа, исследование о трамваях.
Городской электротранспорт в России по данным Индекса ВЭБа, исследование о трамваях.

На 2024 год ВЭБ участвует в 9 проектах по модернизации электротранспорта, общий бюджет которых составляет ₽ 227,8 млрд, из них участие ВЭБа — ₽ 84,1 млрд.

Среди городов, которые получили поддержку:

Волгоградский трамвай — единственный в России метротрамвай с наземными и подземными остановками, удобный для маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками.

План работ включает реконструкцию двух подземных станций, 11 тяговых подстанций и трамвайного депо, а также обновление 15 км трамвайных путей и строительство нового участка протяженностью 5 км.

Волгоград уже получил 62 новых трамвая, из которых 24 находятся на маршрутах. Модернизированы ключевые участки трамвайной сети.

-3

Интересный трамвайный факт: до недавних пор в Липецке ходил экскурсионный вагон МС-4 1932 года выпуска, который в годы Великой Отечественной войны перевозил грузы в блокадном Ленинграде.

В городе реконструируют 40,8 км и строят 5,2 км трамвайных путей, ремонтируют депо и модернизируют контактную сеть. Работы завершат к концу 2025 года.

46 новых трамваев уже вышли на маршруты города и начали перевозить пассажиров. Вместимость одного вагона — 170 человек. Салоны оборудованы кондиционерами, Wi-Fi и USB-зарядками.

Трамвайное движение в городе существует с 1896 года. Первые трамваи назывались «Эрликон» и не учитывали кабину для водителя — работать приходилось вопреки любой погоде.

План до 2026 года включает поставку 170 новых трамваев, реконструкцию 15 тяговых подстанций и трёх депо, а также обновление 149,3 км трамвайных путей.

Ожидается, что модернизация приведет к увеличению пассажиропотока на 82,5% до 45,1 млн пассажиров в 2028 году и к росту средней скорости трамваев на 45% — до 18,4 км/ч.

Сейчас работы идут с опережением графика: заменено 58 км одиночных путей и поставлено 60 вагонов «МиНиН».

Работы также ведутся и в других городах: Курск, Ярославль, Пермь, Саратов, Краснодар и Ростов.

Всего в городах России при поддержке ВЭБа на маршруты вышли 168 новых трамваев.

Подробнее о том, как в России развивается трамвайное движение — расскажем в следующих материалах. Следите за новостями!