Найти в Дзене
Нижний 800

800 фактов о Нижнем. Трамвайное движение

Нижний Новгород — среди первых городов Российской империи, где появился электрический трамвай.

Общий вид территории Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года
Общий вид территории Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года

Трамвайное движение открыли 20 мая 1896 года. Нижегородцы впервые прокатились на трамвае во время Всероссийской промышленной и художественной выставки. Вагон под названием «Эрликон» фирмы «Фон Гартман и компания» привезли из Бельгии.

«Эрликоны» представляли собой неотапливаемые вагончики с открытыми задней и передней частями. Их прозвали роликовыми. У водителя не было кабины как таковой. Это была носовая часть вагона. Управлять составом приходилось вопреки любым погодным условиям. Позже вагоновожатые даже устраивали первую в России забастовку из-за тяжелых условий труда.

Первая линия прошла от главного входа выставки (сейчас это Парк им. 1 Мая) по территории Канавино: мимо вокзала до плашкоутного моста. Для города это было по-настоящему грандиозное событие. Сначала поездка на электротранспорте была скорее развлечением, но со временем трамвайные линии расширяли, вагончики заполнили уже весь город.

Вид на Плашкоутный мост
Вид на Плашкоутный мост

Нижегородские склоны крутые и высокие и у первых трамваем не хватало мощности забраться наверх. Поэтому наверху и внизу были независимые ветки, а соединяли их фуникулёры. Протяжённость линии Кремлёвского фуникулёра составляла 173 метра, перепад высот — 63 метра. Протяжённость линии Похвалинского фуникулёра составляла 143 метра, перепад высот — 45 метров.

Вагоны элеватора (фуникулёра), 1890-е годы. Фотография из книги «Ваш друг трамвай: Век нижегородского трамвая».
Вагоны элеватора (фуникулёра), 1890-е годы. Фотография из книги «Ваш друг трамвай: Век нижегородского трамвая».

В 20-х годах XX века роликовые трамваи стали постепенно выходить из обихода. Появились моторные вагоны серии Х. В Нижний Новгород, уже переименованный в Горький, поступили около ста таких вагонов. Воочию этот трамвай можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя» — в салоне этого трамвая сыщик Жеглов ловит преступника Кирпича.

Важнейшим событием для трамвайного хозяйства стало строительство линии по Зеленскому съезду. При её сооружении был проделан огромный объём работ. 16 ноября 1924 года на линии началось регулярное движение поездов. Две трамвайные сети впервые соединились в одну, сообщение между двумя частями города стало беспересадочным.

В течение нескольких лет после открытия линии по Зеленскому съезду элеваторы (фуникулёры) продолжали работать, хотя их значение снизилось. В 1930 году (ориентировочно) фуникулёры были закрыты, позднее — полностью демонтированы.

1 мая 1931 года была открыта линия, ведущая в один из крупнейших заводских районов — Сормово. 1 апреля 1933 года была открыта двухпутная линия до главной проходной Горьковского автозавода — одного из крупнейших автомобилестроительных предприятий, введённого в строй в 1932 году.

1 мая 1933 года было открыто движение по Канавинскому мосту через Оку, сооружённому вблизи того места, где ранее существовали наплавной мост и ледовая трасса. Впервые за многовековую историю Нижнего Новгорода берега Оки оказались связаны постоянным сообщением, не зависящим от времени года и погодных условий.
(Сейчас на Канавинском мосту трамвайного движения нет, трамваи ходят только через один мост – Молитовский).

Из архива редакции газеты «Нижегородская правда»
Из архива редакции газеты «Нижегородская правда»

Развитие Горьковского трамвая продолжалось вплоть до начала 1990-х годов.

Фото: Дима Четыре
Фото: Дима Четыре

Сегодня трамвайное сообщение по-прежнему актуально для нижегородцев. В Нижнем Новгороде 16 трамвайных маршрутов.