Тундра таит в себе много опасностей, и заблудиться в ней, как и потеряться, очень легко. Порой даже опытные взрослые не могут найти дороги домой, что уж говорить о детях. Однако спасатели не теряют надежды найти пропавших живыми, даже если их поиски длятся не одну неделю.
Искали одного, а нашли двоих
В декабре 2022 года на Ямале произошла удивительная история. Ночью отец с 12-летним сыном перемещались по тундре – мужчина ехал на снегоходе, а ребёнок находился в санях позади него. Внезапно во время движения сани отцепились и остались на дороге. Северянин не заметил этого и продолжил путь.
Примерно в тот же временной промежуток в ГКУ «Ямалспас» поступила заявка о пропаже взрослого. Спасатели выдвинулись на поиски человека – вдруг фары транспортного средства осветили одиноко стоявший зимник. К своему удивлению, внутри сотрудники поисково-спасательного отряда обнаружили замёрзшего подростка.
Мальчика обогрели в салоне снегоболотохода «Петрович» до прибытия отца, который заметил пропажу сына лишь спустя час. Мужчину, на поиски которого изначально отправились спасатели, тоже нашли живым и здоровым. Выяснилось, что у него сломался снегоход.
«Когда посмотрели сверху вниз на тундру, ужаснулись»
Летом в тундре не менее опасно. Стоит отойти от чума – и вот уже не видно, откуда вышел. Если не уметь ориентироваться, ситуация становится страшной. 26 июня 2019 года двое мальчиков возрастом 6 и 8 лет ушли из стойбища под Самбургом к маме – и пропали. Женщина отправилась в село за продуктами на лодке, дети хотели встретить её на берегу. От него до чума 8 километров пути, но для кочевников это небольшое расстояние.
Чтобы добраться от Надыма до Самбурга, между которыми 300 километров, волонтёрам из поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» потребовалось более 13 часов. Сначала 5 часов ехали на автомобиле до Нового Уренгоя, затем 6 часов плыли на катере, следом 2 часа добирались на лодках и ещё 12 километров шли пешком.
Параллельно с ними на поиски отправилась другая группа из Тарко-Сале, но уже на вертолёте. Поисковики надеялись обнаружить детей с воздуха, ведь деревьев практически нет, а значит, всё как на ладони. Но ошиблись.
«Когда поднялись и посмотрели сверху вниз на тундру, ужаснулись: одна сплошная пёстрая каша. Как там вообще можно кого-то найти?» - рассказала автору «Таких дел» одна из поисковиков, Алена Старыгина.
«Живы ли они ещё?»
Отряд из Тарко-Сале оказался на месте лишь на второй день поисков. Местные жители помогали волонтёрам отыскать мальчиков, которые провели ночь на открытой местности. Приходилось продираться сквозь густые кустарники, преодолевать болота и кочки, вдобавок мешал сильный ветер. К концу дня у поисковиков уже не оставалось сил, но они продолжали идти вперёд. К тому моменту ветер стих, но возникла новая проблема, ещё хуже.
«Поднялся чёрный рой гнуса. Мы с ног до головы обливались репеллентами, но это не сильно помогало. Страшно, когда идёшь вечером, замёрзший, искусанный, и видишь следы 32-го размера. Как дети провели здесь ночь, живы ли они ещё?»
Пока команда из Надыма добиралась до стойбища, детей уже нашли. Вечером они шли по кочкам и наткнулись на волонтёров. Братья рассказали взрослым, что ушли в другую сторону и потерялись. В попытках выжить питались травой, а ночевали под кустом багульника. По вечерам дети продолжали поиски мамы, с которой так сильно хотели увидеться.
Читайте и смотрите также:
Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше нового о Крайнем Севере!