- С Мишей будет сидеть свекровь? Хорошо, когда есть бабушка.
- Хорошо, когда есть чем ей заплатить.
Светкины глаза округлились. Признаюсь, у меня самой была такая реакция на предложение свекрови.
Большинство женщин пытается сохранить семью, балансируя между работой и домом. Я не исключение, поэтому вполне осознанно подошла к рождению сына. Мне не хотелось ни в чем не отказывать малышу, поэтому для сохранения заработка вновь вернулась к своему делу. Оставалось решить, кто будет оставаться с Мишей.
В первую очередь, выбор падает на бабушек. Мы могли обратиться только к Галине Ивановне, Сашиной маме. Я попросила мужа первым начать разговор с просьбой о помощи.
- Мам, ты знаешь, у Марины хорошая работа, на которую надо поскорее вернуться. Я тоже много времени трачу на заработки. А за Мишей нужно ухаживать. Он же маленький еще и такой активный, – Саша улыбнулся, как всегда, когда речь заходила про малыша.
- Да, за маленькими детьми нужен глаз да глаз, – подтвердила Галина Ивановна. – Я помню, каким был ты. Только с моим характером и терпением можно было справиться.
- Мы решили, что няню не будем нанимать. Ведь лучше, когда с малышом сидит родной человек. Так ведь? Мам, может ты сможешь оставаться с ним?
Свекровь задумалась, а потом ответила:
- Пожалуй, я соглашусь нянчиться с Мишей, но ...
Мы замерли в ожидании.
- Мне нужен ключ от квартиры, чтобы я смогла выходить и возвращаться в любое время, – продолжила Галина Ивановна.
- Конечно же, мы отдадим запасной ключ, – сказала я.— Вещи, продукты – все будет готово дома. Не беспокойтесь.
- И платите мне как няне.
Сначала я не поняла. Недоуменно посмотрела на Сашу, но и он лишь хлопал глазами. Я никак не могла предположить, что время бабушки, проведенное с внуком, должно оплачиваться.
Если бы Галина Ивановна попросила какую-нибудь помощь, я еще бы поняла, хотя свекровь не была нуждающейся. Но требовать плату – неожиданно. Хорошо, что я сидела, иначе точно бы упала.
- Сильно гнуть цену не буду, но давайте все-таки не мелочиться. Я ценю свои силы, время и умение сидеть с детьми. Только я смогла бы справиться с тобой, когда ты был маленьким, – тем временем свекровь продолжала говорить с Сашей.
То, что Галина Ивановна могла справиться с другими, не подлежит сомнению. Женщина она волевая, с железным характером, который проявляется почему-то лишь в управлении окружающими, а никак не для собственных достижений. Но вот кто бы справился с самой Галиной Ивановной – вопрос без ответа.
Саша смотрел на него. Я поняла, что решать сейчас придется мне, все-таки не он же подкинул такую идею.
Я вздохнула. Если уж платить хоть няне, хоть бабушке, то лучше тогда уж выбрать вторую, так хоть с Мишей рядом будет родной человек. Слово «родной» вызвало у меня усмешку. Галина Ивановна вопросительно посмотрела на меня. Саша, казалось, понял, о чем я подумала.
- Хорошо, – сказала я. – Пусть будет по-Вашему.
Мы договорились, что Галина Ивановна будет приходить в определенные дни. Ей нужно было проводить время с Мишей, готовить ему, следить за его состоянием и попутно порядком в доме.
В первые дни я постоянно созванивалась с ней. Вскоре она перестала брать трубку. Я беспокоилась, не случилось ли что. Но, как оказалось, Галине Ивановне надоели мои частые звонки.
Саша мне объяснил:
- Маму задевают твои частые звонки. Ты словно недоверяешь ей.
- Я просто хочу знать, что все в порядке. Вдруг что надо Мише или ей самой.
Наверное, Саша передал мои слова маме, потому что уже на следующий день свекровь стала брать трубку после каждого моего звонка. Все было бы хорошо, но практически каждый раз Галина Ивановна что-нибудь просила. То, видите ли, я мало продуктов оставила, то одежда никуда не годится, то по дому что. При этом она не соглашалась, что бы мы что-нибудь привезли или оставили потом. Галина Ивановна просила перевести деньги ей.
- Зачем вам дергаться? Я сама возьму, – говорила она.
Ну что ж, это экономило наше время. Но почему-то дома я не находила то, что должно было приобретаться. Будто дома был не один ребенок, а целый детсад. Подозревать в чем-либо свекровь, я не решалась.
Как-то я высказала Саше, что, по всем расчетам, продукты и вещи должны были оставаться.
Он недовольно проворчал:
- Ты подозреваешь маму? Но сама же знаешь, какие сейчас цены, да и Миша тоже не такой покладистый. Одежда и игрушки быстро приходят в негодность.
- Но то, что взяла мама, явно не тянет на стоимость, которую она нам называет.
Зря я так сказала. Саша молча встал и ушел. Его молчаливые уходы страшнее скандала. Лучше уж выпустить пар в громкой перепалке, чем ощущать, как тебя игнорируют и относятся, как к пустому месту.
Саша быстро отходит, но в дальнейшем дает понять, что он всегда все помнит. Я же переживала все внутри и боролась с чувством несправедливости. Почему я не могла сказать, если это действительно правда? Он не хочет обижать маму даже такими мыслями. Но разве обижать меня и Мишу таким поведением свекрови можно?
Но Саше ничего нельзя было сказать. Нет, он не грозный,не скандальный, но каждые такие размолвки расширяли трещину в наших отношениях. Рушить отношения я не хотела, поэтому решила больше не жаловаться. Но поневоле пришлось, потому что Галина Ивановна решила, что она сама может решать, в какие дни приходить.
Я понимаю, что у любого человека могут появиться непредвиденные проблемы. Но Галина Ивановна однажды не появилась просто так. При этом она не удосужилась заранее предупредить нас.
Я нервно ждала ее утром, потому что опаздывала из-за нее на работу. Ее все не было. Стала звонить Саше, объясняя это беспокойством за Галину Ивановну. Теперь всполошился он. А время шло. Я не могла взять сына с собой, поэтому спешно позвонила на работу и объяснила, что не могу появиться по проблемам с малышом.
Через некоторое время позвонила свекровь:
- Что ты всех переполошила? Уже и отдохнуть не даете. Я, в конце концов, не служанка. И это я должна устанавливать дни, в которые буду приходить.
- Но Вы могли бы предупредить, что, например, Вам нездоровится или еще что.
- Почему ты ставишь мне условия? Я сама решаю. И это вы исходите из того, прихожу я или нет, а не наоборот, будто я должна под вас подстраиваться.
Ладно бы, если этот случай был единичным. Но это повторилось еще несколько раз. На работе неодобрительно отозвались. Да, они все понимают, да это ребенок, но работа требует полной вовлеченности, иначе общее дело пойдет крахом. Они не имеют ничего против сотрудницы с маленьким ребенком, но «работу надо работать», как говорил шеф.
Я уже была рада, что Галина Ивановна вообще появлялась. Пусть происходят какие-то странности с покупками, сжав зубы, я решила смириться. Но или где-то там сверху решили проверять мое терпение дальше, или же Галина Ивановна разыгралась вовсю.
Приходя домой, я заставала такой бардак, что квартиру смело можно было обозначать как настоящий свинарник. Среди этого свинства сначала надо было найти Мишу, а потом переодевать, мыть и, как вскоре выяснилось, еще и кормить.
Из-за этих дел ужин начинался чуть ли не ночью. Мои попытки объяснить ситуацию недоумевающе у Саше терпели неудачу. Он готов был поверить, что дело в растущем Мише, привыкшем к вседозволенности, чем в полном пофигизме Галины Ивановны.
- Саша, но ты сам видишь что творится! – тщетно взывала я к его пониманию.
- Что я вижу? Я вижу бардак, лезущего во все углы Мишу и твою суету. Но почему я должен считать маму причиной этого? Раньше ты говорила, что не сможешь совместить уход за ребенком с работой. Теперь же выясняется, что ты не справляешься даже, если Миша под присмотром. Странно все.
- Но ... – я сдержала себя от дальнейших жалоб.
- Ты сама посуди, – продолжил Саша, – разве может опытная женщина, вырастившая своего ребенка, не справляться с другим малышом? И разве будет бабушка плохо обращаться с внуком или относиться так к семье своего сына?
Стоит признать, Саша был аккуратным, собранным и целеустремленным. Не могу сказать, насколько в этом заслуга его матери, но внутри меня закипала злоба. Но что я могла возразить, если все равно сама останусь виноватой. От всего нахлынувшего опускались руки. Мое состояние отражалось на работе, и однажды я услышала, как кто-то потихоньку назвал меня обманщицей. Впору вопрошать «да что же это такое?», вот только призвать к ответу никого я не могла.
Светка старалась успокоить меня:
- Перетерпи, скоро все образуется. Хоть и странные у вас семейные отношения, однако. Главное, сохранить мир в семье. А там подвернется какой-нибудь другой вариант.
Снять напряжение я могла только с ней, да и в выходные дома. В один из таких выходных на пороге появилась Галина Ивановна.
- Галина Ивановна, Вы уже говорили, что хотите сами выбирать дни прихода, но не в выходной же. Сегодня сидеть с Мишей не надо, – сказала я.
- Да я и не буду сегодня с ним сидеть. Я к тебе по делу.
Я внутренне напряглась, заранее ожидая неприятного сюрприза. Он не заставил себя ждать.
- Заплати мне за услугу полностью. А еще нужны отпускные, я возьму перерыв, собираюсь уехать на месяц.
С самого начала ее речи я потеряла ощущение реальности. Все казалось сном, причем кошмарным.
- Галина Ивановна, посчитайте пропущенные дни, – возмутилась я. – Я из-за Ваших внезапных отлучек практически на грани увольнения. Ко мне пошли навстречу только потому, что я хороший специалист. К тому же Вы и так спрашивали деньги постоянно. За такую сумму можно сразу с несколькими детьми нянчиться.
- Специалист ты, может, и хороший, а вот как мать и сноха – так себе. Неужели ты враг мне и своему малышу? Если хочешь полноценного ухода, то и обеспечь все условия полноценно. Хорошие няни на дороге не валяются, а я к тому же родной человек.
- Да Вы трясете нас не по-родному, – меня прорвало. – Все время требуете и требуете, а сами что сделали для того, чтобы Вам хорошо платили? Ладно бы, если выполняли все договоренности, так не же...
Высказав все, я твердо решила:
- Полностью сумму я Вам не оплачу. Хоть как ни возражайте.
Тут уж наступил черед негодовать свекрови. Уперев руки в боки, она стала громко меня упрекать:
- Вот уж не думала, что ты такая неблагодарная и жадная. Да если бы не я, ты вообще сейчас сидела бы без работы. Сомневаюсь, что и за ребенком нормально бы ухаживала.
- Как можете утверждать то, о чем и понятия не имеете? – я протестовала.
- Я уж намного опытнее тебя и сразу могу определить, кто может быть хорошей матерью и женой, а кто нет. Но ты превзошла все мои наихудшие опасения.
- Вы что меня обвиняете? Посмотрите на себя. Я даже людям признаться не могу, что плачу Вам за присмотр и уход. Хотя уход – это громко сказано. Судя по всему, Вы просто присутствуете рядом с Мишей.
- Мне нет дела до мнения других людей. Мне важно, чтобы я была оценена по достоинству. Не позволю использовать себя, я не потеряю достоинства.
- Трудно потерять то, чего нет.
Я понимала, что в своих выражениях уже не задумываюсь о приличиях. Но какие приличия, если Галина Ивановна попросту манипулирует, играя на моих чувствах?
Неизвестно, до каких взаимных обвинений мы бы дошли, не появись в этот момент Саша. Наверное, Галина Ивановна специально подгадала такой момент, когда его не было дома. Она знала, что Саша иногда отлучается в это время по делам. Сегодня он вернулся раньше. Хотел расслабиться в семейном отдыхе, но вместо этого пришлось напрягаться в семейном скандале.
- Мама, Марина, что за шум?
Первой обратилась Галина Ивановна:
- Поздравляю, сын! Тебе досталась сварливая, скупая и неблагодарная жена. Она ни капельки не ценит то, что я делаю для Миши и вас. Может, материнская любовь в ней тоже недостаточно проснулась, если не желает сыночку лучшего.
Я не выжидала, когда она перестанет смешивать меня с грязью. Просто от всех сдерживаемых эмоций в горле встал комок.
Галина Ивановна продолжала:
- Саша, надеюсь, ты ценишь и любишь мать. Ты же знаешь, как я желаю счастья тебе, маленькому Мише. Неужели ты тоже думаешь обо мне, как и Марина?
Мое имя свекровь произнесла скривившись.
Больше сдерживаться я уже не могла. Я высказала все, что копила в себе с самого начала. Мы рисковали от объяснений Саше вновь перейти к взаимным ругательствам. Но он резко прервал нас.
- Подожди, мама. Ты часто говоришь о любви к тебе, подчеркиваешь необходимость хорошей заботы. Против этого трудно пойти. Но пойми, нам нужно обеспечить полный уход за Мишей. А ты, складывается впечатление, словно хочешь просто присмотреть по минимуму, но получить хорошую плату.
У Галины Ивановны глаза полезли на лоб.
- Не обижайся, мам, но Марина права.
- Подкаблучник! – Галина Ивановна сменила тактику.
- Дело не в том, что я принимаю маринино мнение за свое, — заверил ее Саша. – Я сам думал обо всем. Посмотрев открытыми глазами, я пришел к выводу, что ты попросту манипулируешь. Взываешь к любви и состраданию, но сама не проявляешь эти качества. Мы не считаем тебя злой, но не помыкай нами.
Галина Ивановна внимательно смотрела на сына. Я подошла к ней:
- Галина Ивановна, мы больше не нуждаемся в Ваших услугах. За такую же оплату мы можем нанять другую няню и не беспокоиться, что что-либо пойдет не так. Верните, пожалуйста, ключи.
Галина Ивановна, достала ключи и с гневом швырнула их на пол. Затем посмотрела на нас так, словно хотела пронзить взглядом. Скривившись, она резко развернулась и с оскорбленным видом вышла из квартиры.
Повисла тишина. Буря прошла, впереди нас ждала ясная погода в доме. Мы избавились от манипуляций свекрови, теперь нужно было выбрать профессиональную няню.
Мы остановили выбор на няне, которую нам порекомендовали знакомые. Женщина оказалась опытной и хорошо знала свое дело. Теперь я смогла полностью влиться в работу, не заботясь о безопасности ребенка или ́напрасно потраченных деньгах.
Саша не стал относиться к матери враждебно. Он понял, до какого предела должно распространяться ее влияние. Остальное – его территория, его зона ответственности. Попытки защищать мать только на основании родства могли привести к разрушению нашей семьи. Саша стал принимать не только достоинства людей, но и их недостатки. На этом основании он строит новые отношения с матерью.
Я столкнулась с манипуляциями свекрови, которые могли негативно отразиться на нас. То, что обычно делают в качестве помощи, она превратила в источник дохода для себя. Не знаю, насколько я смогла бы выдержать все. Однако решительность и поддержка моего мужа помогли защитить личные границы, отстоять свои интересы и создать гармоничную атмосферу в семье. Это моя история о стойкости, любви и умении сохранять свое счастье.
Новый хит на канале: