Найти в Дзене
Ольга Брюс

Не бросайте меня!

https://clck.ru/3FJxEK
https://clck.ru/3FJxEK

—Ольга, ну я дождусь тебя сегодня или нет? — резкий голос свекрови в телефонной трубке бил в ухо. — Мы вечером в театр собрались идти с тетей Машей, я же из-за тебя задерживаюсь. У меня последние продукты еще вчера закончились, а тебя все нет. Так-то вы о матери заботитесь? Мать одна, живет на копейки, выживает, можно сказать, а вы там жируете!

Оля была ошеломлена таким нападением и поначалу слушала монолог возмущенной свекрови молча, не перебивая и стараясь переварить услышанное. Когда свекровь излила свое возмущение и взяла паузу - видимо, для Ольгиных оправданий и извинений, невестка сказала:

—А вам не кажется, мама, что я вам уже достаточно таких сумочек с продуктами натаскала, чтобы не ходить в магазин и кушать целый год? А у вас все просто в бездонную дыру какую-то улетает - то портится, то подгорает, то выкипает, то с кем-то нужно было поделиться? И никакой благодарности от вас мы ни разу не слышали, а вот претензии и запросы все растут и растут. Так что сегодня вы меня не дождетесь, да и в следующие выходные тоже. С меня хватит!

Ольга нажала отбой и бросила телефон на стол. Присела, но тут же вскочила и заходила взад-вперед по кухне. Вот что называется: дай палец - тебе по локоть руку откусят. Это как раз про свекровь. А Оля-то хотела как лучше - своей второй матери помочь, позаботиться о ней.

***

Когда умер свёкор, Денис настоял, чтобы они вернулись в родной город, поближе к маме. Оле не хотелось переезжать, бросать устоявшийся быт, продавать квартиру. Тут была вся ее жизнь. Но и чувства мужа она понимала и не хотела обижать его. Подумав, что, действительно, свекровь нуждается в поддержке и помощи, Оля согласилась на переезд.

Они с Денисом поженились еще студентами. Денис жил в общежитии - приехал в родной Ольгин город, чтобы учиться в престижном университете. Родители ему помогали, как могли, по своим возможностям: присылали денег, передавали с оказиями продукты. Но порой бывало, что денег от родителей не поступало. Денис вздыхал: опять мама шиканула, накупила что надо и что не надо, на сына не осталось. Ну ничего, подработает после лекций, благо была такая возможность. Платили скудно, но студенту и эти деньги манной небесной казались.

На съем отдельной квартиры денег уже не хватало. Но Денис отлично чувствовал себя и в студенческой общаге: да, не шикарно, зато весело. С Олей познакомились на дискотеке, начали встречаться, полюбили друг друга. На свадьбу денег не было. Расписались в местном ЗАГСе и закатили гулянку в том же общежитии на деньги, которые в качестве свадебного подарка дали родители жениха и невесты.

Денис всегда знал, что его родителям живется непросто. Несмотря на то, что и папа, и мама исправно трудились на своих предприятиях и зарплату получали вовремя, денег в семье всегда не хватало. А в конце каждого месяца их не хватало просто катастрофически, когда всей семьей сидели и подъедали имевшиеся запасы.

“Подожди до конца месяца”, “вот получим зарплату и купим”, “денег не напасешься на тебя” — все это Денис слышал постоянно и с самых малых лет усвоил, что денег у них очень мало и часто их даже нет. Сытые, разгульные дни случались в начале каждого месяца, то есть непосредственно после зарплаты. Раздав сделанные в прошлом месяце долги, мама, как будто дорвавшись наконец-то до возможности позволить себе то, в чем долго отказывала, начинала скупать все подряд, как с цепи сорвавшись.

Тогда в холодильнике появлялись деликатесы, на столе в вазочке лежали вкусные конфеты, а в буфете - пачки с печеньем и выпечкой всех мастей. Дениса посылали в магазин то за мороженым, то за тортиком к чаю. Мама крутилась перед зеркалом в новом наряде, с новой сумочкой или новых красивых туфлях. Папа смотрел на жену неодобрительно:

—Зоя, побереги деньги, потом опять тянуть до получки придется. Ну зачем ты столько всего накупаешь? Съедим и забудем, тряпок тоже ни к чему столько.

—Жора, не бухти, — смеясь, отвечала мама. — Тебя я тоже не забыла. Вот, смотри. Вот тебе пена для бритья - со скидкой продавалась, я взяла сразу пять штук. И тебе хватит, и на подарки останется, чтоб потом не покупать. Вот носков взяла побольше, и опять же оптом дешевле.

Папа вздыхал и отходил. Он знал, что на пену у него либо будет аллергия, либо она высохнет, пока он доберется до пятого флакона, а от тридцати пар китайских некачественных носков тоже проку не будет - говорить об этом Зое бесполезно. Она, почувствовав деньги в кармане, готова была тратить их с упоением на что угодно, лишь бы тратить. Она скупала все без разбора, все вещи казались ей нужными. А если попадались акции или скидки, то ей казалось, что именно этих вещей или продуктов надо закупить впрок и побольше, пока они такие дешевые.

Денис, глядя на все это, хотя и радовался временному изобилию в их доме, но на душе начинало противно скрести. Он знал, что через несколько дней все эти вкусности будут съедены, новые наряды повешены в шкаф и забыты, а родители опять с озабоченными лицами начнут его убеждать, что денег ни на что не хватает.

“Вот бы маме с папой стали больше платить денег на работе, — думал иногда Денис. — Меня бы и в классе все сразу зауважали. Вон у Генки с Мишкой какие родители. И дом у них самый богатый, и машина есть. Вот у них и друзей много. А со мной только Славка дружит”.

Денис с завистью отмечал, что у его одноклассников появляются новые вещи. Слышал, как ребята обсуждают друг с другом подаренные родителями к празднику игровые приставки и видеоигры. Одноклассники ходили в кино и кафе-мороженое. Дениса иногда приглашали, потом перестали - все равно откажется. А Денису не на что было идти в кафе и кино. Карманные деньги ему давали очень редко, и их он старался экономить и не тратить зря. Подарки деньгами дарить в их семье было не принято. Какую-то мелочь он выкраивал себе со сдачи, когда ходил в магазин за продуктами, и на этом всё.

Однажды Денис услышал, как бабушка выговаривает его маме, пришедшей занимать у нее денег:

—Зоя, избавляйся от этой привычки постоянно брать в долг. Ну что такое, каждый месяц ходишь ко мне за деньгами, как на работу. И не только ко мне. Куда вы деньги-то деваете? В квартире пусто, на машину не копите, дом не строите - и все в кармане ни гроша.

—Так цены-то какие, мама, — возмущалась дочь. — А так много всего надо покупать каждый месяц. Какое уж тут копить, когда и на то, что нужно, всегда не хватает. А тебе что, жалко помочь единственной дочери? Все равно ты свою пенсию не проживаешь. Зачем тебе одной столько денег? Одежда тебе уже не нужна. Да я и своей тебе сколько отдаю, можешь вообще ничего не покупать. Продукты в твоем возрасте лучше есть попроще - натуральные, непереработанные, без вредных добавок. Так что половины пенсии тебе больше, чем достаточно. А копить сейчас бессмысленно - все равно деньги инфляция съест. А у меня семья, сын подрастает, мне деньги нужней.

—Ну что ты такое говоришь, Зойка? Вот доживешь до моих лет и поймешь, что на пенсии жизнь только начинается. Свои деньги еще считать толком не научилась, а мои гляди-ка как быстро разделила. И еще в глаза мне такое говоришь, постыдилась бы. Да и добро бы ты занимала да на дело какое тратила. А то ведь покупаешь всякие безделицы. Деньги у тебя утекают, как вода сквозь пальцы. Смотрю и диву даюсь — это ж надо талант иметь, чтобы всё спустить до копеечки, и купленного не видать.

Денису было неприятно слышать этот разговор. В голосе бабушки слышались и сожаление, и презрение, и обида.

Однажды утром он собирался в школу и попросил денег на пирожок.

—В сумке кошелек, возьми сам! - крикнула ему мама из ванной.

Денис открыл мамину сумку, нашел в ней кошелек, который от прикосновения мальчика открылся сам собой - настолько туго он был набит деньгами. Денис смотрел на это богатство и радовался, что наконец-то и на них свалилось счастье. Что они хотя бы какое-то время поживут сыто и в довольствии. Может, мама получила премию? Или папа много заработал и все отдал маме? Да это было неважно.

Однако буквально через пару недель мама опять начала хмуриться и огрызаться на просьбы дать немного денег на карманные расходы, говоря о том, что на запросы сына не напасешься, а им скоро будет хлеба не на что купить. При этом дом наполнился кучей никому не нужных вещей: полки украшали статуэтки херувимчиков, тут и там в ряд друг за другом выстроились по росту керамические слоники, на кухне появились терки и терочки, кофейные чашечки с блюдцами, салфеточки, полотенчики и прочие милые дамскому сердцу мелочи, имеющие малую практическую ценность, но вызывающие много положительных эмоций при их покупке.

Потом Денис начал замечать, что в то время, когда они с папой сидят чуть ли не на хлебе и воде, мама себе не отказывает во вкусностях и своих маленьких слабостях. Он находил в мусорном ведре то обертки от дорогого шоколада, то упаковки от сырокопченой колбасы, то пустую банку из-под красной икры.

Однажды, когда учился во вторую смену, он вернулся из школы пораньше. На кухне сидела мама и доедала бисквитное пирожное со взбитыми сливками.

—Мам, привет… — с порога начал Денис. — Ой, а ты где это взяла? А мне? Еще есть?

—Нет, последнее. —жуя, ответила мама.

—Мам, ну дай попробовать, я тоже хочу. —слюни потекли ручьем при виде десерта.

—Да тут уж и пробовать нечего, — сказала мама, отправляя последний кусочек себе в рот.

Денису было очень обидно. Он ушел к себе в комнату, глотая слезы. А через несколько дней услышал, как мама, разговаривая с подругой по телефону, говорит ей:

—Люда, запомни: детям нужна здоровая мать. Кормить и баловать нужно прежде всего себя. А не так, чтоб от себя последнее отрывать ради ребенка. А если с тобой что случится, кому нужен будет твой ребенок? Вот то-то. Поэтому в первую очередь себя не забывай. Ребенку одно яблоко, себе - десять. Ребенок и у друзей в гостях поест, много ли ему надо ребячьим делом, а тебе за своим здоровьем следить надо.

Денис подумал, что это неправильно. Ведь в школе на уроках литературы все время говорили, что дети — это высшая ценность человечества, что это будущее. Сколько подвигов было совершено взрослыми ради спасения детей, сколько разговоров о том, что дети должны жить лучше, чем жили их родители. Но и мама вроде права. На самом деле: случись голодное время, она ребенка накормит, а сама от голода умрет. Так и ребенка ждет без матери та же участь. Поэтому, может, и есть правда в маминых словах.

***

Денис вырос самостоятельным, получил хорошую специальность в университете, после окончания устроился на хорошую работу. Карьера пошла в гору, финансовое благосостояние росло. С Олей у них все складывалось хорошо. Один за другим родились два сына. Жизнь шла своим чередом. Но был один камень раздора между супругами - мама Дениса.

Папа Дениса умер внезапно. От инфаркта. Денис уже три года как окончил университет, обосновался в том городе, в котором учился. Оставшись одна, мама сразу пала духом.

—Денис, возвращайся, — плакала она на похоронах. — Как я тут буду одна, без папы. Ведь он во всем был моей опорой. Мы и жили-то почитай на его зарплату. Что я одна-то заработаю - ну сущие копейки. Ой, пропаду я без него совсем, по миру пойду.

—Мам, ну что ты такое говоришь, ну перестань, успокойся, — говорил Денис дрожащим голосом, гладя мать по спине. — У тебя есть я, мы. Никто тебя не бросит, не беспокойся. О деньгах не тревожься. Я, слава богу, неплохо зарабатываю. Буду тебе помогать. А лучше знаешь что? Переезжай к нам.

Стоявшая неподалеку и слышавшая эти слова Ольга вскинула на мужа брови. Нет-нет, только не это - говорили ее глаза. Давайте мирно жить на расстоянии.

—Да что ты, сынок, мне уже к новому месту не привыкнуть. Да и бабушка у нас здесь, за ней присмотр нужен. Если только хочешь, чтоб я поскорей вслед за отцом отправилась - ну что ж, тогда могу и переехать.

—Да что ты такое говоришь, ма! — воскликнул Денис. — Я ж для тебя, чтоб тебе полегче было.

—А может, все-таки лучше ты вернешься? — вытирая слезы, смотрела ему в глаза мать. — Здесь бы и квартиру купили, недалеко от меня. Вам-то все равно где жить, вы молодые, привыкните. Это я, старая уже, меня уж не выучишь новым фокусам, а вам, молодым, все новое - в диковинку да в радость.

“Ни в коем случае!” - сверлила мужа глазами Оля.

Глава 2