Найти в Дзене

Москва глазами петербуржца, часть 2: «заповедник» купеческих особняков

Иначе это место и не назовешь. На протяжении всего 700 метров мы встретим 10 шедевров московского зодчества, от ренессанса до модерна. А какие фамилии, какие судьбы с ними связаны! Все это на улице Спиридоновка, которую облюбовали с конца XIX века сильные мира сего, и архитекторов они приглашали себе под стать. Один Шехтель чего стоит. Итак, мы продолжаем прогулку внутри Садового кольца. В прошлый раз это был путь от Триумфальной площади до усадьбы Тарасова. Не лишним будет еще раз о ней рассказать. Чистый ренессанс без приставки «нео» — практически копия палаццо Тьене великого Андреа Палладио в городе Виченца. В Москву особняк «перенес» Иван Жолтовский. В царской России его называли «архитектором для миллионеров», а при советской власти он стал по сути «отцом» сталинского ампира, привнеся туда черты любимого палладианства. Это оригинал в Виченце, где второй этаж выше первого: А это проект Жолтовского, где наоборот, выше первый этаж, в чем и состоит ключевое отличие: Как только мастер
Оглавление

Иначе это место и не назовешь. На протяжении всего 700 метров мы встретим 10 шедевров московского зодчества, от ренессанса до модерна. А какие фамилии, какие судьбы с ними связаны!

Все это на улице Спиридоновка, которую облюбовали с конца XIX века сильные мира сего, и архитекторов они приглашали себе под стать. Один Шехтель чего стоит.

Итак, мы продолжаем прогулку внутри Садового кольца. В прошлый раз это был путь от Триумфальной площади до усадьбы Тарасова.

Не лишним будет еще раз о ней рассказать.

Усадьба Тарасова и трагедия ее владельцев

Чистый ренессанс без приставки «нео» — практически копия палаццо Тьене великого Андреа Палладио в городе Виченца. В Москву особняк «перенес» Иван Жолтовский. В царской России его называли «архитектором для миллионеров», а при советской власти он стал по сути «отцом» сталинского ампира, привнеся туда черты любимого палладианства.

Это оригинал в Виченце, где второй этаж выше первого:

Палаццо Тьене, Виченца
Палаццо Тьене, Виченца

А это проект Жолтовского, где наоборот, выше первый этаж, в чем и состоит ключевое отличие:

Дом Тарасова, Москва
Дом Тарасова, Москва

Как только мастер взялся за дело в 1909 году, вскоре умирает заказчик, купец Гавриил Тарасов.

На фасаде дома можно прочесть: GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI, то есть «Гавриил Тарасов – сделал в год Господень...» Число не указано. Прочерчено только латинское M (тысяча).

Спиридоновка, 30/1
Спиридоновка, 30/1

А в 1910 году здесь кончает с собой 28-летний Николай Тарасов, племянник Гавриила Аслановича. Ловелас, денди, как тогда говорили, «прожигатель жизни». При этом страстный поклонник театра, один из благотворителей МХТ, как и Савва Морозов. Несчастный случай произошел чуть ли не сразу, как он получил усадьбу в наследство.

В чем дело?

Его большой любовью была молодая актриса, протеже Немировича-Данченко, Ольга Грибова. Роман Тарасова и Грибовой был стремителен и безнадежен. Вскоре красавица завела другого поклонника, который оказался отчаянным картежником и однажды растратил казенные деньги.

И вот этот деловой человек обратился к Ольге, не сможет ли она занять у Тарасова необходимую сумму денег. Естественно, Тарасов не стал помогать своему конкуренту за сердце актрисы. В результате безнадежной ситуации новый возлюбленный застрелился. Вслед за ним стреляется Грибова. Наконец, в муках совести кончает с собой и Николай Тарасов.

Роковая дама
Роковая дама

А здание занимает сейчас Институт Африки РАН.

Вот на этом месте мы с вами остановились, на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Особняк Тарасова — справа:

-5

Откуда взялись эти названия?

400 лет назад здесь было болото (в народе Козье). Пока патриарх Гермоген не повелел его осушить, дабы строить неподалеку резиденцию. Оставшиеся на месте болота пруды назвали Патриаршими. А чуть позже возвели храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Отсюда и улица — Спиридоновка.

До Патриарших рукой подать — по переулку меньше 100 метров. Но мы идем прямо по Спиридоновке и по диагонали от дома Тарасова видим еще один шедевр той эпохи.

Особняк Морозовой

Возвели в 1898 году. На сей раз — это соединение готики и ренессанса.

Каков красавец:

Спиридоновка, 17 ст1
Спиридоновка, 17 ст1

За пять лет до этого участок с обветшавшим деревянным домом покупает Савва Морозов, промышленник и меценат с миллионным состоянием. Предпринималь от Бога. Пресса тех лет окрестила его «купеческий воевода».

Савва Морозов
Савва Морозов

А еще Савва Тимофеевич вошел в историю благодаря жене. Он «отбил» ее у двоюродного племянника Сергея.

Зинаида Морозова
Зинаида Морозова

18-летняя Зинаида вскружила голову настолько, что и клеймо позора от старообрядческого семейства Морозовых не стало преградой. Именно для нее наш герой заказал строительство особняка начинающему на тот момент архитектору Францу-Альберту Шехтелю.

Получился не просто дом, а великолепный ансамбль.

Особняк Морозовой
Особняк Морозовой

По случаю новоселья был устроен грандиозный бал, который долго обсуждала вся Москва.

Фото начала XX века:

Особняк Морозовой
Особняк Морозовой

Дальше было увлечение Саввы Морозова идеями большевиков, которых он щедро спонсировал; строительство Московского художественного театра и роман с актрисой Марией Андреевой; наконец, психическая болезнь и загадочная смерть в Каннах в 1905 году.

До сих пор мнения расходятся, было ли это само– или убийство. Мария Андреева еще до кончины Морозова завела роман с Максимом Горьким, а тот, как известно, напрямую связан с Лениным & Ко. Впрочем, и сама Мария Федоровна принимала деятельное участие в жизни ВКП (б), получив партийное прозвище «товарищ Феномен».

И вот незадолго до смерти Савва Морозов застраховал свою жизнь в пользу роковой возлюбленнной. Что там было на самом деле, остается только предполагать...

Мария Андреева и Максим Горький
Мария Андреева и Максим Горький

После смерти мужа Зинаида Морозова продает особняк Михаилу Рябушинскому, брату Степана Рябушинского, уже владевшему усадьбой по проекту Шехтеля в 500 метрах отсюда. Федор Осипович же перестраивал для нее имение Горки, которое в 1920-х облюбовал Ленин (интересное совпадение, не правда ли).

Снова смотрим на дом.

После национализации в 1918 усадьбу передали Наркомату иностранных дел, позднее она переоборудована в Дом приемов МИД, коим и является по сей день.

Во время Великой Отечественной войны в особняке проходили встречи министров иностранных дел США, Великобритании и Советского Союза.

В 1995 году дом сгорел, но затем был восстановлен по сохранившимся чертежам и фотографиям.

-13
-14

Ограда с дракончиками:

-15

А в самом конце ее живет кот Бегемот:

-16

источник

От неоготики переходим к постконструктивизму. Напротив дома Морозовых, на углу со Спиридоньевским переулком — дом треста «Теплобетон» с тремя аллегорическими фигурами на фасаде, представляющими Технику, Искусство и Науку.

Спиридоновка, 24/1
Спиридоновка, 24/1

До 1930 года на его месте стоял тот самый храм во имя святого Спиридона Тримифунтского, от которого улица получила свое название.

-18

Символы нового времени:

-19

Перспектива Спиридоновки:

-20

Через 150 метров — доходный дом архитектора Петра Бойцова по его же проекту. Точнее, это целый комплекс.

Перед нами — «рядовой» корпус:

Спиридоновка, 16 ст1
Спиридоновка, 16 ст1

А следом за ним, чуть в глубине участка — «парадный», в стиле ренессанс:

Спиридоновка, 14 ст1
Спиридоновка, 14 ст1

Сейчас его занимает посольство Греции:

-23

А еще был утраченный флигель, где некоторое время жил Антон Павлович Чехов.

Если смотреть из двора между двумя корпусами, то у «посольского» дома удивительная геометрия (на фото слева):

-24

Дипломатическое назначение же было до недавнего времени у дома №11 напротив — резиденция посла Южной Кореи.

Спиридоновка, 11 ст1
Спиридоновка, 11 ст1

А изначально — это особняк врача-отоларинголога Агапита Беляева. Врача, да непростого: в чине действительного статского советника, а горло у него лечили Федор Шаляпин и Леонид Собинов в том числе.

Дом задумывался архитектором Иваном Бони как своеобразная стилистическая пара особняку Рябушинского. Получилось очень бюджетно, без присущих модерну изысков.

Особняк Беляева
Особняк Беляева

Оглядываемся назад:

-27

Дальше улица делает изящный изгиб, который повторяет доходный дом купцов Михаила и Николая Армянских.

Спиридоновка, 9/2
Спиридоновка, 9/2
-29

Скромно, но со вкусом. Парадный подъезд, например:

Спиридоновка, 9/2
Спиридоновка, 9/2

К слову, здесь жили летчик, Герой Советского Союза Марк Галлай и актер Владимир Этуш.

Дом «рассекает» пространство между Спиридоновкой и Гранатным переулком.

-31

Ночью:

-32

Через дорогу от него, в крошечном сквере — памятник Александру Блоку.

-33

Откуда здесь взялся Блок — расскажу через минуту, а пока остановимся у палат Гранатного двора.

На минуточку, XVII век. Единственный «старожил» этих мест.

Спиридоновка, 3-5 ст1
Спиридоновка, 3-5 ст1

Палаты — это жилой дом. Для мастеров Пушкарского, затем Артиллерийского приказа.

В советские годы какое-то время здесь были коммуналки (!). В 1970-е хотели снести, но к счастью, в итоге сохранили и реставрировали.

-35

Ну а главная достопримечательность этой прогулки — за поворотом.

-36

Для начала обратим внимание на левую сторону, где открывает ансамбль немного приземистый на фоне соседей дом Марконетов, родственников Александра Блока. В 1904 году он прожил здесь две недели с женой, приехав в Москву «на гастроли» (вот почему в сквере неподалеку — памятник поэту).

Спиридоновка, 6
Спиридоновка, 6

Вплотную к нему примыкат бывший Мосгорисполком:

Спиридоновка, 4 ст1
Спиридоновка, 4 ст1

А дальше начинается усадьба Рябушинского.

-39

Усадьба Рябушинского

В дворовом флигеле ее жил Алексей Толстой, автор «Петра I» и «Хождения по мукам». Теперь здесь музей его памяти.

​Спиридоновка, 2 ст1
​Спиридоновка, 2 ст1
-41

Музей также — в главном здании усадьбы, шедевре модерна по проекту Федора Шехтеля.

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Музей Максима Горького, поскольку «главный пролетарский писатель» жил здесь после возвращения в СССР с 1931 до 1936 года. Сам он, кстати, отзывался об особняке пренебрежительно: «нелепый, но работать можно».

Историки говорят, что Сталин специально «поселил» сюда Горького, чтобы удобнее было следить за ним. Скорее всего, из-за жизни «под колпаком» тот и не любил особняк.

Вход в музей с западной стороны
Вход в музей с западной стороны

Здесь же Сталин встречался с «передовиками» советской литературы.

Драматург Леонид Леонов вспоминал:

Встречался я со Сталиным, не раз… Картина есть у художника Яр-Кравченко, она сохранилась в литературном музее: в Рябушинском особняке, у Горького, Политбюро со Сталиным, и мы, писатели, человек пятнадцать.
Там Горький и Сталин за столом, и Маленков, Молотов, Андреев, все сидят, а на первом месте кресло, а в кресле я сижу, молодой, приятный.

Раньше пространство вокруг дома было открыто:

Фото начала XX века
Фото начала XX века

Теперь все утопает в зелени, что придает дому особое очарование.

«Шаговые» окна:

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Омега-портал, один из фирменных элементов стиля модерн:

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Окно на боковом фасаде:

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Парадный вход со стороны Малой Никитской:

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Окна, решетки, мозаичный фриз с орхидеями — все подчинено единому замыслу.

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Около входа:

Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского

Федор Осипович Шехтель проектировал дом 1903 года рождения для Степана Рябушинского, одного из сыновей славного семейства купцов-старообрядцев. Помимо дела, в чести было искусство. Например, он собрал самую большую коллекцию икон в России (сейчас хранятся в Третьяковской галерее).

Благодаря тому, что в доме музей, в него можно свободно попасть и увидеть уникальные интерьеры. Они того стоят!

-52
-53
-54

источник

Из приусадебного сада виден дом Армянских:

-55

Купол и колокольню храма Большое Вознесение:

-56

Спиридоновка «вливается» здесь в Малую Никитскую. Точнее, это начало улицы, мы идем в обратном направлении, от ее конца к истокам.

-57

Именно в этом храме венчались в феврале 1831 года Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.

Храм Большое Вознесение на Никитской
Храм Большое Вознесение на Никитской

Первый каменный храм появился на этом месте еще в 1689 году, по воле Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I.

А в нынешнем виде — уже во времена Пушкина.

Храм Большое Вознесение на Никитской
Храм Большое Вознесение на Никитской

Интересно, что руку к Большому Вознесению приложили пять (!) известных архитекторов: Василий Баженов, Матвей Казаков, Федор Шестаков, Евграф Тюрин, Осип Бове. Поочередно каждый из них внес свой вклад в создание этой красоты.

Храм Большое Вознесение на Никитской
Храм Большое Вознесение на Никитской

источник

В ноября 1917 года в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве. В 1920 году Федор Шаляпин читал «Апостола» на венчании своей дочери Ирины. А 5 апреля 1925 года здесь совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Мы приближаемся к финалу нашей прогулки. Поворачиваем на Малую Никитскую:

-61

И выходим к скверу у Никитских Ворот.

-62

На этом и остановимся. В следующий раз — идем от Никитских Ворот до Патриарших.

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.