Найти в Дзене
Архивариус Кот

«А что ты обещал за девушку?..»

Иллюстрация О.И.Коминарца
Иллюстрация О.И.Коминарца

«Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зёрен, как дожидался Петрусь вечера».

Так начинается описание эпизода, который должен был принести счастье герою повести, но лишь навлёк на него проклятье и вечные мучения.

Мы как будто проделываем вместе с Петром путь «по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу», чтобы очутиться у «трёх пригорков», на которых будет «целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных», а потом зацветёт и волшебный папоротник: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».

Но вспомним, о чём говорит народное поверье: нашедший волшебный цветок «должен быть твёрд и непоколебим против нечистой силы, претерпеть все искушения, быть равнодушным против всех превращений нечистой силы. Если он оглянется на зов, то нечистая сила свёртывает голову, или задушивает, или одурачивает на всю жизнь». А именно этой твёрдости у Петра и не было!

Он сумел опередить «сотни мохнатых рук», тянущихся к цветку, и не посмотреть, кто «позади его перебегает с места на место». Но уйти от Басаврюка не смог. И начинается страшная сцена: сначала «свист, от которого захолонуло у Петра внутри», затем жуткое явление колдуньи: «Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" — проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся, как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи».

По народным преданиям, «сорвав цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать без оглядки», а затем цветок укажет место клада: «Стоит только подбросить цветок кверху: если есть где клад, засверкает цвет звездою и упадёт как раз на сокровища». Кроме того, ещё раньше нужно было и молитвы прочитать, и круг очертить… Петрусь же позволяет ведьме завладеть цветком и получает приказ подбросить его уже после того, как она «наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою».

Место клада указано, богатство найдено, но обнаруженный в яме «сундук стал уходить в землю, и всё, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем». И – самое страшное: «"Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!" — сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынёю, показывая знаком, чтобы он отсёк ему голову».

И именно в этот момент происходит гибель человеческой души и практически погибает влюблённый Петрусь. Ведь перед ним оказывается младший брат его любимой Ивась. «И ручонки сложило бедное дитя накрест, и головку повесило...»

Иллюстрация В.Е.Маковского
Иллюстрация В.Е.Маковского

В первый миг он готов броситься с ножом на ведьму, но…

«"А что ты обещал за девушку?.." — грянул Басаврюк и словно пулю посадил ему в спину». Петро видит под землёй несметные сокровища: «Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись... ум помутился…» И он уже не сознаёт, что перед ним не просто «невинное дитя», шестилетний мальчик, а верный его друг. Ведь это именно Ивась остановил отца, когда тот «хотел было покропить нагайкой спину бедного Петра», застав его целующимся с дочерью: «Ивась прибежал и в испуге схватил ручонками его за ноги, закричав: "Тятя, тятя! не бей Петруся!"»

И именно Ивася посылает Пидорка к любимому, доверив брату сокровенную тайну: «Ивасю мой милый, Ивасю мой любый! беги к Петрусю, моё золотое дитя, как стрела из лука; расскажи ему всё: любила б его карие очи, целовала бы его белое личико, да не велит судьба моя. Не один рушник вымочила горючими слезами. Тошно мне. Тяжело на сердце». И мальчик в точности выполнит поручение: «Как будто окаменев, не сдвинувшись с места, слушал Петро, когда невинное дитя лепетало ему Пидоркины речи».

Иллюстрация К.А.Трутовского
Иллюстрация К.А.Трутовского

Но всё забыто, «безвинная кровь» пролилась, «дьявольский хохот загремел со всех сторон». А Петро? «Всё пошло кругом в голове его! Собравши все силы, бросился бежать он. Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало... Огненные пятна, что молнии, мерещились в его глазах. Выбившись из сил, вбежал он в свою лачужку и, как сноп, повалился на землю. Мёртвый сон охватил его».

Нечистая сила условия договора выполнила: проснувшись (а спал он «два дни и две ночи без просыпу»), «услышал он, что в ногах брякнуло. Смотрит: два мешка с золотом». Заплатил же он (пока!) потерей памяти: «память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь», и из всего случившегося лишь «вспомнил он, что искал какого-то клада, что было ему одному страшно в лесу... Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять».

Когда, встретившись с Пидоркой, он услышит от неё, что «проходившие мимо цыгане украли Ивася», то он «не мог даже вспомнить лица его: так обморочила проклятая бесовщина!»

Уже позднее приведёт рассказчик толки и сомнения «добрых людей»: «От чёрта не будет добра, — поговаривали все в один голос. — Откуда, как не от искусителя люда православного, пришло к нему богатство? Где ему было взять такую кучу золота? Отчего вдруг, в самый тот день, когда разбогател он, Басаврюк пропал, как в воду?» Но отец невесты о происхождении богатства не задумывается: «Увидел Корж мешки и — разнежился: "Сякой, такой Петрусь, немазаный! да я ли не любил его? да не был ли у меня он как сын родной?" — и понес хрыч небывальщину, так что того до слёз разобрало».

Очень часто рассказываемые истории заканчиваются свадьбой. Свадьба описана и здесь, притом это действительно, что называется, «пир на весь мир»: «Словом, старики не запомнили никогда ещё такой весёлой свадьбы».

Однако вслед за весёлой свадьбой начинается невесёлая жизнь. И дело, наверное, даже не только и не столько в слухах и разговорах. Хотя «начали жить Пидорка да Петрусь, словно пан с панею. Всего вдоволь, всё блестит», счастье обходит их дом…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Оглавление" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь