Джон впервые за всё пребывание на территории Украины, включая Крым, обратил внимание, что с ним пока ни один человек не заговорил на мове. Только русский язык и изредка родной крымско-татарский.
(часть 1 - https://dzen.ru/a/Z0RhS9-slmUMz9Fy)
А зачем же тогда курсант Военно-дипломатической академии, ломал язык, изучая все эти: абишицы, паляницы и бруньки? В отделе милиции старший лейтенант повторно допросил потерпевшего более подробно о событиях трагического дня, и посетовал, что некого привлечь к ответственности.
Тройка злодеев, чеченских бандитов, погибла разом в съёмной квартире из-за несерьёзного обращения с боевой гранатой. Допились и добаловались, а оружие ошибок не прощает. Самоподрыв, все насмерть. Видимо, бог наказал. Суда не будет, следователь прекратит дело за смертью обвиняемых…
Гражданин Ахметов, не желая делиться с украинским следствием правдой о том, кто, на самом деле, наказал чеченцев, согласно кивнул, расписался во всех необходимых документах и покинул кабинет.
Родственники Саркиса попрощались со всеми у здания РУВД. Дальше, до Аштарака, доберутся сами вместе с невинно убиенным. Предстоит мужская работа: получить тело Саркиса и доставить до места погребения. Отец бывшего прапорщика обнял Ильдара, поблагодарил за сына и пригласил в Армению в качестве самого почётного гостя.
Родной город Анатолия Тоцкого, бывшего начальника вещевого склада мотострелкового полка, понравился Джону. Сумы оказались уютным местом с восхитительной архитектурой, чистыми и широкими улицами с множеством Жигулей и Москвичей, снующих туда сюда и чем-то напоминающие дороги Москвы.
Город на северо-востоке Украины не создал впечатления депрессивного поселения в отличие от первой встречи с той же Феодосией. В Сумах остался необъяснимый шарм…
После короткого отдыха с обедом у земляков Гагика в Харькове и заправки автомобилей на проверенном месте взяли курс вниз по карте на Крым. Сухой паёк в виде мяса и лаваша на всех и полные термоса крепчайшего кофе помогли сократить время в пути. Останавливались только на автозаправках, объезжая крупные поселения.
На обратном пути Мустафа с племянником остались одни в салоне просторного автомобиля, менялись на остановках и, борясь со сном, развлекали друг друга разговорами. Главный имам Феодосии с интересом выслушал рассказы бывшего прапорщика Советской Армии об арабах, живущих в Берлине и Лейпциге, и обратил особое внимание на истории с немецкими подружками молодого человека.
Племянник в свою очередь расширил свой кругозор воспоминаниями служителя культа об учёбе в Стамбульском университете, где Мустафа явно не отличался усидчивостью и примерным поведением. Кавалькада из трёх автомобилей благополучно добралась до родного города только во второй половине ночи. Дороги желали лучшего, а в темноте особо не разгонишься даже на английском внедорожнике…
Следующий день выдался отсыпным. Ильдар попал к военному врачу российского госпиталя только в среду. Полковник медицинской службы, крайне удивленный личным вниманием со стороны начальника Особого отдела Штаба Черноморского флота, посетившего госпиталь с самого утра понедельника, внимательно выслушал полковника-контрразведчика и всё понял.
Хотя, особист и сделал тонкий намёк на нетрудовые доходы врача-невролога, невозмутимый Константин Эрнестович легко парировал инсинуации контрразведки (инсинуация – ложная информация с негативным оттенком, которая преподносится окружающим. Одно из любимых слов первого и последнего президента СССР…) логичным доводом о несвоевременной выдаче денежного довольствия.
Все крутятся, как могут… Главное у нас – это Родину не предать! На том и расстались два настоящих полковника ВМФ России…
Военно-медицинский осмотр оказался тщательным и суровым. Прапорщик запаса Ахметов получил от старшего офицера медицинской службы звездюлей «по самое не хочу» за легкомысленное отношение к своему здоровью, о чём позднее была детально проинформирована родственница раненного.
Ильдару необходима скорейшая операция по восстановлению положения косточек среднего уха. Да и лицевой нерв необходимо привести в порядок. Иначе, усилятся головные боли, и парень может остаться навсегда с обезображенным лицом. А у молодого человека всё впереди: и любовь, и семья, и дети.
После вручения белого конвертика с зеленой бумажкой, доктор лично проводил Венеру к врачам женской консультации, на ходу перечисляя список необходимых для племянника медицинских препаратов.
Под конец беседы последовали один за другим вручение рецепта с листком очередности приёма лекарств и мудрый совет от опытнейшего Константина Эрнестовича – если позволяют средства, операцию лучше провести заграницей. И чем быстрее, тем лучше… С ранением головы не шутят!
В этот же день племянник имама заглянул на обед в «Фазенду», где узнал от Наны, что с этого дня открыта бесплатная линия по усиленному питанию лучшего друга всех армян Феодосии. Так сказал дядя Гагик…
Поэтому обед бесплатный и добавочный сухой паёк в виде янтыков с собой на ужин. Ждём в субботу, больше всех будет ждать красавица Лейла. Пока Ильдар расправлялся с первым и вторым блюдом, к столу подходили незнакомые армяне с рынка и благодарили за соотечественника Саркиса. Приходилось каждый раз вставать, жать руки мужчинам и внимательно слушать благодарные слова женщин.
Вечером позвонила Венера, поинтересовалась здоровьем родственника и пригласила на пятничный обед. Рефат с братом в отъезде, мужчин в доме не будет, поэтому единственного гостя будут очень ждать.
Особенно девочки, которые снова хотят погулять с братом по городу. Мама не против прогулок. Ильдар пообещал выдвинуться в сторону Красноармейской улицы сразу после молитвы, нигде не задерживаясь. Джон положил трубку и усмехнулся переменам родственных уз…
Пятничная молитва обязательно для всех мужчин, поэтому с утра, после пробежки и завтрака, тщательная подготовка к намазу и вот Ильдар Ахметов в традиционном френче со звездой и полумесяцем на груди перешагнул порог мечети, разулся и, поправляя тюбетейку на голове, занял место ближе к минбару. Сегодня читает другой имам и на входе стоит новая охрана. Интересно, Мустафа захватил с собой Эмиля с Амином с собой в горы?
По окончании проповеди и слов восхваления Аллаха молодой человек поднялся, поздравил соседей, сидящих рядом, с праздником и, заметив молодого охранника дяди, показал Эмилю рукой дождаться его на улице. Сам подошёл к группе пожилых мусульман и поздравил всех с пятничной молитвой на родном языке.
Старейшины общины довольно заулыбались и пожали в ответ руки воспитанному молодому человеку, племяннику главного имама Феодосии, почитающего старших и появившегося в мечети в соответствующей одежде в отличие от сверстников.
На выходе из ворот каменного ограждения двора, несмотря на праздничный солнечный день, Ильдара дожидался хмурый Эмиль в чёрной кожаной куртке и джинсах. Другой молодой мусульманин, чуть старше и в правильном прикиде, подошёл и, снимая тюбетейку, спросил с улыбкой на русском:
– Ты чего такой хмурый? С Зулейхой поссорился?
Влюблённый парень только вздохнул. В последние дни Эмиль сам просил разговаривать с ним только по-русски, так как его девушка, отношения с которой закрутились с тех самых танцев, училась в Симферополе и предпочитала общение на интернациональном языке вопреки родному.
Молодой крымский татарин, выросший в Самарканде, приступил с юношеским максимализмом к тщательному изучению славянской речи. Ильдар заметил учебник русского языка за восьмой класс в боковом кармане двери английского автомобиля. А Эмиль-то, упорный малый… Молодца!
Молодой человек ещё раз вздохнул и поделился с Ильдаром сокровенной тайной:
– У Зулейхи завтра день рождения, а я не знаю, что подарить…
Ахметов уставился на соотечественника. Они что тут, все сговорились? У Гагика завтра юбилей, у Рефата послезавтра… Кстати, им то что дарить? А тут ещё влюбленный Ромео со своей проблемой. Сейчас бы самому определиться с подарками для юбиляров, да и время тикает. Как говорится: «Цигель, цигель… Айлю-лю!».
После поездки Джон знал, что Эмиль с Амином дальние родственники Мустафы со стороны умершей жены. А кого ещё мог приблизить главный имам города и взять себе в личную охрану?
Получается, что Ильдар с охранниками оказались роднёй. Хотя, и дальней. Но, крымский татарин никогда не оставит родственника в беде. А парню надо завоёвывать сердце бойкой красотки всё больше и больше. И потом, раз сам свёл пацана с девчонкой, значит, ты в ответе за крымско-татарскую пару.
Мусульманин хлопнул другого мусульманина по плечу в кожаной куртке:
– Эмиль, не ссы! Будет твоей Зулейхе подарок, от которого она запищит от восторга. – Ильдар потянул парня за рукав. – Пойдём быстрее! Мне надо переодеться и успеть к Венере на обед.
– Я на машине! – гордо сообщил дальний родственник, вынимая связку ключей из кармана. – У папы взял.
– Ай, молодец! Если завтра Зулейху покатаешь на папиной машине, она тебе сразу отдастся.
Довольный и ошарашенный решением личного вопроса Эмиль повёл земляка к почти новенькой ВАЗ-21013 цвета «кофе с молоком», стоящей за оградой. По дороге Джону пришлось объяснить молодому татарину, выросшему в глубинке Узбекистана, некоторые идиомы русского языка: «не ссы…», «запищит от восторга…» и «сразу отдастся…».
Последний оборот речи понравился парню и одновременно напугал. Водитель ждал Ильдара в машине и справился с волнением только после увиденного подарка в виде упаковки женских духов «Марина де Бурбон».
Как знал влюбленный юноша, его подруга завтра сильно обрадуется и, если Аллах даст, согласится на большее. Может быть, наконец-то, даст себя поцеловать. О чем-то большем молодой человек, чтивший Аллаха, даже не мечтал…
Ильдар сразу пресёк попытку вручения денег железным доводом о том, что мусульмане должны помогать друг другу. Водитель сообщил по дороге, что он и так в долгу за знакомство с Зулейхой и, окончательно доверившись родственнику, поделился сокровенными мечтами и сомнениями.
Эмиль происходил из небогатого рода и хотя, носит другую фамилию, принадлежит к клану Умеровых и работает у главного имама города, что повышает шансы для сватовства девушки, родом из богатой и большой семьи.
Но Зулейха учится в Симферопольском колледже на бухгалтера, а он только закончил десять классов в Самарканде. Завтра его впервые пригласили в дом девушки, где с ним обязательно поговорит папа с дядями. У Зулейхи их пятеро. Что делать?
Старший и более опытный соплеменник обещал подумать и позвонить сегодня вечером. А сейчас ускоряемся до Красноармейской улицы, где его ждёт традиционный обед, а сейчас от голода ничего не лезет в голову. Вечером поговорим.
Эмиль успокоился и кивнул родственнику, нажимая на педаль газа. Ильдар всегда знает, что делать…»
Роман Тагиров (продолжение - https://dzen.ru/a/Z2Ql1Kti_1oK56Hx)