(В этой подборке все статьи о Екатеринбурге.)
Эта статья по районам будет последней, далее поговорим сначала о гостиницах, где можно остановиться, а далее пойдём по музеям, церквям и т.д. И этот район даже старше Екатеринбурга, возник ещё в 1702 г. — Уктус!
География
Уктус — это юго-юго-восток города, и всё же не самый юг города, ещё дальше Химмаш. Ограничен железной дорогой Екатеринбург — Кыштым — Челябинск, лесопарком, Славянской улицей и Кольцовским трактом.
История
История Уктуса началась в 1702 г., тогда тут началось строительство железоделательного завода (тут нашли железную руду), в 1704 г. оно было завершено. На реке Уктус (ныне — Патрушиха) была построена плотина. В 1718 г., правда, завод сгорел, но после пожара он стал даже лучше прежнего! И именно Уктус поставлял материалы для стройки Екатеринбургского завода. До его пуска здесь был центр Урала, тут базировалось Сибирское горное начальство, открыты разные школы, даже был план сюда Ирбитскую ярмарку перенести. А так как Уктусский завод расположили не очень удачно, то в 1749 г. он и закрылся в том виде, что был создан, к тому же многие строения и оборудование перенесли на Екатеринбургский завод, а воды у завода было не очень много.
В 1751 г. завод заработал вновь, но уже как золотопромывальный — в тогдашних окрестностях Екатеринбурга нашли несколько золотых источников, золото добывали Шарташский рудник (с 1745 г.) и Шилово-Исетский рудник (с 1744 г., но вообще рудник был медным). Позднее нашли золото и на горе Березовой, одной из вершин Уктуса, а более позднее открытие месторождения близ современного Берёзовского вылилось в открытие ещё 3 заводов в округе, плюс появились золотопромывальные фабрики сначала на Верхне-Уктусском, а затем и на Екатеринбургском заводах. Как мы помним, последний сгубил железоделательный завод на Уктусе, вот и с золотоносным делом та же история: деятельность Уктуса опять подорвана, в 1786 г. Уктусский завод стал, по сути, филиалом Берёзовской горной экспедиции золотых производств. В 1801 г. открылась было кожевенная фабрика, но та выдавала лишь брак, и на том всё кончилось. Наконец, в 1854 г. завод на Уктусе окончательно закрылся. После этого ещё думали открыть какое-то новое производство, но этого не сделали, и так Уктус стал тихим селом близ Екатеринбурга. Хорошо хоть каменный мост из Уктуса в 1857 г. открыт на деньги Нижне-Исетского завода, к которому при закрытии Уктусского завода перешёл посёлок при умершем заводе.
Новый этап грянул с открытием железной дороги Екатеринбург — Кыштым — Челябинск в 1895 г., она начиналась от станции Екатеринбург-2 (ныне Шарташ). Одной из станций стала ж/д станция Уктус на западной границе посёлка. В дальнейшем вокруг станции открылось несколько производств. Один из них, ставший известный в индустриализацию, — "Новострой", он обеспечивал стройки Свердловска в те годы. Да и то завод не справлялся с задачей, к тому же к началу 1970-х гг. исчерпаны месторождения глины, на которых завод работал, и он закрылся.
Из заводов при ж/д станции ещё упомяну Шинный завод, так как он дал имя троллейбусной конечной в этом районе на время. И да, сюда тоже размещались эвакуированные предприятия.
В 1934 г. вся территория Уктуса вошла в состав Свердловска.
В дальнейшем территория района застраивалась, но как максимум 5-этажками, это связано с близостью аэропорта "Уктус". Лишь в 1990-е гг. место последнего занял микрорайон "Ботанический".
Уктусские горы
Имя горам дал Э.К. Гофман, обследовавший их в 1850-е гг. Тут, к слову, нашли никелевую руду, но это месторождение сейчас не разрабатывают, на то постановление правительства области.
Этот массив, где есть реликты разных геологических эпох Земли, имеет высоту не более 400 м (наивысшая точка Уктуса — гора Татищева, 385 м), длится 15 км с севера на юг и 10 с запада на восток.
В 1930-е гг. была идея создать на базе Уктуса спортивный центр. С этой целью тут был открыт горнолыжный комплекс. Он и поныне единственный такой комплекс в черте города и высоко оценён!
Рядом с комплексом открыт лесопарк, а в 1983 г. Уктус стал памятником природы, в основном из-за горных степей, описанных ещё в XIX веке. Их появление было вызвано специфическими горными породами. Правда, сейчас площадь таких степей становиться всё меньше и меньше.
И да, ходил я на Уктус в 2009 г., причём в свой же день рождения, но тогда он меня мало впечатлил.
Как добраться?
Уктус — родина свердловского троллейбуса: в 1943 г. именно через его территорию была проложена самая первая троллейбусная линия в городе, впоследствии не раз продлевавшаяся на север. В феврале 1953 г. линию продлили на Химмаш. Её обслуживают маршруты №№31, 36.
В 1974 г. была открыта ещё одна троллейбусная линия, на этот раз по Самолётной улице, вдоль железной дороги до того самого шинного завода, по ней ходит маршрут №39. Правда, сейчас его конечная на Уктусе называется "Табачная фабрика "Альвис"".
На этом с районами заканчиваю! В следующий раз закрою витальный вопрос — проживание, расскажу о некоторых гостиницах города!…