Есть мнение, что отсутствие следов цивилизации нельзя объяснить «потопом» или любым другим способом, – исключая вариант, что цивилизация эта вымышленная. Ибо хозяйственная деятельность человека оставляет на коре планеты отпечаток, сразу же получающий гриф «хранить вечно». Как минимум, до уничтожения континентальных плит, – а даже превращение Солнца в красный гигант такого эффекта не даст, – то есть, и через 10 и через 100 миллиардов лет, след цивилизации, – если только она действительно существовала, – никуда не денется.
Объясняется же эффект заведомой неуничтожимости следов разумной деятельности тем что «обращение в пыль» проблему их сокрытия не решает. Пыль-то останется. И даже распределится, так что, и уничтожение отдельного фрагмента коры уже не поможет. Добывая и используя минералы, человек «перетаскивает» химические элементы из геологического прошлого, когда месторождения сформировались, в настоящее. Когда они, заново рассеявшись, переотложатся. Это дисбаланс останется уже навсегда.
...И касается ли это только технологической цивилизации?.. Нет. Любой. Причём, совершенно независимо от того, в какой мере она обеспокоена переработкой отходов. Материалы, как их не перерабатывай, всё равно останутся в настоящем, и обратно в протерозой не вернутся.
Иллюстрацией же данного тезиса является обнаружение следов использования меди (и бронзы, – преимущественно мышьяковой) строителями пирамид. Древние египтяне технологий – в современном понимании – не имели, жили в полной гармонии с природой, а отходы перерабатывали с немыслимой тщательностью, – ибо медь казалась им едва ли не драгоценностью. Тем не менее, медью они пользовались, и таким образом, след, которому суждено остаться, когда любой след самих пирамид уже изгладится, – оставили.
Проще говоря, между гизейским некрополем и современным руслом Нила нашли пласт отложений с повышенным содержанием меди (ссылка на публикацию в Geology). И мышьяка, – что указывает на применение бронзы.
Некогда, – об этом упоминалось в отдельной публикации, – к самому подножию пирамид грузы доставлялись по каналам. Раскопки же гавани позволили обнаружить на дне назад упомянутый выше слой отложений сформировавшийся 4600 лет.
Египтяне относились к инструментам из меди бережно. Сломанные и изношенные резцы переливались. Но в процессе работы крошечные частицы металла отделялись, и собрать их возможности не было. Медная пыль смешивалась с песком, а затем смывалась дождями (которые на плато Гиза идут и сейчас, а в III тысячелетии до н.э. шли чаще). В заводи вода отстаивалась, и медь оседала на дно.
Концентрация меди начинает превышать естественный фон 5200 лет назад, достигает максимума – превышение фона в 5-6 раз – между 4500-4600 лет назад (эпоха строительства некрополя), далее спадает до 3 раз. Отлагаться медь прекращает в этом месте лишь на рубеже I тысячелетия до новой эры, ввиду изменения гидрографии и завершения бронзового века вообще.