Найти тему
Есть мнение

Открытия: Нил и строительство пирамид в Египте

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Недавним открытием стало обнаружение в Египте папирусного свитка, поведавшего о том, что и так все знали. Однако, приятно было убедиться, что и сами египтяне были в курсе выводов, сделанных наукой тысячи лет спустя. Речь же в тексте шла об инженерных и логистических решениях связанных со строительством пирамид. В частности, о канале наполнявшемся водой из Нила и заходившем на превращённое в гигантскую строительную площадку гизейское плато.

То что такой канал существовал, как отмечалось выше, известно было давно и от самого канала, проходившего у подножья пирамиду Снофу. Его нашли и раскопали, сразу догадавшись о назначении. Он служил для доставки отделочных материалов, добывавшихся в каменоломнях выше по Нилу. Так к усыпальницам доставлялись и гранитные саркофаги. Хотя в основном для строительства пирамид использовался известняк, добывавшийся на самом плато, путём срезания скал, если их нельзя было интегрировать в сооружения, — а иногда оказывалось можно: естественная возвышенность занимает четверть объёма пирамиды Хеопса, Большой же Сфинкс целиком представляет собой обтёсанный монолит. Но чаще скалы в сотнях метров от пирамиды служили источником материала. Заодно и расчищалась площадка для следующей.

Любопытно, что канал был всего один, хотя и использовался многократно, — перед запуском очередного мегапроекта его расчищали. То есть, к подножию каждой из пирамид персональный канал не строили. Ибо дело это было хлопотное: русло пришлось вырубать в скале. Не в граните, конечно, как при строительстве некоторых участков Беломорско-Балтийского канала. В известняке. Но мало тоже не показалось.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Впрочем, как «мало»? Трудоёмкость проекта не стоит переоценивать, так как извлечённый камень использовался для строительства тех же пирамид. Дополнительных трудозатрат строительство канала почти не потребовало.

...Что интересного в этой истории? До появления железных дорог в XIX веке каналы массово строились по всему миру, часто в местах на современный взгляд совершенно неожиданных, для радикального удешевления перевозок… Интересно же, пожалуй, то, что в древнем Египте водный транспорт, фактически, был единственным. Колесо получает распространение в этой стране поздно, и да и после этого используется больше в военных целях. Дороги, которыми славен Рим, египтянам были не очень нужны. Ирригационные каналы, заодно, являлись и транспортными артериями, пронизывающими всю населённую территорию. Ведь, если пустыню не орошать, то там и селиться незачем.

Важно также, что хотя под рукой имелся Нил, движение шло в основном по каналам, — не только поперёк, но и вдоль реки. Семисот километровый канал тянулся через весь Египет вдоль Нила и построен он был в первую очередь именно для перевозок. Река ненадёжна (то мелеющего, то разливавшегося Нила это касалось особенно). Уровень воды в ней не постоянен, что затрудняет строительство пристаней. И саму навигацию из-за течения, которое приходился преодолевать при движении вверх по реке, и мелей. Канал же лишён этих недостатков. Кроме же того, ещё при строительстве вдоль его берегов можно сразу оборудовать тропы. Двигаясь «бечевой» небольшое количество рабочих, сменяясь у каждой деревни, могли тянуть баржу с десятками тонн груза.