Недавним открытием стало обнаружение в Египте папирусного свитка, поведавшего о том, что и так все знали. Однако, приятно было убедиться, что и сами египтяне были в курсе выводов, сделанных наукой тысячи лет спустя. Речь же в тексте шла об инженерных и логистических решениях связанных со строительством пирамид. В частности, о канале наполнявшемся водой из Нила и заходившем на превращённое в гигантскую строительную площадку гизейское плато.
То что такой канал существовал, как отмечалось выше, известно было давно и от самого канала, проходившего у подножья пирамиду Снофу. Его нашли и раскопали, сразу догадавшись о назначении. Он служил для доставки отделочных материалов, добывавшихся в каменоломнях выше по Нилу. Так к усыпальницам доставлялись и гранитные саркофаги. Хотя в основном для строительства пирамид использовался известняк, добывавшийся на самом плато, путём срезания скал, если их нельзя было интегрировать в сооружения, — а иногда оказывалось можно: естественная возвышенность занимает четверть объёма пирамиды Хеопса, Большой же Сфинкс целиком представляет собой обтёсанный монолит. Но чаще скалы в сотнях метров от пирамиды служили источником материала. Заодно и расчищалась площадка для следующей.
Любопытно, что канал был всего один, хотя и использовался многократно, — перед запуском очередного мегапроекта его расчищали. То есть, к подножию каждой из пирамид персональный канал не строили. Ибо дело это было хлопотное: русло пришлось вырубать в скале. Не в граните, конечно, как при строительстве некоторых участков Беломорско-Балтийского канала. В известняке. Но мало тоже не показалось.
Впрочем, как «мало»? Трудоёмкость проекта не стоит переоценивать, так как извлечённый камень использовался для строительства тех же пирамид. Дополнительных трудозатрат строительство канала почти не потребовало.
...Что интересного в этой истории? До появления железных дорог в XIX веке каналы массово строились по всему миру, часто в местах на современный взгляд совершенно неожиданных, для радикального удешевления перевозок… Интересно же, пожалуй, то, что в древнем Египте водный транспорт, фактически, был единственным. Колесо получает распространение в этой стране поздно, и да и после этого используется больше в военных целях. Дороги, которыми славен Рим, египтянам были не очень нужны. Ирригационные каналы, заодно, являлись и транспортными артериями, пронизывающими всю населённую территорию. Ведь, если пустыню не орошать, то там и селиться незачем.
Важно также, что хотя под рукой имелся Нил, движение шло в основном по каналам, — не только поперёк, но и вдоль реки. Семисот километровый канал тянулся через весь Египет вдоль Нила и построен он был в первую очередь именно для перевозок. Река ненадёжна (то мелеющего, то разливавшегося Нила это касалось особенно). Уровень воды в ней не постоянен, что затрудняет строительство пристаней. И саму навигацию из-за течения, которое приходился преодолевать при движении вверх по реке, и мелей. Канал же лишён этих недостатков. Кроме же того, ещё при строительстве вдоль его берегов можно сразу оборудовать тропы. Двигаясь «бечевой» небольшое количество рабочих, сменяясь у каждой деревни, могли тянуть баржу с десятками тонн груза.