Найти в Дзене

Живопись футуристов: Технический манифест 1910 года

Доброе утро, дорогие друзья и гости канала! В прошлый раз мы с вами говорили о Манифесте футуристической живописи Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра. И сегодня эти люди вновь в центре нашего внимания, ибо именно они выпустили Технический манифест футуризма в 1910 году. Давайте разбираться, что они придумали в этот раз? Технический манифест футуризма был впервые опубликован 11 апреля 1910 года в виде листовки в журнале Poesia Филиппо Томмазо Маринетти, а затем в журнале Comoedia в Париже 18 мая 1910 года с карикатурами Андре Вамода. Далее манифест был перепечатан в Der Sturm (Берлин) в марте 1912 года и «Союзе молодежи» (Петербург) в июне 1912 года. По сути, этот манифест детализирует и расширяет содержание работы, изданной двумя месяцами ранее - Манифест художников-футуристов. А также является предвестником следующего манифеста «Зелёное солнце» Котаро Такамуры, которые сходятся в своём использовании и восприятии цвета. Но вернёмся к нашему Техническому ма

Доброе утро, дорогие друзья и гости канала!

В прошлый раз мы с вами говорили о Манифесте футуристической живописи Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

И сегодня эти люди вновь в центре нашего внимания, ибо именно они выпустили Технический манифест футуризма в 1910 году. Давайте разбираться, что они придумали в этот раз?

Страница из журнала Comoedia от 18 мая 1910 года с карикатурами Андре Вамода. Взято из онлайн копии архива: https://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/serial?id=comoediaparis1907
Страница из журнала Comoedia от 18 мая 1910 года с карикатурами Андре Вамода. Взято из онлайн копии архива: https://onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/serial?id=comoediaparis1907

Технический манифест футуризма был впервые опубликован 11 апреля 1910 года в виде листовки в журнале Poesia Филиппо Томмазо Маринетти, а затем в журнале Comoedia в Париже 18 мая 1910 года с карикатурами Андре Вамода.

Общество художников «Союз молодежи». К сожалению, нужных страниц в открытых источниках и архивах мною найдено не было.
Общество художников «Союз молодежи». К сожалению, нужных страниц в открытых источниках и архивах мною найдено не было.

Далее манифест был перепечатан в Der Sturm (Берлин) в марте 1912 года и «Союзе молодежи» (Петербург) в июне 1912 года.

По сути, этот манифест детализирует и расширяет содержание работы, изданной двумя месяцами ранее - Манифест художников-футуристов.

Котаро Такамура, автор манифеста «Зелёное солнце»
Котаро Такамура, автор манифеста «Зелёное солнце»

А также является предвестником следующего манифеста «Зелёное солнце» Котаро Такамуры, которые сходятся в своём использовании и восприятии цвета.

Умберто Боччони. «Улица входит в комнату». 1911 год
Умберто Боччони. «Улица входит в комнату». 1911 год

Но вернёмся к нашему Техническому манифесту. О чём же там шла речь?

Данный документ — это целая программа обновления живописи.

Умберто Боччони, «Растущий город», 1910 год
Умберто Боччони, «Растущий город», 1910 год

Теперь их не устраивает форма и цвет в прежнем понимании. Они требуют, чтобы в картинах на первое место вышли динамика и движение.

Джакомо Балла. Рука скрипача. 1912 год
Джакомо Балла. Рука скрипача. 1912 год

Отныне в живописи всё условно. Нельзя изображать что-либо статично.

"Вокруг вас в движущемся автобусе шестнадцать человек; их целая очередь и в то же время один, десять, четыре, три; они неподвижны и меняются местами; они приходят и уходят."
Джакомо Балла. Девочка, выбегающая на балкон. 1912 год.
Джакомо Балла. Девочка, выбегающая на балкон. 1912 год.

Чтобы написать человеческую фигуру, нужно передать всю окружающую её атмосферу. При этом портрет не обязательно должен быть похож на натурщика.

" Человеческое лицо желтое, красное, зеленое, синее, фиолетовое."
Джино Северини. Тонцор. 1912 год.
Джино Северини. Тонцор. 1912 год.

Пространства больше не существует.

Например: "Тротуар, политый дождем под ярким светом электрических фонарей, становится бездонным и зияет пропастью до центра Земли."
Джино Северини. Море=танец. 1912 год.
Джино Северини. Море=танец. 1912 год.

При построении композиции давно пора отказаться от традиционных методов. Отныне в центре произведения должен быть только зритель.

Карло Карра. Красный всадникк.
Карло Карра. Красный всадникк.

Только отрекаясь от всего прошлого и следуя новым тенденциям науки, художник может удовлетворить свои интеллектуальные потребности.

Карло Карра. Ritratto di Papini. 1913 год.
Карло Карра. Ritratto di Papini. 1913 год.

Человек больше не может быть центром вселенной.

"Страдания человека представляют для нас такой же интерес, как и страдания электрической лампы."
Умберто Боччони. Сюжет 37.
Умберто Боччони. Сюжет 37.

Дивизионизм для художника должен быть врожденным дополнением, которое футуристы объявляют существенным и необходимым.

Умберто Боччони. Одновременные видения.
Умберто Боччони. Одновременные видения.

"Наше творчество, вероятно, обзовут вымученным декадентским умствованием. Но мы лишь ответим, что мы, напротив, примитивы новой чувствительности, умноженной во сто крат, и что наше искусство опьяняют спонтанность и сила."
Отрывок из манифеста от 11 апреля 1910.
Отрывок из манифеста от 11 апреля 1910.

Также они требуют полного искоренения «грязи» в живописи:

Отрывок из манифеста от 11 апреля 1910.
Отрывок из манифеста от 11 апреля 1910.

Вот чего так хотели футуристы.

А что вы думаете по этому поводу?