Добрый день, друзья и гости канала!
Помните, в одной из своих статей я упоминала, что художники начала XX века по всему миру начали выступать со своими манифестами и программами касательно направления, в котором они создают свои шедевры?
А хотите немного погрузиться в историю и узнать о некоторых из них? И с чего это вообще началось? Кто подкинул им такую идею?
«Манифест отличается силой воображения, выразительностью и осознанием блестящих и ужасающих возможностей, наполнивших современную жизнь. Помимо прочих своих функций, это еще и первое великое произведение модернистского искусства.» Из книги Бермана М. «Всё твердое растворяется в воздухе» (All That Is Solid Melts Into Air, с. 102).
В XX веке жизнь людей изменилась. Модернизм стал править миром.
Рождение манифестов искусства можно проследить до точной даты — 20 февраля 1909 года, когда "Основание и манифест футуризма" Филиппо Маринетти был напечатан на первой странице французской газеты Le Figaro.
Хоть манифест и был опубликован в Gazzetta dell’Emilia в Болонье на 15 дней раньше, но широкое распространение началось именно с Le Figaro.
С этого момента началось рождение не только футуризма как жанра, но и идеи творческого манифеста. Некая артистическая авантюра.
Также именно этот документ называют переосмыслением или даже ремиксом политического первоисточника — «Манифеста Коммунистической партии» (21 февраля 1848).
Эффект «Манифеста футуризма» оказался молниеносным и долговременным, оставив заметный след в культурной и художественной среде.
Обнародование было очень эффектным. Сначала он широко разошёлся по Италии, а затем по всему миру благодаря первой полосе в Le Figaro. Машину, которую запустил Маринетти, было не остановить. Как только текст манифеста попал во Францию, его сразу же спешно перевели на все популярные языки и напечатали не только в газете, но и на листовках, и они наводнили всю Европу.
Вскоре и сам Маринетти декламировал текст со сцены театра Альфьери в Турине, а затем и по другим городам.
Я из раза в раз повторяю его фамилию, но кто он — Филиппо Томмазо Маринетти? Философ, писатель, драматург, поэт, издатель и пропагандист, а также первый художник манифеста. Он не был живописцем, зато был выдающейся личностью. Даже несмотря на то, что он тесно сотрудничал с Муссолини, являясь одним из основателей Итальянского фaшuзмa, а также воевал на территории СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса. Но мы с вами рассуждаем в контексте искусства, а не глобально, хоть и сложно отрицать очевидное — яркие ноты его мировоззрения прослеживаются в манифесте.
Как вы уже поняли, в истории европейского модернизма он сыграл столь же значимую роль в качестве агитатора и организатора, как Троцкий в истории русской революции.
Содержание манифеста футуристов
Я опишу лишь тезисно что хотел донести Маринетти. И оставлю ссылку на полный документ, вдруг кто захочет ознакомиться.
- Воспевание любви к опасности и безрассудству в обыденной жизни;
- Мужество и бунт — основа поэзии;
- Восславление агрессивной деятельности и "удара кулаком" в литературе, вместо привычного упоения и грëз;
- Новая красота — красота скорости ревущего автомобиля прекраснее, чем Крылатая Ника Самофракийская;
- Воспевание духа и отваги человека;
- Поэт должен отдаваться полностью своему делу;
- Искусство без агрессии не сможет достичь величия;
- Прошлое не имеет значения. Важно лишь то, что впереди, чтобы "проломить таинственные врата Невозможного";
- Патриотизм — это единственная причина, ради которой стоит отдать жизнь;
- Воспевание презрения к женщинам;
- Морализм и феминизм — это трусость;
- Идеи уничтожения музеев, библиотек академий;
- Воспевание толпы, возбуждённой от бунта.
Громкие тезисы, да? А это лишь выжимки из главных пунктов, которые я чуть смягчила на всякий случай. Дальше идёт его речь, в которой он говорит "Слишком долго Италия была барахолкой", называя музеи кладбищами и общественными ночлежками, "скотобойнями для художников и скульпторов". Он допускает походы в музеи, но не чаще раз в год, предлагая класть к ногам " Джоконды" венок из цветов.
Почитание прошлого, в его понимании, разрушает человека изнутри, особенно молодого и неокрепшего. Маринетти кричит, пытаясь донести свою мысль, что прошлое — удел пожилых, которое станет для них "целебным бальзамом от их забот, потому что будущее для них — закрытая книга". Он предлагает сжигать библиотеки, топить музеи, уничтожать академии, разрушать всë старое.
И он совершенно не против, когда придëт его срок, чтобы его "выкинули в мусорный бак", как он предлагает сделать это сейчас с другими творцами. Ведь он должен будет освободить место для молодых.
А заканчивается его манифест словами:
«Забравшись на самую крышу мира, мы вновь бросаем вызов звездам!»
Несмотря на волну критики, в которой Маринетти и его манифест обвиняли в деструктивности и агрессивности, ему всё же удалось очень сильно повлиять на будущее.
Филиппо Маринетти не только освободил художников, писателей и поэтов от страха отходить от традиционного искусства, но и раскрыл новые горизонты для самовыражения, вдохновляя творческих людей по всему миру. Он стал мощным катализатором, взвинтившим эмоциональную атмосферу, придав людям смелости, которой им так не хватало.
В результате влияния "Основание и манифест футуризма" возникла огромная и всепоглощающая волна художественных манифестов, каждый из которых выражал уникальные идеи и концепции.
Всё это стало отражением стремления к новизне и отказу от традиционных форм, что в свою очередь способствовало бурному развитию авангардного искусства.
И даже более чем через сто лет после первой публикации манифест всё ещё не теряет своей провокационности.
Ссылка на полную версию манифеста.
Что вы думаете о Филиппо Маринетти и его провокационном манифесте?
Думаю, в ближайшее время мы с вами рассмотрим футуризм поближе. И уже с точки зрения исключительно изобразительного искусства.
Всем спасибо за внимание!
До скорого! ❤