Найти в Дзене

Провокация Филиппо Томмазо Маринетти: Основание и манифест футуризма

Добрый день, друзья и гости канала! Помните, в одной из своих статей я упоминала, что художники начала XX века по всему миру начали выступать со своими манифестами и программами касательно направления, в котором они создают свои шедевры? А хотите немного погрузиться в историю и узнать о некоторых из них? И с чего это вообще началось? Кто подкинул им такую идею? «Манифест отличается силой воображения, выразительностью и осознанием блестящих и ужасающих возможностей, наполнивших современную жизнь. Помимо прочих своих функций, это еще и первое великое произведение модернистского искусства.» Из книги Бермана М. «Всё твердое растворяется в воздухе» (All That Is Solid Melts Into Air, с. 102). Рождение манифестов искусства можно проследить до точной даты — 20 февраля 1909 года, когда "Основание и манифест футуризма" Филиппо Маринетти был напечатан на первой странице французской газеты Le Figaro. Хоть манифест и был опубликован в Gazzetta dell’Emilia в Болонье на 15 дней раньше, но широко
Оглавление

Добрый день, друзья и гости канала!

Помните, в одной из своих статей я упоминала, что художники начала XX века по всему миру начали выступать со своими манифестами и программами касательно направления, в котором они создают свои шедевры?

А хотите немного погрузиться в историю и узнать о некоторых из них? И с чего это вообще началось? Кто подкинул им такую идею?

«Манифест отличается силой воображения, выразительностью и осознанием блестящих и ужасающих возможностей, наполнивших современную жизнь. Помимо прочих своих функций, это еще и первое великое произведение модернистского искусства.» Из книги Бермана М. «Всё твердое растворяется в воздухе» (All That Is Solid Melts Into Air, с. 102).

В XX веке жизнь людей изменилась. Модернизм стал править миром.

Первая страница газеты «Фигаро» от 20 февраля 1909 года, где был напечатан манифест (выделен жёлтым цветом)
Первая страница газеты «Фигаро» от 20 февраля 1909 года, где был напечатан манифест (выделен жёлтым цветом)

Рождение манифестов искусства можно проследить до точной даты — 20 февраля 1909 года, когда "Основание и манифест футуризма" Филиппо Маринетти был напечатан на первой странице французской газеты Le Figaro.

Хоть манифест и был опубликован в Gazzetta dell’Emilia в Болонье на 15 дней раньше, но широкое распространение началось именно с Le Figaro.

С этого момента началось рождение не только футуризма как жанра, но и идеи творческого манифеста. Некая артистическая авантюра.

Также именно этот документ называют переосмыслением или даже ремиксом политического первоисточника — «Манифеста Коммунистической партии» (21 февраля 1848).

Эффект «Манифеста футуризма» оказался молниеносным и долговременным, оставив заметный след в культурной и художественной среде.

Обнародование было очень эффектным. Сначала он широко разошёлся по Италии, а затем по всему миру благодаря первой полосе в Le Figaro. Машину, которую запустил Маринетти, было не остановить. Как только текст манифеста попал во Францию, его сразу же спешно перевели на все популярные языки и напечатали не только в газете, но и на листовках, и они наводнили всю Европу.

Филиппо Маринетти.
Филиппо Маринетти.

Вскоре и сам Маринетти декламировал текст со сцены театра Альфьери в Турине, а затем и по другим городам.

Н. Кульбин: профиль Маринетти
Н. Кульбин: профиль Маринетти

Я из раза в раз повторяю его фамилию, но кто он — Филиппо Томмазо Маринетти? Философ, писатель, драматург, поэт, издатель и пропагандист, а также первый художник манифеста. Он не был живописцем, зато был выдающейся личностью. Даже несмотря на то, что он тесно сотрудничал с Муссолини, являясь одним из основателей Итальянского фaшuзмa, а также воевал на территории СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса. Но мы с вами рассуждаем в контексте искусства, а не глобально, хоть и сложно отрицать очевидное — яркие ноты его мировоззрения прослеживаются в манифесте.

Как вы уже поняли, в истории европейского модернизма он сыграл столь же значимую роль в качестве агитатора и организатора, как Троцкий в истории русской революции.

Содержание манифеста футуристов

Я опишу лишь тезисно что хотел донести Маринетти. И оставлю ссылку на полный документ, вдруг кто захочет ознакомиться.

  • Воспевание любви к опасности и безрассудству в обыденной жизни;
  • Мужество и бунт — основа поэзии;
  • Восславление агрессивной деятельности и "удара кулаком" в литературе, вместо привычного упоения и грëз;
  • Новая красота — красота скорости ревущего автомобиля прекраснее, чем Крылатая Ника Самофракийская;
  • Воспевание духа и отваги человека;
  • Поэт должен отдаваться полностью своему делу;
  • Искусство без агрессии не сможет достичь величия;
  • Прошлое не имеет значения. Важно лишь то, что впереди, чтобы "проломить таинственные врата Невозможного";
  • Патриотизм — это единственная причина, ради которой стоит отдать жизнь;
  • Воспевание презрения к женщинам;
  • Морализм и феминизм — это трусость;
  • Идеи уничтожения музеев, библиотек академий;
  • Воспевание толпы, возбуждённой от бунта.

Громкие тезисы, да? А это лишь выжимки из главных пунктов, которые я чуть смягчила на всякий случай. Дальше идёт его речь, в которой он говорит "Слишком долго Италия была барахолкой", называя музеи кладбищами и общественными ночлежками, "скотобойнями для художников и скульпторов". Он допускает походы в музеи, но не чаще раз в год, предлагая класть к ногам " Джоконды" венок из цветов.

Почитание прошлого, в его понимании, разрушает человека изнутри, особенно молодого и неокрепшего. Маринетти кричит, пытаясь донести свою мысль, что прошлое — удел пожилых, которое станет для них "целебным бальзамом от их забот, потому что будущее для них — закрытая книга". Он предлагает сжигать библиотеки, топить музеи, уничтожать академии, разрушать всë старое.

Август 1942. Филиппо Томмазо Маринетти читает в поезде вслух солдатам и медсестрам на пути в Россию.
Август 1942. Филиппо Томмазо Маринетти читает в поезде вслух солдатам и медсестрам на пути в Россию.

И он совершенно не против, когда придëт его срок, чтобы его "выкинули в мусорный бак", как он предлагает сделать это сейчас с другими творцами. Ведь он должен будет освободить место для молодых.

А заканчивается его манифест словами:

«Забравшись на самую крышу мира, мы вновь бросаем вызов звездам!»
1920-е. Маринетти читает футуристические стихи в аристократическом салоне
1920-е. Маринетти читает футуристические стихи в аристократическом салоне

Несмотря на волну критики, в которой Маринетти и его манифест обвиняли в деструктивности и агрессивности, ему всё же удалось очень сильно повлиять на будущее.

Филиппо Маринетти не только освободил художников, писателей и поэтов от страха отходить от традиционного искусства, но и раскрыл новые горизонты для самовыражения, вдохновляя творческих людей по всему миру. Он стал мощным катализатором, взвинтившим эмоциональную атмосферу, придав людям смелости, которой им так не хватало.

1926. Мендоса, Аргентина. Маринетти, стоящий в большой группе поклонников
1926. Мендоса, Аргентина. Маринетти, стоящий в большой группе поклонников

В результате влияния "Основание и манифест футуризма" возникла огромная и всепоглощающая волна художественных манифестов, каждый из которых выражал уникальные идеи и концепции.

Всё это стало отражением стремления к новизне и отказу от традиционных форм, что в свою очередь способствовало бурному развитию авангардного искусства.

Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти в их квартире на Пьяцца Адриана
Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти в их квартире на Пьяцца Адриана

И даже более чем через сто лет после первой публикации манифест всё ещё не теряет своей провокационности.

Ссылка на полную версию манифеста.

Что вы думаете о Филиппо Маринетти и его провокационном манифесте?

Думаю, в ближайшее время мы с вами рассмотрим футуризм поближе. И уже с точки зрения исключительно изобразительного искусства.

Всем спасибо за внимание!

До скорого! ❤