Найти в Дзене

Они хотели, чтобы их ненавидели: Манифест художников-футуристов 1910 года

Добрый вечер, уважаемые друзья и гости канала! В прошлый раз мы с вами говорили о первом манифесте футуристов и Филиппо Маринетти. Сегодня же мы обсудим второй в истории манифест художников-футуристов, который составили Умберто Боччони, Карло Карра и Луиджи Руссоло. Позже к ним присоединятся Джино Северини и Джакомо Балла. Именно эти пятеро составили основополагающие манифесты 1910—1914 годов, а также работали над выставкой "Итальянские художники-футуристы" в Париже и Лондоне в 1912 году. Кому знакомо их творчество? О биографии каждого из них я не буду говорить подробно в рамках данного сюжета, они ещё будут встречаться нам на пути изучения манифестов искусства, поэтому затрагивать будем лишь определенные периоды. Но если вам интересно прочесть о ком-нибудь из них более последовательно - пишите в комментариях, я сделаю отдельные выпуски. Явным лидером этой компании был именно Умберто Боччони, его называют художником-иконой футуризма. С ранних лет Умберто отличался тяжелым характер
Оглавление

Добрый вечер, уважаемые друзья и гости канала!

В прошлый раз мы с вами говорили о первом манифесте футуристов и Филиппо Маринетти.

Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини. 1912
Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини. 1912

Сегодня же мы обсудим второй в истории манифест художников-футуристов, который составили Умберто Боччони, Карло Карра и Луиджи Руссоло.

Позже к ним присоединятся Джино Северини и Джакомо Балла. Именно эти пятеро составили основополагающие манифесты 1910—1914 годов, а также работали над выставкой "Итальянские художники-футуристы" в Париже и Лондоне в 1912 году.

Кому знакомо их творчество? О биографии каждого из них я не буду говорить подробно в рамках данного сюжета, они ещё будут встречаться нам на пути изучения манифестов искусства, поэтому затрагивать будем лишь определенные периоды. Но если вам интересно прочесть о ком-нибудь из них более последовательно - пишите в комментариях, я сделаю отдельные выпуски.

Умберто Боччони

Умберто Боччони.
Умберто Боччони.

Явным лидером этой компании был именно Умберто Боччони, его называют художником-иконой футуризма.

Умберто Боччони. Автопортрет. 1905
Умберто Боччони. Автопортрет. 1905

С ранних лет Умберто отличался тяжелым характером. Он интересовался теориями Ницше, восстаниями, революционной борьбой. Был искренне убеждённым агрессивным националистом. Типичная его выходка — поджечь австрийский флаг на вечере футуристов в театре.

Умберто Боччони. Смех. 1911
Умберто Боччони. Смех. 1911

Он не гнушался заимствовать и перерабатывать чужие идеи. Например, «Смех» он написал в кубистском духе, когда увидел работы Пикассо в Париже.

Умберто Боччони. Современный идол. 1910-1911
Умберто Боччони. Современный идол. 1910-1911

Современность казалось ему недостаточно современной. Именно он определил, что зритель должен быть в центре произведения. Он внес огромный вклад в формирование философии и эстетики движения.

Умберто Боччони. Сила улицы. 1911
Умберто Боччони. Сила улицы. 1911

Как он вообще пришёл к футуризму? Всего лишь одна встреча изменила его отношение к искусству - встреча с Филиппо Маринетти в Милане, в 1907-м году. А когда Маринетти обнародовал свой манифест, Умберто решил адаптировать его к изобразительному искусству. В этом ему помогали ещё четверо художников.

Умберто Боччони. Эластичность. 1912
Умберто Боччони. Эластичность. 1912

В начале июня 1915-го года Умберто Боччони ушел воевать. 16 августа 1916 года он был сброшен лошадью и растоптан копытами. От полученных травм художник скончался на следующий день.

Карло Карра

Карло Карра.
Карло Карра.

Карло Карра по праву считается одним из выдающихся художников-футуристов, а также одним из основоположников метафизической живописи (об этом мы поговорим в своё время). Проводил исследования в области искусства и был авторитетным теоретиком. Им было написано множество научных работ, которые посвящены различным аспектам живописи.

Карло Карра. Портрет Маринетти. 1910-1911
Карло Карра. Портрет Маринетти. 1910-1911

В 1900 году Карло посетил Всемирную выставку в Париже, после чего он решил отправиться в Лондон, где его увлекли левые идеи и он стал убежденным анархистом.

Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1910-1911
Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1910-1911

В 1906 году Карло решил поселиться в Милане, где и провел остаток своей жизни. Там он подружился с молодыми коллегами, которые восхищались торжеством человека над природой и были убежденными националистами.

Карло Карра. Метафизическая муза. 1917
Карло Карра. Метафизическая муза. 1917

После начала Первой мировой войны под влиянием националистических идей, господствовавших в обществе, творческие вкусы художника снова изменились.

Луиджи Руссоло

Луиджи Руссоло
Луиджи Руссоло

В творчестве Луиджи Руссоло можно найти баланс между двумя направлениями: живописным и музыкальным. Также он был увлечён поэзией.

Луиджи Руссоло. Динамизм автомобиля. 1912-1913
Луиджи Руссоло. Динамизм автомобиля. 1912-1913

Как поэт, он сотрудничал с журналом Poesia, который принадлежал Маринетти. Там же он и познакомился с Умберто Боччони, а затем и с остальными художниками.

Луиджи Руссоло. Воспоминания об ночи, или ночной сувенир. 1912
Луиджи Руссоло. Воспоминания об ночи, или ночной сувенир. 1912

Его творчество стало насыщено образами ночного города, в котором преобладают гротескные формы, а также резкие переходы света и тени.

Луиджи Руссоло. Возмущение.
Луиджи Руссоло. Возмущение.

Параллельно с живописью в период с 1913 до начала 1920 года художник активно экспериментировал в музыке, концентрируясь на изучении шумов и звуков. И даже выпустит свой авторский манифест.

Манифест художников-футуристов 1910 года

Легенда этого манифеста гласит, что составлялся он лишь один день, а вечером финальные штрихи якобы вносил уже знакомый нам Маринетти. Но правду знают лишь авторы, а нам остаëтся довольствоваться лишь той информацией, которая есть в официальных источниках.

Умберто Боччони. Карикатура на футуристический вечер. 1911
Умберто Боччони. Карикатура на футуристический вечер. 1911

Факт остаётся фактом. 11 февраля 1910 года в свет вышел манифест в журнале Poesia в формате листовки-вкладыша (журнал, кстати, также принадлежал Мариннети). Футуристы всегда ставят на манифестах 11-е число, так как оно связано с творчеством и инновациями.

Выступят же с ним немного позднее: 19 марта в театре Кьярелла в Турине, а затем 20 апреля в театре Мерчеданте в Неаполе.

Содержание манифеста художников-футуристов

Как обычно, я опишу лишь тезисно. Начнем с преамбулы.

  • Возмущение против вульгарности, академической и педантической посредственности, фанатичного культа всего старого;
  • Провозглашение полной динамики и деформации на картинах: "у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны";
  • В искусстве всё условно;
  • Не надо писать лицо для того, чтобы написать его;
  • Пространство не существует.
Джакомо Балла , «Динамизм собаки на поводке» , 1912 г
Джакомо Балла , «Динамизм собаки на поводке» , 1912 г

Ну и дальше в духе:

"Разве мы не видали иной раз на щеках человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далёком конце улицы?
Наши тела входят на диваны, на которых мы сидим, и диваны входят в нас. Автобус въезжает в дома, мимо которых он двигается, и затем дома рушатся на автобус и сливаются с ним."

Заканчивается манифест сначала объявлением, что нужно:

  • презирать подражание и восславлять оригинальность;
  • восстать против слов: «гармония», «хороший вкус» и прочих;
  • восстать против критики искусства;
  • отойти от использованных сюжетов, чтобы выразить жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты;
  • признать почётным титулом кличку «сумасшедший»;
  • показывать динамику в живописи;
  • при написании природы быть искренним;
  • бороться со смольными и плоскими колоритами, подражая линейному стилю египтян.

А затем требованием "Мы требуем полного уничтожения Ню в живописи на десять лет!"

Страница из отечественной газеты за 1914 год. Писали о Маринетти и художниках-футуристах. И писали довольно часто.
Страница из отечественной газеты за 1914 год. Писали о Маринетти и художниках-футуристах. И писали довольно часто.

Этот манифест был ещё одним шагом вперёд к оформлению футуризма, только уже в рамках непосредственно изобразительного искусства.

Футуристы стали первыми художниками, которые ждали и желали презрения. Им хотелось бурной реакции, поэтому они намеренно станут создавать искусство, которое могло оскорбить широкий круг зрителей, чьи национальные, религиозные или иные ценности игнорировались.

Полный текст манифеста можете глянуть по ссылке.

Спасибо за внимание!

До скорого!