Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Как Николай I инженеров усами наградил

Мориса Гуговича занесло в русские снега несколько сказочным образом. Говорят, что когда Благословенный Государь Александр Павлович беседовал с Наполеоном о смысле жизни и континентальной блокаде на плоту в Тильзите, то между делом он попросил его о небольшом одолжении: - Говорят, мой друг, у вас во Франции отличные инженеры? - Конечно, - скромно ответил Наполеон. - А может быть кто-нибудь из ваших молодых инженеров, разбирающихся в строительстве дорог, захочет попробовать свои силы в России?! Жалованием и чинами не обидим, а уж работа для них найдется всегда. У нас же две вечные беды. Дороги как раз постоянно входят в их число. Сказано-сделано. Раз императоры договорились, то молодые инженеры, конечно, нашлись. Одним из четырех юных дарований, посланных в Россию, оказался Морис Гугович Дестрем. Так Морис Гугович оказался на службе в корпусе инженеров путей сообщения. Впрочем, есть и более прозаичная версия его приезда. Примерно в это же время в Россию приехал Августин Бетанкур. Он и «с

Мориса Гуговича занесло в русские снега несколько сказочным образом. Говорят, что когда Благословенный Государь Александр Павлович беседовал с Наполеоном о смысле жизни и континентальной блокаде на плоту в Тильзите, то между делом он попросил его о небольшом одолжении:

- Говорят, мой друг, у вас во Франции отличные инженеры?

- Конечно, - скромно ответил Наполеон.

- А может быть кто-нибудь из ваших молодых инженеров, разбирающихся в строительстве дорог, захочет попробовать свои силы в России?! Жалованием и чинами не обидим, а уж работа для них найдется всегда. У нас же две вечные беды. Дороги как раз постоянно входят в их число.

Морис Дестрем в молодости
Морис Дестрем в молодости

Сказано-сделано. Раз императоры договорились, то молодые инженеры, конечно, нашлись. Одним из четырех юных дарований, посланных в Россию, оказался Морис Гугович Дестрем. Так Морис Гугович оказался на службе в корпусе инженеров путей сообщения. Впрочем, есть и более прозаичная версия его приезда. Примерно в это же время в Россию приехал Августин Бетанкур. Он и «схантил» молодого инженера поработать в России, пообещав ему много интересных задач и рост в чинах. Что характерно, не обманул ни с тем, ни с другим. Дестрем закончил службу с генеральскими эполетами и работа ему нашлась интересная и много. Например, поучаствовать в прокладке Военно-Грузинской дороги. Правда, во время Наполеоновского нашествия его на три года «на всякий случай» отправили в Иркутск. Мало ли, что в голове у этого француза, вдруг к Наполеону захочет вернуться и все секреты наших дорог рассказать?!

А причем тут Дестрем, если заголовок про императора Николая, усы и инженеров?!

Да потому что генерал Дестрем имеет к этому прямое отношение!

Портрет Александра Вюртембергского работы[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
Портрет Александра Вюртембергского работы[1] Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

Так получилось, что в русской армии при Николае I всем полагались усы. Всем, кроме Корпуса инженеров путей сообщения. Это получилось из-за того, что с 1822 года над этим корпусом начальствовал герцог Александр-Фридрих Вюртемберский. А у него усы не росли. Поэтому герцог добился от начальства, то есть от одного, а потом от другого императора запрета на ношение усов в инженерном корпусе. После чего мог со спокойной душой брить то недоразумение, которое росло у него под носом. В 1833 году герцог отправился в лучший из миров, но запрет остался. Потому что Николай I был редкостным занудой и никаких причин для отмены своих распоряжений не видел.

Так и служили инженеры до 1848 года без усов, пока Дестрему, ставшему к тому моменту генерал-лейтенантом, не разрешили на несколько месяцев съездить в отпуск «на воды» за границу. По тогдашней моде, ради заграничной поездки, он тут же отпустил себе бороду с усами, которые не разрешалось носить на службе.

-3

Когда через несколько месяцев пришло время возвращаться, Дестрем позволил себе небольшое вольнодумство, которого, видимо, нахватался в этой либеральной Европе: он заявил, что усов не сбреет, а если его хотят удержать на службе, то пусть дадут такой мундир, нося который брить усов не требуется.

Нужно заметить, что у Дестрема имелась реальная, глубоко личная причина для такого заявления. Дело в том, что у него на тот момент не осталось передних зубов, а усы позволяли скрыть этот недостаток.

-4

Дестрем рассчитывал, что после такого заявления последует его перевод из инженеров в другое ведомство. Но граф Клейнмихель доложил все Николаю Павловичу. Тот подумал и решил, что опытными инженерами в чине генерал-лейтенанта не разбрасываются, особенно, когда «чугунка» от Петербурга до Москвы строится. Поэтому 2 сентября 1848 года последовал приказ графа Клейнмихеля:

«Государь император Высочайше повелеть соизволил: Генералам, Штаб и Обер-офицерам Корпуса Инженеров Путей Сообщения и Строительного отряда, и нижним чинам сего ведомства, носить усы».
-5

Соизволил государь отличить, так сказать, за верную службу.

На самом деле, конечно, такое решение Николай I принял, чтобы пойти навстречу Дестрему. Но чтобы никто из инженеров в мундире от других не выделялся, а все оставалось благообразно и единообразно, всем приказали обзавестись усами.

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.