Найти в Дзене
Россия, Армия и Флот

Феодосия... 18

Первую остановку запланировали на заправке при въезде в город Джанкой. Гагик вытащил огромный китайский термос, пластиковые кружки и поделился с попутчиками фирменным кофе. (часть 1 - https://dzen.ru/a/Z0RhS9-slmUMz9Fy) У охраны виднелся точно такой же термостойкий сосуд. Имам с племянником стояли отдельно у английского джипа и наслаждались мелкими глотками крепчайшего напитка, разглядывая старую заправочную станцию, в зарешеченное окошко которой вначале заглянул капитан милиции. Видимо, поинтересовался качеством бензина. Вокруг степь, глазу не за что зацепиться. Мустафа, сделав очередной глоток и впервые за день называя родственника по имени, спросил: – Ильдар, приходилось ездить с автоматической коробкой передач? Племянник допил последним глотком кружку и кивнул: – В Берлине сербы мне давали покататься на Джипе с автоматом. Даже на автобан выезжал. – Тогда заменишь меня до Мелитополя. Посплю пару часов. – А если гаишники? У меня даже прав нет. – А для чего мы взяли с собой целого кап
Сумы...
Сумы...

Первую остановку запланировали на заправке при въезде в город Джанкой. Гагик вытащил огромный китайский термос, пластиковые кружки и поделился с попутчиками фирменным кофе.

(часть 1 - https://dzen.ru/a/Z0RhS9-slmUMz9Fy)

У охраны виднелся точно такой же термостойкий сосуд. Имам с племянником стояли отдельно у английского джипа и наслаждались мелкими глотками крепчайшего напитка, разглядывая старую заправочную станцию, в зарешеченное окошко которой вначале заглянул капитан милиции. Видимо, поинтересовался качеством бензина. Вокруг степь, глазу не за что зацепиться.

Мустафа, сделав очередной глоток и впервые за день называя родственника по имени, спросил:

– Ильдар, приходилось ездить с автоматической коробкой передач?

Племянник допил последним глотком кружку и кивнул:

– В Берлине сербы мне давали покататься на Джипе с автоматом. Даже на автобан выезжал.

– Тогда заменишь меня до Мелитополя. Посплю пару часов.

– А если гаишники? У меня даже прав нет.

– А для чего мы взяли с собой целого капитана милиции? – Дядя хитро взглянул на парня и добавил: – Мента зовут Паша и он зять Гагика. Женат на старшей дочери…

Пассажир вдруг вспомнил, что за весь путь по полуострову их ни разу не тормознул наряд ГАИ, что в принципе было невозможно. Значит, главный армянин не только продумал маршрут, но и вместе с родственником позаботился о засадах автоинспекторов.

И, похоже, их ожидает «зеленая полоса» не только на территории Крыма, но и по дорогам Украины. Недаром, капитан милиции в форме и с фуражкой в руках сидит на переднем пассажирском месте Ленд Крузера.

Кавалькада из трёх машин проехала по окраине небольшого поселения по улице Московской, в конце которой указатель сообщил, что до Мелитополя осталось 159 километров.

Джанкой – маленький город, название которого переводится как «милая деревня», вполне соответствующее размеренной и неспешной жизни «сухопутных ворот Крыма». Новый водитель быстро привык к автомобилю с понятной и простой эргономикой управления.

Всё удобно, всё под рукой, под капотом мощный двигатель. Впереди практически прямая дорога до следующей точки отдыха. И всё же, для себя Тимур выбрал бы Джип Гранд Чероки…

Вечером на постой встали у земляков Гагика в небольшой гостинице в центре Харькова. Приезжать на место поздно ночью не было никакого смысла, так как подполковник Богданов договорился о встрече с украинским коллегой в Сумах ровно в десять утра...

Ещё во время учёбы курсант Джон, изучая фотографии города Сумы, обратил внимание на особую архитектуру местных улиц. Возникает ощущение, что находишься не в городе Восточной Украины, примыкающей к России, а гуляешь по западным улицам Львова или Тернополя.

Чистый, уютный город, несмотря на стремительное ухудшение уровня жизни, которое сегодня легко просматривается вдоль дорог. Народ Украины нищал вместе с остальными нациями бывшего Советского Союза…

Около десяти часов утра остановились у здания районной милиции, Ильдар Ахметов вместе с капитаном милиции по имени Павел зашли в дежурную часть, откуда их сразу направили в кабинет следователя.

Короткое заявление от виновника встречи, блиц-допрос выжившего с указанием предполагаемого места погребения второго потерпевшего, и вот УАЗ, который все называли «санитаркой», выдвинулся по Харьковской улице в обратную сторону. Вслед медленно потянулся кортеж в том же порядке: Ленд Крузер, Ленд Дровер без переднего пассажира и Шестёра с охраной.

Гражданин Ахметов сидел в санитарке позади следователя, старшего лейтенанта милиции в шинели и шапке, объясняя на ходу дорогу водителю в сторону леса за селом со смешным названием Бездрик. Конец марта, температура в основном плюсовая, но с утра холодно.

У поворота вглубь леса на берегу небольшой речки милицейский УАЗ остановился, за ним встали остальные автомобили. Первым выпрыгнул Ильдар Ахметов, вдохнул свежий воздух, оглянулся, узнал приметную берёзу, выгнутую буквой «Г», и, уверенно хрустя мартовским снегом, пошёл в противоположную сторону к опушке.

Голые деревья и грязновато-белое полотно снега изменили картинку оставшихся в памяти фотографий места захоронения. Самому не найти... Где-то здесь должно находиться что-то инородное, оставленное Джабраилом. Ищи то, не знаю, что…

Яркое, полуденное солнце, отсвечивающее бликами на снегу, помогло военному разведчику. Глаз человека зацепился за солнечный зайчик, который привёл его к торчащей из снега открытой и опустошенной банке с советской ярко-синей этикеткой сгущенного молока. Свежая консервная банка и вокруг никаких следов.

Интересно, с какой точностью напарник смог закинуть инородный предмет к месту захоронения Саркиса Оганесяна? Молодой мужчина в кожаной куртке и джинсах оглянулся и с криком: «Здесь!» махнул рукой толпе, сгрудившейся у санитарки.

Первым выдвинулся отец погибшего, за ним племянники и парни из охраны с лопатами в руках. Непрочный мартовский снег сбивался под ногами в грязные комья и мешал идти по полю. Следом по тропе пошли следователь и эксперт с чемоданчиком в руке.

Тело Саркиса нашли быстро. Первым обнаружил ногу в ботинке один из охранников, выкидывая кусками промёрзшую землю из ямы глубиной с метр. Копали по очереди вместе с племянниками и Ильдаром.

Следователь поправил шапку с трезубцем, велел эксперту сфотографировать место преступления и приказал аккуратно извлечь останки потерпевшего. Благодаря морозной зиме тело сохранилось хорошо, о чём довольно сообщил эксперт-криминалист, вынимая набор инструментов.

Когда показалась голова бывшего прапорщика Западной группы войск, обляпанная глиной, отец не выдержал, спрыгнул в яму, опустился на колени и, обхватив тело, зарыдал.

В памяти военного разведчика возник кадр из видеофильма, снятый у ворот Соборной мечети Санкт-Петербурга. Эмоциональная память воскресила подлинные чувства молодого человека. В глазах, без всяких сценических методов переживаний, появились слёзы.

Ахметов подвинулся в яме, воткнул лопату, поднял голову вверх, встретился взглядом с дядей, стоящим на краю рядом с Гагиком, и протянул мужчинам обе руки. Оставшегося в живых прапорщика выдернули из общей могилы. Предводитель армянской общины прижал молодого татарина к груди, похлопал по спине, отстранился и сообщил, что в джипе у водителя есть коньяк. Ильдар выполнил свою задачу, спасибо, дальше без него…

Тело завернули в тент от Шестёры и погрузили в санитарку. Феодосийский капитан милиции коротко договорился с коллегами об ускорении необходимых следственных действий и процедур, вручив каждому для старта по бутылке коньяка «Арарат пять звёзд», который Джон успел попробовать и оценить качество напитка. В автомобиле Гагика оказался совсем другой коньяк в отличие от боксёрского зала стадиона Кристалл.

Ильдар Ахметов перед тем, как выехать с места гибели однополчанина, был удостоен рукопожатия каждого армянина и долго стоял, обнявшись с отцом Саркиса. Молодой мужчина успокоился, умылся из реки и начал просчитывать дальнейший ход действий.

Скупые мужские слёзы, отличный коньяк, крепкий кофе и ледяная вода выполнили своё предназначение. Военный разведчик справился с минутной человеческой слабостью и вернулся в образ…

Пассажир с переднего сиденья Ленд Ровер Дискавери занял своё место и, рассматривая улицы за окном автомобиля, отстранено молчал. Водитель ничего не спрашивал, задние пассажиры тихо переговаривались между собой на родном языке.

Справа по широкой улице показался огромный храм, напоминающий синими куполами Измайловский собор в Питере.

Мустафа заметил взгляд племянника, устремленный вверх, и сказал:

– Троицкий храм.

– Красивый…, – прокомментировал родственник.

– Бывал в Ленинграде?

– Ни разу не был. – Ильдар удивленно повернул голову в сторону водителя. К чему вопрос?

– Храм строили пятнадцать лет и скопировали архитектуру с трёх питерских соборов: Исакиевского, Троицкого и Измайловского, – объяснил знаток молитвенных сооружений и спокойно добавил: – Я был в Санкт-Петербурге пару раз, однажды читал пятничную молитву в Соборной мечети вместе с главным имамом Равилем.

Пассажир молча кивнул и, размышляя над вечной темой о тесноте мира, задал наводящий вопрос, как учили в Военно-дипломатической академии:

– В гости к питерскому имаму летал?

– Был в составе турецкой делегации мусульман в 1990 году. Через год сам съездил из Крыма через Москву.

В это время Тимур Кантемиров тушил пожары в Медвежьем Стане и в принципе не мог столкнуться с будущим имам Феодосии. Но, всё же, как тесен мир! Ильдар Ахметов вернулся к суровым реалиям за лобовым стеклом внедорожника, предложив заранее обдуманный маршрут:

– Дядя, давай вначале заедем к однокурснику, затем вместе с ним сгоняем в общагу, а потом вернёмся в ментовку?

– Как скажешь, племяш. Дорогу найдём?

– В городе всё осталось по-прежнему. Ничего нового, вот только народу на улицах стало больше…

– Безработица, – объяснил старший родственник, выискивая по указателям нужную улицу.

Остановились у пятиэтажки из белого кирпича, вытянутой в длину и с широким двором, засаженным деревьями. Ильдар сообщил, что перед поездкой звонил в Сумы, но так и не дождался ответа. Может, телефон отключили? Молодой человек сам вызвался сбегать в квартиру и привести Романа.

После похода в лес и часового стояния на улице дяде не хотелось лишний раз выходить из тёплого салона. Да и после сцены со слезами на глазах по погибшему однополчанину встреча с сокурсником не имела никакого значения. И так всё понятно.

Ну, не может посторонний человек, кем бы он не был, указать точное место захоронения своего друга спустя четыре месяца и за тысячу километров от родных мест. Он же не колдун?

Мустафа с удивлением наблюдал сквозь лобовое стекло, как племянник вышел из дома с расстроенным лицом, заметным даже сквозь бороду. Ильдар не стал возвращаться к машине, а пошел в сторону группы пожилых женщин, сгрудившихся у соседнего подъезда.

У любого дома бывшего СССР, будь то на Украине, в Крыму или в России, всегда найдётся постоянная ячейка женского общества, члены которой знают о жильцах своего дома всё и всегда. Когда через пять минут пассажир с задумчивым лицом вернулся в салон автомобиля, водитель завёл двигатель и спросил:

– Твоего Романа случайно не убили?

– Нет. Выехал вместе с семьёй в Москву.

– С чего вдруг?

– Сам не пойму… – Ильдар повернул голову в сторону водителя. – Отец – еврей, мать – русская. Раньше об отъезде ничего не говорили.

– Сейчас многие евреи покидают Украину. Но в основном в Телявив.

– Роман наверняка звонил в Москве, а я в это время сидел в спецприёмнике.

– Жаль… – Водитель остановил Ленд Ровер перед выездом на шоссе. – Ладно, показывай дорогу до общежития.

Справку о месте последнего проживания получили на удивление быстро. Комендант, дама в возрасте, оказалась на месте и смотрела по телевизору, установленному в углу кабинета, передачу на русском языке о проблемах крупнейшего завода в области «Сумское НПО им. Фрунзе» (акционерное общество «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение имени М. В. Фрунзе) из-за резкого сокращения заказов из соседней страны.

Местный телеканал винил во всём, разумеется, «клятых москалей», намеренно разрушающие экономику города и области. Комендант интеллигентно выругалась в адрес диктора вместе с новой властью, уточнила цель визита и годы проживания, попросила подождать в фойе и вышла вместе с посетителями.

Вернувшись назад с толстым журналом, нашла нужную фамилию, и бывший студент техникума советской торговли получил справку с синим штампом о временном проживании в стенах общежития. Никакой бюрократии…» Роман Тагиров (продолжение - https://dzen.ru/a/Z2L6YzhYOWxIwAqW)

P.S. Напомню, что всего в данной версии в ЭЛЕКТРОННОМ формате PDF вышло 14 книг: 5 – о службе в ГСВГ и 9 – приключения главного героя после службы. Предлагаю желающим купить все книги разом (14 штук) за 1000 руб.

Деньги скинете мне на карту, а я отправлю книги с обложками в нескольких письмах. Так быстрее и лучше доходят, выслал многим камрадам. Кому интересно, пишите мне на tagitus@yandex.ru

Или можно приобрести по одной штуке на платформе "Цифровая витрина". Находим по автору – Роман Тагиров. Первые пять по 99 руб. за штуку, остальные – по 149руб. (они больше по объему): https://www.cibum.ru/book/my

Сумы, Троицкий храм...
Сумы, Троицкий храм...