ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. ШТИГЛИЦА
МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Исчезающая красота
Мы знаем имена классиков архитектуры и великих мастеров живописи и не проходим мимо созданных ими мировых шедевров. Эта красота вечная и бессмертная. А есть ещё красота исчезающая. Мы с трепетом берём в руку чашку из тончайшего фарфора, уютно устраиваемся на комфортном диване, откидываем затейливую штору на окне и млеем в ванной комнате, стены которой напоминают нам о ласковом море. Мы окружаем себя предметами быта, радующими взор и ласкающими тело, но вскоре забываем о них, безжалостно избавляясь или убирая в дальний угол. И, шагая в ногу со временем, приобретаем новые вещи – стильные, модные, красивые! А потом снова о них забываем. Вот такая исчезающая красота получается. И мы даже не задумываемся о тех, кто её творит. Мастера прикладного искусства – работники невидимого фронта! Но эти безымянные мастера делают нашу повседневную жизнь красивой. Хотите поближе познакомиться с миром прикладного искусства? Тогда отправляйтесь в музей. К сожалению, даже не все жители Санкт-Петербурга знают о нём! Давайте не пройдём мимо исчезающей красоты…
Здание Музея прикладного искусства примыкает к зданию Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии имени Штиглица. Его не видно с набережной Фонтанки, своим главным фасадом оно обращено к Соляному переулку, а с юга его закрывает старинная церковь святого Пантелеймона. Огромное здание, похожее на дворец, словно прячется от взгляда прохожих, не смея демонстрировать себя, оставаясь в тени истории – рядом Летний сад, Михайловский замок, одна из первых петербургских церквей.
Этот огромный дворец, словно ускользающая реальность, познать которую оставляешь на потом, проходя мимо. Но, оказавшись однажды перед главным фасадом, замираешь в изумлении! Его не охватить взглядом. Огромный стеклянный купол усиливает впечатление. Дворец-мечта, дворец-фантазия, дворец-воспоминание о некогда увиденном в дальних странах или привидевшимся в грёзах так не похож на другие петербургские постройки! Этот храм искусства был возведён для тех, кто создаёт красоту.
Создание Училища
Спустя почти 100 лет после строительства на Неве Академии трёх знатнейших искусств в Петербурге появилось Центральное Училище технического рисования. Его создание было продиктовано временем. В Императорской Академии готовили художников в высоком понимании, здесь же выпускали художников-ремесленников, мастеров декоративно-прикладного искусства, делающих нашу жизнь в быту яркой и красивой.
Инициатива шла снизу, как и во при создании Академии художеств. Крупный промышленник, барон Александр Штиглиц (1814-1884), спонсирующий создание железных дорог, решил внести вклад в процесс создания искусства и основал Училище. Императору Александру 2 оставалось лишь издать указ о его создании. Огромная сумма в 7 миллионов рублей была выделена Штиглицем на строительство и содержание Училища.
Основное здание было построено в 1879-1881 годах (арх. А.И.Кракау, Р. А. Гедике). С первых дней процессом создания Училища руководил зять Штиглица Александр Половцов (1832-1909), видный государственный деятель, предприниматель, большой любитель и знаток искусства. Он же возглавил Совет училища. К строительству Половцов привлёк архитектора Максимилиана Месмахера (1842-1906), мастерство которого успел оценить. Он оформлял интерьеры в особняке Половцова на Большой Морской улице, который сегодня широко известен как Дом Архитекторов.
Максимилиан Месмахер был сыном каретного мастера, закончил Петербургскую Академию художеств с Большой золотой медалью, как «пенсионер» Академии, получив пенсион на продолжение обучения, отправился в путешествие по Европе. Вернувшись в Россию, начал заниматься индивидуальными проектами и принимать государственные заказы. По протекции Половцова Месмахер был назначен директором Технического училища рисования. Человек с горящими глазами принял это назначение как подарок судьбы и отдал училищу всего себя без остатка. Он вдохнул в стены жизнь, сам решал текущие проблемы, преподавал, вникал в процесс обучения и нужды студентов. Жить, работать и творить рядом с такими личностями великое счастье! И ученики боготворили своего учителя. Они называли его Великим Максом и Духом Училища.
Здесь же, среди учениц он встретил свою Вареньку, будущую супругу. Она влюбилась в учителя с первого взгляда, а он поначалу разглядел в ней только талантливую студентку. Разница в возрасте и в статусе не давала даже повода думать о других отношениях. К тому же, Месмахер был столь стеснителен, что не имел опыта общения с дамами. Однажды он сказал брату, что никогда не решится сделать предложение даме сердца, а потому ему надо жениться на черкешенке, которые сами делают предложение мужчине. Варвара Андре (1865-1908) оказалась черкешенкой и предложила учителю стать его женой. Самые тёплые душевные и творческие отношения связали их на всю жизнь.
Создание Музея
Музей прикладного искусства при Училище был задуман сразу. Цель его была та же, что и у музея Академии – его экспонаты поддерживали учебный процесс, являясь объектами «насмотренности» у студентов. Первоначально музей находился в стенах Училища. Но коллекция произведений декоративно-прикладного искусства вскоре так разрослась, что было решено построить для Музея новое здание (1886-1896, арх. М.Месмахер). За это взялся сам Месмахер. Загоревшись идеей, он решил создать в Петербурге настоящий храм искусства! И это ему удалось!
Перед началом работ Месмахер отправляется в путешествие, цель которого – знакомство с устройством подобных музеев в Европе. Свои впечатления от приобщения к мировой архитектуре он воплотил в новой постройке. По возвращении он оформляет 32 зала Музея, используя элементы античности и готики, византийского и романского стилей, ренессанса и барокко. Эти залы напоминают итальянские палаццо, немецкие замки и средневековые храмы. Один из залов Месмахер оформил в русском стиле и назвал его Теремок!
Главный Выставочный зал Музея создавался для проведения выставок работ учащихся и преподавателей Училища. До революции здесь прошло несколько блистательных тематических выставок, явившихся значимой вехой в культурной жизни столицы. Это был самый большой и самый эффектный выставочный зал в Петербурге. Он напоминал двор итальянского палаццо, по периметру окруженный двухъярусной колоннадой. Высокая лестница, изогнув полукругом два крыла, величаво спускается вниз. Огромный стеклянный купол возвышается над залом. Днём в ясную погоду синее небо и яркое солнце заполняют всё пространство над головой, а наступающая ночь задёргивает его звёздным бархатным пологом. Первоначально купол был двойным, витражным изнутри, а под наружным куполом размещалась оранжерея. Изумительный красоты зал стал кульминацией, апофеозом всех залов Музея!
Коллекцию для Музея собирал Половцов на деньги барона Штиглица, путешествуя по Европе. Было потрачено целое состояние! Лучшие образцы западноевропейского прикладного искусства заняли место в роскошных залах. К моменту открытия Музея в нём было представлено около 15 тысяч произведений искусства разных жанров. С первых дней он напоминал ларец для хранения драгоценностей, наполненный сокровищами, и приводил в восторг посетителей.
Судьба Музея в 20 веке
Судьба Музея оказалась непростой. Сначала на почве конфликта с Половцовым Училище покинул Месмахер. После смерти Штиглица Половцов по завещанию тестя принял на себя опеку над учебным заведением, которое существовало на проценты с оставленного Штиглицем неприкосновенного капитала. Половцов настаивал перевести его в акции, но Месмахер был категорически против. Однажды Половцов обратился к Совету учебного заведения с просьбой выделить ему из завещанного училищу капитала некоторую сумму. Он собирался вскоре вернуть деньги, вложив их в выгодное дело. Когда Совет вынес положительное решение о выделении Половцову денег, Месмахер был возмущён, подал заявление об отставке и ушёл с поста директора. Узнав об этом, студенты со слезами на глазах вынесли на руках растроганного учителя из Училища.
Потеряв «дело всей жизни», Месмахер не мог оставаться в Петербурге. Он уехал из России, поселился в Германии, где продолжил работать архитектором. Только глаза у него больше не горели. В 1906 году он ушёл из жизни. Варвара с детьми вернулась в Россию, но счастья на родине не нашла. Слишком тяжёлое наступало время. В 1918 году Варвара умерла, не узнав ни о дальнейших изменениях в стране, ни о репрессиях, которым подверглась её дочь, ни о судьбе созданного её мужем Училища. А налетевшие как вихрь революционные события вскоре изменили его сущность. Училище было закрыто, а его Музей стал филиалом Эрмитажа.
Начавшаяся Великая Отечественная война поставила под угрозу жизнь здания Музея. Когда во время блокады в его стеклянный купол попала бомба, всё задуманное его основателем и создателем разлетелось вдребезги. Казалось, навсегда. Долго ещё великолепный интерьер Большого Выставочного зала Музея пытался противостоять петербургской непогоде, обливаясь слезами под дождём и укрываясь снегами долгими зимами.
И всё же, после войны неожиданно наступила оттепель. Было принято решение восстановить бывшее Училище с целью подготовки в нём художников для промышленных предприятий СССР. И Училище возродилось с новым советским именем – именем Веры Мухиной, прославившейся монументальными советскими памятниками. Это по её проекту создан знаменитый монумент «Рабочий и колхозница». В советское время студенты любовно именовали старое Училище Мухой, а в конце 20 века Мухе вернули имя её основателя.
Сегодняшний Музей
Музей после войны начали реставрировать. После его второго открытия далеко не все экспонаты из богатой дореволюционной коллекции вернулись на свои места. Эрмитаж не отдал большую часть экспонатов. Поэтому музей начал вновь собирать коллекцию. Может она и не столь богата и ценна как прежде, но в 14 залах первого этажа, доступных для посетителей, можно увидеть очень разные, порой совершенно неожиданные, предметы. Некоторые из них возвращают в средневековье, другие раскрывают тайну голландских печей или представляют историю русского костюма. Предметы мебели, быта, церковная утварь, костюмы – всё это отражает суть прикладного искусства. Порой маленькую деталь изделия можно рассматривать бесконечно!
Предметы старины соседствуют с предметами совсем недавней истории. И эта история вдруг завораживает. Рассматривая декор советской парикмахерской, выполненный выпускниками Мухи, вдруг понимаешь, как это было недавно и как с тех пор всё изменилось.
Переходя из зала в зал от предмета к предмету, от света к полумраку (залы то ли по-разному освещены, то ли это ощущение создает колорит росписей стен), чувство времени и пространства теряется. Каждый зал – новая эпоха, каждая вещь – новый мир. Безукоризненный декор состоит из бесконечно повторяющихся деталей. Или они не повторяются? Порой кажется, что их количество достигло той грани, на которой начинается пик совершенства! Добавь ещё одну деталь, и всё рухнет, погрузится в хаос беспорядка и безвкусицы!
К сожалению, сегодняшние одиночные посетители Музея лишены возможности попасть в Выставочный зал, который отдан Училищу. Однако Музей проводит экскурсии, во время которых можно увидеть этот огромный зал под световым куполом! Вот только не все горожане, а, тем более, гости Петербурга, знают о существовании этого удивительного музея! И если вы ещё здесь не были, поспешите окунуться в мир прекрасного в одном из удивительных зданий Петербурга. Пусть эта реальность перестанет быть ускользающей!
От автора.
Если Вам интересны мои заметки о музеях, их можно отыскать в подборке "Музеи" на канале "Виртуальные прогулки в историю:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!