Найти в Дзене

ПО МУЗЕЯМ! Академия художеств. Туда можно всем!

Где в Петербурге самые точные копии античных статуй? Где замыслы великих зодчих, воплощённые их собственными руками? Где можно увидеть, каким мог бы быть Исаакиевский собор, если бы Екатерина 2 поцарствовала ещё лет десяток? Где, не выезжая из горда, посмотреть, как выглядят лоджии Рафаэля? Где прародитель семейства сторожевых львов, взявшихся охранять наш город? Где музы продолжают кружить вот уже почти 3 столетия? Чем больше вопросов, тем очевиднее становится ответ – в Академии художеств! Приехавшие строить в России город по европейскому образцу иностранные мастера с первых минут основания Петербурга стали создавать шедевры искусства. Их творения восхищали и вдохновляли тонко чувствующую красоту русскую натуру! Эти зарубежные архитекторы, художники и ваятели сделали своё дело – кинули семя на благодатную почву. Русская душа, вкусив плоды, затрепетала! Умельцев на Руси всегда хватало, но в любом деле им не доставало академических знаний. Их нужно было научить, направить по нужному ку
Оглавление
Здание Академии художеств на Университетской набережной в Петербурге /фото из личного архива, 2018/
Здание Академии художеств на Университетской набережной в Петербурге /фото из личного архива, 2018/

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Создание

Где в Петербурге самые точные копии античных статуй? Где замыслы великих зодчих, воплощённые их собственными руками? Где можно увидеть, каким мог бы быть Исаакиевский собор, если бы Екатерина 2 поцарствовала ещё лет десяток? Где, не выезжая из горда, посмотреть, как выглядят лоджии Рафаэля? Где прародитель семейства сторожевых львов, взявшихся охранять наш город? Где музы продолжают кружить вот уже почти 3 столетия? Чем больше вопросов, тем очевиднее становится ответ – в Академии художеств!

Приехавшие строить в России город по европейскому образцу иностранные мастера с первых минут основания Петербурга стали создавать шедевры искусства. Их творения восхищали и вдохновляли тонко чувствующую красоту русскую натуру! Эти зарубежные архитекторы, художники и ваятели сделали своё дело – кинули семя на благодатную почву. Русская душа, вкусив плоды, затрепетала! Умельцев на Руси всегда хватало, но в любом деле им не доставало академических знаний. Их нужно было научить, направить по нужному курсу. Конечно, Пётр 1 обязательно пришёл бы к этой идее, просто ему не хватило жизни. Ведь умирать он не собирался! Уже и Академию наук задумал. Дальше точно была бы Академия искусств, но – не сложилось. Прошла ещё почти четверть века, прежде чем в российской столице появилась Академия всех знатнейших искусств!

Идея её создания принадлежит Ивану Ивановичу Шувалову (1727-1797). Бескорыстный фаворит императрицы Елизаветы Петровны был большим ценителем прекрасного и сумел найти аргументы, чтобы уговорить Елизавету Петровну издать указ об основании Академии искусств (в 1757). Только Елизавета не сильно жаловала новое увлечение фаворита. И пришлось ему самому искать первых талантливых учеников и выписывать им из-за границы преподавателей. Казённых денежных средств на содержание Академии не хватало. Числилась она при Московском университете, созданном также при содействии Шувалова (в 1755), а разместилась в одном из зданий на территории собственного особняка Шувалова на Садовой улице в Петербурге.

Ну, а когда у власти встала Екатерина Великая, создание «Академии знатнейших художеств (живописи, графики и архитектуры)» она взяла в свои надёжные руки. Шувалова она, мягко говоря, «задвинула». Раньше это называлось «отправить поправить здоровье в Европу»! И теперь уже Академию императрица создавала как-бы сама. Благодаря ей, на берегу Невы на Васильевском острове появилось огромное роскошное здание (1764-1788, арх. А.Ф.Кокоринов. Ж-Б Валлен-Деламот).

По окончании строительства над входом установили копии античных статуй Геракла и Геры, а на куполе, венчающем здание, статую «Минерва, коронующая художества и науки». Эта богиня, покровительница изящных искусств, покинула их храм на рубеже 19-20 веков, исчезла после пожара. О ней уже позабыли, но в 21 веке к юбилею Петербурга Минерва вернулась на место, немало удивив наблюдательных горожан, гадающих – померещилась, или просто не замечалась?

"Минерва, коронующая художества и науки"  статуя на куполе Академии художеств /фото с сайта  tripster.ru/
"Минерва, коронующая художества и науки" статуя на куполе Академии художеств /фото с сайта tripster.ru/

Музей

А Шувалов вернулся из ссылки не с пустыми руками. Он собрал за границей огромную коллекцию произведений искусства и привёз их в дар Академии. Она имела огромное значение для обучения и оттачивания мастерства будущих творцов прекрасного. Ведь «насмотренность» позволяет развить вкус. При этом очень важно, на что смотреть, тем более, будущему художнику.

Все привезённые Шуваловым произведения искусств составили основу созданного при Академии художеств музея, старейшего художественного музея в России. Его коллекция постоянно пополнялась произведениями живописи и скульптуры. Немалую лепту в дело «формирования художника» внесли «пенсионеры». Так называли лучших выпускников Академии, которые закончили её с золотой медалью и получали из казны пенсион – содержание на совершенствование своего мастерства за границей. Их работы также попадали в музей. А парадные залы Академии со временем украсили копии фресок Рафаэля из Ватиканского дворца в Риме, выполненные пенсионерами Академии.

Рафаэлевский зал /фото с сайта  tripster.ru/
Рафаэлевский зал /фото с сайта tripster.ru/

После Октябрьской революции 1917 года музей утратил часть своей уникальной исторической коллекции. Множество наиболее ценных экспонатов было передана в Эрмитаж. Казавшиеся большевикам менее значимыми произведения под лозунгом «искусство в массы» отправились в «начинающие» народные музеи, открывающиеся по всей стране. И всё-таки этот старейший музей удалось сохранить, и сегодня он доступен не только для студентов, но и открыт для посетителей. Здесь можно узнать, как создавалось в России академическое искусство и где учились творить красоту. Здесь есть что посмотреть!

Основу коллекции составляют живописные полотна, как западноевропейские, так и работы выдающихся выпускников Академии. Здесь представлены все жанры, и гуляя по музею нередко можно встретить студентов, работающих над этюдом «на заданную тему». Здесь много исторических портретов, которые знакомят с известными политическими деятелями Российской империи, в том числе с теми, кто возглавлял Академию в разное время.

Слепки

Особое место в музее Академии художеств занимают гипсовые слепки. Их делали прямо с античных статуй, найденных в Европе при раскопках Древней Греции и Рима, и доставляли в Академию для организации учебного процесса. Первые 58 слепков прислал в Академию Шувалов, находясь в европейской «ссылке». В дальнейшем их заказывали специально. Изготовление слепков непосредственно с оригиналов практиковали до середины 19 века. Слепок точно передавал все тончайшие детали оригинала и пластическую особенность подлинника. Потом этот способ изготовления копий запретили, посчитав, что это варварство по отношению к античности, и с тех пор древние статуи стали копировать «на глаз», глядя на натуру. Слепки, конечно, не подлинники, но то, что их количество в мире тоже ограничено и уже невосполнимо, это придаёт их богатой коллекции в Академии художеств особую ценность. С первых лет и по сей день будущие художники и скульптуры получают азы академических знаний, рисуя и ваяя с натуры, не выходя из стен Академии.

Удивительное чувство охватывает, когда двигаешься между этих огромных фигур, узнавая «знакомых» и радуясь каждой новой встрече. Здесь Давид, Гера и Ника Самофракийская, Лаокоон, Дискобол и Молящийся мальчик, целый сонм Олимписких богов и целая армия римских воинов. В то же время не покидает ощущение, что находишься в библиотеке, где запылённые тома книг разных жанров одна за другой стоят на полке. Только здесь вместо книжек гигантские фигуры, потемневшие от времени, несоразмерно огромные для небольших помещений и неловко теснящиеся на музейных постаментах. Их прародители дышали ароматным южным воздухом, украшая гигантских размеров комплексы в Древней Греции и Риме, а они вынуждены скрываться в стенах здания в далёкой северной стране. Но всё это для того, чтобы античная красота могла продолжать многократно возрождаться в мраморе и бронзе и разлетаться по миру.

Макеты

Поднявшись на последний этаж музея, где раньше располагались жилые помещения студентов, полюбовавшись росписями стен, которые сделаны выпускниками Академии, снова впору удивляться. Ещё одна уникальная коллекция музея при Академии художеств связана с архитектурой. Петербург строился с первых дней по плану, а к середине 18 века была создана специальная Комиссия для руководства этим процессом. Как любая Комиссия, она устраивала конкурсы и рассматривала проекты. А потом решала – быть им или не быть. Только проектных институтов тогда не было, компьютерной графики тоже, а Комиссии хотелось увидеть будущий городской объект в 3D изображении. Вот и приходилось архитекторам сначала рисовать и чертить, а затем, вооружившись бумагой, картоном, деревом, ножницами и другими инструментами для кружка «Умелые руки», а также собрав команду из умельцев с такими руками, мастерить будущее здание в мельчайших деталях, чтобы от пытливого взгляда Комиссии ничего не ускользнуло. На эти мини-шедевры уходили годы. Не только годы города, дожидающегося появления нового здания, но и годы жизни архитектора. Взглянет потом Комиссия на макет и вынесет своё решение. А «3D игрушку куда»? Вроде выкинуть жалко, годы жизни ушли. Вот и стали в музей Академии отправлять. Теперь можно сходить и проверить – что планировали и что получилось.

Можно удивиться, увидев колокольню Смольного, которой нет и никогда не было рядом со Смольным собором. А можно поглядеть на Исаакиевский собор, каким бы он мог быть, если бы заготовленный для строительства собора мрамор император Павел не «увёл» на строительство своего Михайловскоо замка. И сравнить оба Исаакиевских собора можно, выбрав тот, что Вам больше по душе. И даже рассмотреть здание самой Академии в разрезе можно. А, посветив фонариком в окна, легко убедиться, что даже росписи стен присутствуют на макетах!

Не меньший интерес представляют размещённые на стенах гравюры. На них – Петербург 18 века, едва узнаваемый, а потому здесь можно надолго задержаться, погружаясь в историю и блуждая по такому знакомому незнакомому городу.

Обучение

Обучение делилось на 5 разрядов-ступеней. В каждом разряде учились по 3 года. Принимали в Академию мальчиков 5-6 лет. Приём осуществлялся каждые 3 года. Весь курс длился 15 лет. Воспитанники жили в Академии. Поскольку художника начинали «создавать» из ребёнка, его надо было не только учить, но и воспитывать. Свою педагогическую деятельность в Академии начинал личный секретарь Екатерины 2, главный воспитатель всего Петербурга, Иван Бецкой. Он был назначен Президентом Академии, вместо «поправляющего здоровье» Шувалова. Девочек воспитывали в Смольном институте, мальчиков – в Воспитательном училище при Академии.

В свои комнаты малыши поднимались по лестнице, стены которой украшали росписи и барельефы, в аллегорической форме представляющие основные виды искусств – живопись, скульптуру и архитектуру. Стена над входом была посвящена воспитанию. Поэтому каждый, взрослея, мог влюбиться в одну из аллегорий и посвятить себя служению ей.

Атмосфера

Выстоял в лихолетьях и музей. Однако по своему состоянию он, пожалуй, больше похож на провинциальный. Нет здесь лоска и блеска. Зато те, кто знает цену всему, что находится вокруг, относятся к нему с любовью. А любовь её невозможно не почувствовать! Это не лоск и не блеск. Это – атмосфера.

Войдя в здание Академии и поднявшись по широкой мраморной лестнице наверх, сразу попадаешь в парадный и торжественный Конференц-зал. В нём проходят заседания мужей от науки, защита дипломных работ студентов, а также концерты классической музыки для гармоничного развития обитателей Академии. Тяжёлый бархат на окнах круглого зала, массивные скамейки, портреты Президентов Академии с момента её основания на стенах, а выше - скульптурные изображения древнегреческих божеств. И, наконец, роскошный плафон - «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России». И все Олимпийские боги собрались вокруг квадриги Аполлона, покровителя искусств, и радуются величайшему событию!

Чтобы ощутить дух искусства Академии, после музея хорошо бы прогуляться по этажам, побродить по коридорам. В этих стенах всегда учили, и всегда выпускали в мир выдающихся мастеров трёх знатнейших искусств. Революция не остановила этот процесс. Сегодня здесь продолжает работать Академия художеств имени Ильи Репина. Будущие художники, скульпторы, архитекторы и искусствоведы получают здесь академические знания. К сожалению, ремонт в здание Академии давно не заглядывал. Средств, вероятно, на искусство не хватает, как и при Елизавете Петровне.Окрашенные стены без изысков, унылые лестничные переходы, юноши и девушки с выражением лица чего-то не сдавших студентов. Всё как в обычном ВУЗе. Только в руках у них огромные картонки с курсовиками, прячущие этюды, эскизы и картины. Местами можно встретить колоритные вещички, которые забыли убрать или которым в огромном здании просто не нашли места. Но, возможно, для таланта этот антураж не мешает творить прекрасное. И продолжают разлетаться по стране всё новые и новые талантливые мастера – выпускники Академии всех знатнейших искусств.

Для антуража! Где-то между этажами Академии /фото из личного архива, 2017/
Для антуража! Где-то между этажами Академии /фото из личного архива, 2017/

И если Вы ещё здесь не были, приобщитесь к миру прекрасного! Креативных современных площадок сегодня в городе много, Академия прекрасных искусств у нас одна на века!

От автора.

Если Вам интересны мои заметки о музеях, их можно отыскать в подборке "Музеи" на канале "Виртуальные прогулки в историю:

МУЗЕИ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!