Ее портреты писали Репин и Серов, Врубель и Коровин, а ближайшими друзьями были Николай Рерих, Александр Бенуа, Игорь Стравинский. Но не только благодаря этим фактам имя княгини Марии Тенишевой вошло в историю.
О ней сказано и много, и мало, но в основном все клишированными фразами о таланте, уме и благородстве, любви к родине и русскому народу. Доказательства ее вклада в развитие русской культуры на рубеже веков стремительно были затоптаны трагическими событиями того страшного времени. Имя ее, как и многих меценатов и филантропов излета Российской империи, не было вычеркнуто, но занесено пылью и презрением нового социалистического строя.
Посмотрим на жизнь и свершения этой интересной женщины, художницы, коллекционера, мецената, одной из первых русских феминисток, княгини Тенишевой, о ком с восхищением и интересом говорил весь художественный бомонд.
Сквозь тернии к звездам
Как дотошные психологи ищут истоки проблем в раннем детстве, так и мы позволим себе взглянуть на фигуру этой женщины в разрезе ее становления. Детство Марии, Мани, как ее называли дома, не было счастливым. Ее жизнь (вернее жизнь ее матери) была прикрыта ветхим фасадом благочестия. Девочка родилась в 1858 году вне официального брака. Отцом был Клавдий Пятковский, однако доподлинно и это неизвестно. Ходили слухи, будто подарить жизнь ребенку мог и сам император Александр III. Постоянные пересуды и насмешки окружали любознательное существо, совершенно не защищенное любовью матери, женщины, перед которой девочка сначала благоговела, но по мере взросления чувство это сменилось боязнью, а затем и вовсе презрением. Нежности и приятия не было и в помине. Такова была природа этой женщины. Она не любила своих детей совершенно, окружала себя льстивыми приживалками и благородных кровей ядовитыми старухами.
До первого замужества Маня считала своим отцом Морица фон Дезена, мужа матери. Правду о своем происхождении девушка узнала только накануне первого замужества. Родственники жениха неистовствовали, ведь им сосватали незаконнорожденную. Но дело замяли, свадьба состоялась. Отчим, хоть и не проявлял на людях особенной теплоты к Мане, поощрял ее тягу к знаниям, позволяя копаться в своей библиотеке, и, как мог, оберегал ее. Был он страшным подкаблучником, и делал все, на чем настаивала супруга. В такой неискренней и некомфортной обстановке прошло детство Марии. Ее лучшими друзьями были картины и куклы. Художников она особенно чтила, считая, что они лучше других людей, ведь способны видеть и писать красоту.
Семья жила сытой и довольной жизнью, им принадлежал дом на Арбате и имение, образование Мане обеспечивали домашнее, как и было принято в то время. Девочка обладала выдающимся слухом и голосом, но гувернантка, приставленная для занятий к ней, ненавидела ребенка всей душой и едва не сгубила в подопечной желание обучаться музыке. В конце 1860-х княгиня поступила в петербургскую частную гимназию Марии Петровны Спешневой, где обучение шло по программам мужских реальных училищ. Здесь, хоть и не сразу, нашли подход к этой неглупой и увлеченной девочке. Гимназическое образование пришлось ей по вкусу, а русская история и естественные предметы давались особенно легко. Однако по велению матери из гимназии ее однажды забрали, и унылая опостылевшая обстановка дома с нелюбимыми домочадцами пожирала ее нежное сердце.
Париж, Париж
Раннее, и на первый взгляд, выгодное замужество, хоть и обещало иллюзорную свободу, не было счастливым. Характерами и темпераментами молодые люди не совпали вовсе. Мария довольно быстро родила дочку, с которой в скорости уехала в Париж. Там она жила какой-то совсем другой жизнью, наполненной занятиями по вокалу, изучением иностранных языков, встречами с русскими художниками и артистами. Она завязала знакомства с Константином Маковским, Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном. Голос у Марии Тенишевой был необыкновенный, и она осмелилась записаться в вокальную школу Матильды Меркези.
Спустя время Мария вернулась в Россию, где муж забрал у нее дочь, и начались материальные проблемы. Помощь предложила любимая подруга Киту, Екатерина Светополк-Четвертинская, и молодые женщины вместе поселились в Смоленщине, в ее имении Талашкино. И, как это часто бывает с истинно русскими натурами, в этом простом и уединенном уголке, израненная душа нашла успокоение. В моменте, казалось бы, полной безысходности, случилось важное – знакомство с местом, которое позже сыграет такую важную роль в жизни Тенишевой. Задержалась она здесь ненадолго, в конце того же года Меркези пригласила продолжить обучение, но по возвращении, получив, наконец, официальный развод, снова обосновалась здесь.
Главный мужчина. Путь благотворительности
В 1892 году на видную, талантливую, красивую, стильную и образованную Марию обратил внимание князь Вячеслав Тенишев, успешный предприниматель. Состоятельный, активный и предприимчивый, он держался либерально-демократических взглядов, успешно руководил Брянским лесопрокатным заводом (ныне Брянский машиностроительный завод — БМЗ, одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России). Помимо основной работы он был этнографом и социологом, был автором научных изысканий. Очевидно, лишь столь незаурядный человек мог покорить сердце Марии Клавдиевны.
Именно он создал тепличные условия, в которых смогла развернуться истинная натура жены. Благодаря финансовой и моральной поддержке мужа Мария Тенишева проявила талант организатора, просветителя, художника, коллекционера, общественного деятеля. Переехав в Брянщину, женщина окунулась в пучину бурной деятельности: при заводе она открыла несколько начальных школ, ремесленное училище и построила здание под него, разработала программу и устав, уговорила учредителей выделить существенные средства под все эти перемены.
Под ее чутким руководством была создана общественная столовая с доступными ценами. В рабочем поселке построили скромные особняки для высшего инженерного персонала, а для остальных рабочих – доступные квартиры. Все здания были построены в стиле модерн, они до сих пор хорошо узнаваемы благодаря асимметричным композициям фасадов и фактурности декора.
Зимой супруги возвращались в Петербург. Их дом на Английской набережной становился центром притяжения всей культурной элиты. Сюда нередко заглядывали Михаил Врубель и Виктор Васнецов, Илья Репин и Петр Чайковский. В Петербурге княгиню закручивал вихрь совершенно другой жизни, светской. Просветительская миссия здесь носила иной характер, и не отпускала ее ни на минуту.
В своем доме Тенишева открыла школу-мастерскую под руководством Ильи Репина для художников, готовящихся к поступлению в Академию. В 1897 году организовала выставку произведений западноевропейского искусства. Экспонируемая коллекция сформировалась во время ее путешествий по Европе, и настолько потрясала своим богатством и глубиной, что многие коллекционеры изъявляли желание приобрести что-то для себя. Все предложения княгиня неизменно отклоняла: как истинному собирателю, ей было важно сохранить коллекцию в первозданной полноте и целостности. В 1898 году Александр Бенуа и Сергей Дягилев основали журнал «Мир искусства», одним из учредителей и спонсоров издания стала Мария Тенишева. Также при ее финансовой поддержке проходили первые выставки мирискуссников.
Продолжение следует