В «Великолепном веке» нам показали, что Селим с определенного времени был верен Нурбану. А что нам говорит история о его личной жизни в период управления санджаками и после вступления на престол?
Абсолютно точно известно, что в период правления государством он имел несколько сыновей от других женщин, помимо Нурбану. После восшествия Селима на трон Нурбану больше не рожала детей (ей было уже более 40 лет). Тем не менее, она осталась самой близкой женщиной для султана и получала высочайшее денежное содержание. Другие матери сыновей Селима даже не упоминаются по имени в официальных документах — их обозначали просто как «мать принца X».
Своё влияние Нурбану закрепила ещё в годы, когда Селим был шехзаде, управляя его гаремом в то время, как Хюррем оставалась в столице.
Принципы моногамии: противоречивые данные
Лесли Пирс в книге «Императорский гарем» утверждала, что Селим и Мустафа (в отличие от Баязида, имевшего большую семью) придерживались «репродуктивной моногамии» в годы, когда они были шехзаде. Однако в более поздней книге «Императрица Востока» она изменила свою точку зрения:
«Этот принц [Мустафа] не отличался плодовитостью, особенно в сравнении с его единокровным братом Селимом, у которого было три беременные наложницы вскоре после прибытия в Конью».
Позже она упоминает:
«Как Хюррем, так и Джихангир, без сомнения, были рады встретить трёх дочерей, родившихся у шехзаде в первый год его наместничества в Анатолии. Матерью одной из них была Нурбану, которая позже стала любимой наложницей Селима и матерью его первого сына, Мурада».
Материнство Нурбану: факты и догадки
Йылмаз Озтуна считает, что три дочери, приписываемые Нурбану — Эсмехан, Гевхерхан и Шах — были теми самыми детьми, рождёнными в первый год пребывания Селима в Конье, но Нурбану, по его мнению, была матерью только одной из них, Эсмехан. Также он считает, что Нурбану родила Мурада (это подтверждено) и, возможно, Фатьму.
Что касается Фатьмы, то Пирс оспаривает версию Улучая, утверждая:
«Мурад уехал в провинцию в 1558 году, близкие отношения с Нурбану прекратились в тот момент, а значит, Фатьма могла быть результатом новой связи Селима с другой наложницей. Это, вероятно, была случайная беременность, так как других детей между 1546 годом (рождение Мурада) и восшествием Селима на трон в 1566 году не было».
Свидетельства современников
Венецианские послы оставили немало записей о Нурбану и её роли при дворе:
Якопо Соранцо (1566):
«Хасеки... говорят, что её необычайно любит и уважает Его Величество за её большую красоту и исключительный ум».
Андреа Бадоаро (1573):
«Её называют хасеки, и она очень любима Его Величеством».
Марино Кавалли (1568):
Среди многих женщин, которыми владеет этот синьор, есть одна, которая действительно и должным образом является его женой, как Ла Росса была женой его отца... Согласно распространенным сведениям, она - корфиотская подданная вашего синьора, благородная венецианка, как подчеркивают некоторые. Она мудрая женщина и имеет от синьора единственного сына по имени Султан Мурат, которому сейчас двадцать один год»
Якопо Рагаццони также писал, что Селим женился на Нурбану и выделил ей приданое в 100000 дукатов.
Привилегированное положение
Нурбану получала гораздо большее содержание, чем матери других сыновей Селима: 1000 асперов в день против 40. Это подчёркивает её особое положение и статус её сына, который был явным наследником престола. Нурбану также была первой наложницей, похороненной в гробнице султана, который был её господином.
Другие интересные статьи о Нурбану и её дочках:
Чтобы не пропустить новые материалы, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал!