Её жизнь похожа на сказку, полную тайн и неожиданных поворотов. Девочка, взятая в плен, стала самой могущественной женщиной своего времени. Но кем она была до того, как попала в гарем? Тайна её происхождения будоражит умы не только историков, но и миллионы поклонников «Великолепного века».
Чаще всего её называют венецианкой, родившейся на острове Корфу в 1525 году. Родители, Виоланте Баффо и Николо Венье, принадлежали к знатным венецианским фамилиям, но не были женаты, девочка родилась незаконнорождённой. Её звали Сесилия Венье-Баффо. В сериале «Великолепный век» обыгрывается именно это версия.
Но есть и другие версии её происхождения: одни считают Нурбану черкешенкой, другие — еврейкой. Однако доказательств этим версиям нет. Сама Нурбану никогда не рассказывала о своём прошлом.
В то же время существуют венецианские записи, подтверждающие её связь с семьёй Венье. Говорят, что в конце 1550-х годов шехзаде Селим отправил послов в Венецию, чтобы найти её родственников. Они нашли одного из них, но тот так и не решился приехать в Стамбул.
Начало жизни в гареме
В 1537 году, во время осады Корфу, Сесилию захватили османы и отправили в Стамбул вместе с другими пленницами. Благодаря знатному происхождению и удивительной красоте её отправили в Старый дворец, где обучали девушек для гарема султана. Остальных пленниц продали на невольничьем рынке.
К тому времени Хюррем-султан уже была законной женой султана, хасеки-султан, которая управляла гаремом. Она уделяла особое внимание отбору и обучению новеньких девушек и евнухов, поэтому наверняка сама Хюррем или кто-то из её приближённых выбрала Нурбану в качестве наложницы для одного из своих сыновей после завершения её обучения.
Нурбану получила новое имя, когда попала в гарем. В некоторых источниках она упоминается как Афифе Нурбану. То есть сначала ей дали имя Афифе, а затем – Нурбану. Имя Афифе означает «целомудренная», «скромная», «праведная». Поскольку имена всегда давали в соответствии с какой-либо внешней особенностью или чертой характера, Нурбану в детстве была очень скромной девочкой. И это сделало её идеальной кандидатурой для того, чтобы Хюррем выбрала её в качестве наложницы для одного из своих сыновей. По возрасту она подходила в наложницы и для шехзаде Мехмеда, но по какой-то причине оказалась в гареме именно шехзаде Селима.
Свет шехзаде Селима
Точно неизвестно, когда Нурбану присоединилась к гарему Селима — в его первой провинции Конье или позже, в Манисе. Но уже тогда она стала для него самой любимой наложницей. У Селима не было воинственного характера, и его шансы на престол казались ничтожными. В этой угнетающей атмосфере Нурбану стала для него не просто рабыней, а его светом, утешением и опорой. Имя Нурбану, которое ей, вероятно, дал Селим, означает. «излучающая свет»
Первые дочери Селима — Шах и Гевхерхан — родились либо в Конье, либо уже в Манисе. Но кто был их матерью (или матерями) окутано тайной. Документально подтверждено лишь то, что Нурбану родила дочь Эсмехан в 1545 году и сына Мурада в 1546 году.
Теоретически Нурбану могла быть матерью всех четырёх детей — Шах, Гевхерхан, Эсмехан и Мурада, но это маловероятно, так как это означало бы, что она родила их всех за три года. Однако в «Великолепном веке» нам показывают именно такую версию. И что ее дочери были тройняшками, что не соответствует исторической действительности.
Рождение Мурада стало ключевым моментом в жизни Нурбану. Теперь она заботилась не только о Селиме, но и о будущем своего сына.
Один наследник — меньше риска
Селим и Нурбану прекрасно понимали, что шансы Селима на трон невелики. Вероятно, именно поэтому пара решила не заводить больше детей после рождения Мурада. Одного сына им казалось достаточно: если Селим станет султаном, у него будет наследник. Но если трон займёт кто-то другой, сыновья Селима рисковали быть казнёнными вместе с ним.
И действительно, до 1559 года Селим не становился отцом. Единственное исключение — дочь Фатьма. Её матерью точно была не Нурбану: в тот момент она жила с сыном в его провинции.
Фатьма стала «сюрпризом». Либо наложница смогла скрыть беременность, либо из-за отсутствия Нурбану контроль над гаремом ослаб. Ведь прерывание нежелательных беременностей в гаремах Османской империи было обычным делом, но эту беременность почему-то не прервали.
Жена султана
В 1566 году Селим стал султаном, и они вместе с Нурбану и всем гаремом переехали во дворец Топкапы. Нурбану бы радоваться, но были моменты, которые ее огорчали.
Селим всё глубже погружался в депрессию и алкоголизм из-за пережитых трагедий. И под давлением государственных деятелей он начал брать новых наложниц, так как единственным его наследником был Мурад и его новорождённый сын, а этого было недостаточно.
К тому времени у Нурбану закончился период фертильности, поэтому Селим был вынужден искать новых наложниц. Однако он не заводил с ними романтических отношений и следовал старому правилу: одна наложница — один сын. В итоге у Селима родилось еще шестеро сыновей, но ни одна из матерей шехзаде не получила особого статуса. Эти женщины получали по 40 аспер в день, а Нурбану — 1000 аспер. Кроме того, Селим неоднократно публично заявлял, что Мурад — его наследник, тем самым обеспечивая прочное положение своего первенца и обрекая других сыновей на смерть.
Селим, чтобы подчеркнуть, что для него существует только одна женщина, официально женился на Нурбану. В отчётах послов говорится, что брак был заключён в начале 1571 года, и сообщается, что Селим хотел этим браком показать, как сильно он любит Нурбану, и что его единственным законным наследником был их сын Мурад.
После заключения брака жалованье Нурбану выросло с 1000 аспер до 1100 аспер в день. Посол Рагаццони написал об этих событиях следующее: “Мураду (шехзаде) 22 года, он талантлив и хорошо образован, соблюдает свою религию, и поэтому его очень любят все. Его отец, великий синьор, вопреки обычаю османов, 6 месяцев назад, в знак своей любви , взял в законные жены мать [шехзаде], черкеску” и дал ей приданое в 110 000 дукатов, желая превзойти своего отца, который дал матери Селима приданое всего в 100 000 дукатов ". Рагаццони, вероятно, ошибался относительно происхождения Нурбану, да и с возрастом Мурада чуть напутал, но другая его информация была вполне точной.
Об особых отношениях Нурбану с Селимом также свидетельствует тот факт, что простая наложница не могла сидеть в присутствии султана или шехзаде, не могла свободно с ним разговаривать и не могла есть вместе с ним. Однако, согласно легендам, Нурбану регулярно обедала и беседовала с шехзаде Селимом в его санджаке. Он относился к Нурбану как к равноправному партнёру и спрашивал её мнение по политическим вопросам. Однако, поскольку во время правления Сулеймана никто особо не интересовался гаремом Селима, эта информация стала известна позже, потому, возможно, это преувеличение.
В декабре 1574 года султан Селим скончался. Нурбану первой узнала эту новость, а затем приказала всем держать язык за зубами. Она не сообщила о смерти султана никому, кроме Соколлу Мехмеда, великого визиря. Её целью было тайно доставить своего сына Мурада в Стамбул, прежде чем кто-либо воспользуется ситуацией, поэтому она тайно отправила к Мураду посланника и поместила тело Селима в лёд. Мурад прибыл в Стамбул 12 дней спустя и взошёл на престол.
И это ещё не вся история Нурбану-султан! В следующей статье я расскажу о ее жизни в качестве валиде, как она боролась за власть в гареме, защищала наследие своего сына Мурада и какие тайны окружали её смерть. Вас ждут редкие исторические факты, которые редко встречаются в книгах или сериалах.
Чтобы ничего не пропустить, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал "Загадки Великолепного века"!
О судьбе дочерей Нурбану читайте в статье по ссылке