Найти в Дзене
История и факты рока

Трещина в стене Pink Floyd — вытер ноги и вышвырнул из собственной группы. Конфликт между Уотерстом и Райтом

Студия на Британия Роу, конец 70-х. Пока техники возятся с многоканальными записями The Wall, я представляю ту сцену: Роджер Уотерс, уже почти единоличный диктатор Floyd, вызывает Рика Райта на "последний разговор". Знаете, такой разговор – когда оба понимают, чем всё закончится, но притворяются, что это обычная беседа. Райт – он ведь всегда был тихоней. Но стоило ему коснуться органа в начале "Echoes" – и зал переносился куда-то... в космос, не меньше. Теперь этот "космонавт" слушал ультиматум: или уходишь сам, или альбома не будет. Знаете, что самое дикое? В тот момент Pink Floyd были на вершине. "Тёмная сторона" разошёлся огромными тиражами, Animals в чартах. Казалось бы – играй, да радуйся... Но внутри группы всё давно накипело. Уотерс уже считал себя единственным управленцем, а остальных – своими служащими. Особенно бесил его Райт – слишком независимый, слишком... не такой. Я часто думаю: можно ли было избежать этого разрыва? Наверное, нет. Как в классической трагедии – все герои
Оглавление

Студия на Британия Роу, конец 70-х. Пока техники возятся с многоканальными записями The Wall, я представляю ту сцену: Роджер Уотерс, уже почти единоличный диктатор Floyd, вызывает Рика Райта на "последний разговор". Знаете, такой разговор – когда оба понимают, чем всё закончится, но притворяются, что это обычная беседа.

Роджер Уотерс и Ричард Райт. Конец 70-х.
Роджер Уотерс и Ричард Райт. Конец 70-х.

Райт – он ведь всегда был тихоней. Но стоило ему коснуться органа в начале "Echoes" – и зал переносился куда-то... в космос, не меньше.

Теперь этот "космонавт" слушал ультиматум: или уходишь сам, или альбома не будет.

Знаете, что самое дикое? В тот момент Pink Floyd были на вершине. "Тёмная сторона" разошёлся огромными тиражами, Animals в чартах. Казалось бы – играй, да радуйся... Но внутри группы всё давно накипело. Уотерс уже считал себя единственным управленцем, а остальных – своими служащими. Особенно бесил его Райт – слишком независимый, слишком... не такой.

Я часто думаю: можно ли было избежать этого разрыва? Наверное, нет. Как в классической трагедии – все герои правы по-своему, но само их существование рядом ведёт к катастрофе. Уотерс хотел абсолютного контроля над своим детищем. Райт просто хотел играть свою музыку – ту самую, которая сделала Pink Floyd великими.

Райт никогда не был шоуменом. В ранние годы Floyd, когда Сид Барретт превращал концерты в мистерии, Рик просто сидел за своим "Фарфизой", колдуя над звуком. Но именно его партии превращали безумные эксперименты группы в настоящее искусство. Он был как режиссёр в театре – вроде и не на сцене, а без него ничего не работает.

Он не играл мелодии – он создавал пространство. Когда надо было записать Great Gig in the Sky, он просто сел за рояль и начал... строить воздух.

Но вот что интересно – по мере того, как росла популярность группы, Райт всё больше отходил в тень. Уотерс, с его острыми текстами и концептуальными идеями, постепенно захватывал контроль. После Dark Side это стало особенно заметно. Райт все ещё создавал, но теперь уже строго по чертежам "главного архитектора".

-2

На Animals Райта почти не слышно. Альбом получился жёстким, злым – как сам Уотерс того времени. Помню, слушал его на виниле и думал: что-то не так. Будто из дома вынесли всю мебель, оставив только голые стены. А ведь именно Райт всегда отвечал за уют в звуковом доме Pink Floyd...

Трещина в стене

Знаете, что самое паршивое в больших ссорах? Что никогда не бывает одного момента – Бах! – и всё развалилось. Нет, это всегда долгая история. К моменту записи The Wall атмосфера в группе уже была как в плохом браке – все делают вид, что всё нормально, но в воздухе пахнет порохом.

Уотерс уже не разговаривал с Райтом напрямую – только через других. Классическая пассивная агрессия в духе "передайте вашему коллеге, что его партия звучит как г...".

The Wall должен был стать шедевром. Уотерс притащил в студию целый чемодан демо-записей – сырых, но уже с чётким видением. "Вот здесь нужен звук школьного звонка", "тут будет детский хор", "а здесь... нет, Рик, не так, совсем не так!". Знаете, как режиссер-деспот на съёмочной площадке – "я вижу свой фильм, вы все просто портите картинку".

А Райт... он просто не мог работать в такой обстановке. Он начал пропускать сессии, а когда приходил – будто сидел в своей скорлупе. Говорят, в какой-то момент он просто перестал предлагать идеи – зачем, если всё равно забракуют?

Последней каплей стала история с клавишной партией в Run Like Hell. Райт битый час пытался записать её так, как хотел Уотерс. "Нет, не то", "опять мимо", "да что ж такое!". В итоге Уотерс психанул, вызвал сессионного клавишника – тот сделал всё с первого дубля.

-3

Я иногда думаю – может, оно и к лучшему, что всё так вышло? The Wall – великий альбом, спору нет. Но это уже не та музыка, которую мы любили в ранних Floyd.

После ухода из Floyd Райт записал сольник – Wet Dream. Там были и фирменные клавишные пассажи, и пространственный звук – всё, что мы любили в классическом Floyd. Но... это как пытаться построить собор в одиночку. Можно быть гениальным архитектором, но без команды каменщиков выйдет в лучшем случае красивая часовня.

А Floyd тем временем записывали The Final Cut – по сути, сольный альбом Уотерса. Знаете, что самое забавное? Там не хватало ровно того, что было в избытке у Райта – воздуха.

Райт тогда совсем скис. Развод, проблемы с алкоголем – классический набор рок-музыканта в кризисе. Представляете, каково это – включить радио и услышать, как твоя бывшая группа собирает стадионы? А ты сидишь в своей квартирке в Кенте и думаешь – какого чёрта вообще происходит?

В 1985-м Уотерс сам хлопнул дверью. Гилмор взял бразды правления и первым делом позвонил старому другу.

Первые сессии для A Momentary Lapse of Reason были неловкими. Райт – формально всё ещё сессионный музыкант. Но постепенно что-то начало происходить. В треках типа Learning to Fly и Sorrow снова появился тот самый воздух – фирменная райтовская атмосфера.

На концертах его встречали овациями. В поздних работах Floyd клавишные звучат... мудрее, что ли. Меньше космических экспериментов, больше глубины.

Когда сегодня слушаю ранние записи Floyd, всегда прибавляю громкость на клавишных партиях. И каждый раз поражаюсь – как много "воздуха" может быть в музыке.

А какие у вас любимые клавишные партии Райта? Делитесь в комментариях – обсудим!