Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Парадоксы России: работы полно, но все хотят быть курьерами

Оглавление
Фото: Арина Розанова | коллаж ForPost
Фото: Арина Розанова | коллаж ForPost

На российском рынке труда назревает кризис: работники реального сектора экономики, требующего специфических навыков и подготовки, всё чаще находят себя в профессиях, где знания и умения уступают место физической выносливости или простому желанию работать.

В то время как токарь или учитель начальных классов получают скромные зарплаты, курьеры и сотрудники сферы услуг могут зарабатывать в разы больше. Это вызывает вопросы не только у специалистов, но и у самих граждан.

Алексей Захаров, руководитель сервиса SuperJob, в интервью изданию «Коммерсантъ» охарактеризовал ситуацию как "разбалансированную". Его позиция предельно ясна: такая структура рынка труда — результат системных ошибок в экономической политике.

Кто виноват: курьеры или система?

По мнению Захарова, корень проблемы кроется в неправильном регулировании.

Другими словами: не может в сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь, но у нас это возможно. Не может курьер зарабатывать в три-пять раз больше учителя, но это происходит.

Захаров обращает внимание на налоговые льготы для самозанятых, которые стали не только инструментом вывода из тени мелкого бизнеса, но и стимулом для крупных компаний оптимизировать затраты на труд.

Самозанятые, появившиеся в России с 2019 года, изначально предназначались для легализации доходов людей, работающих на себя: репетиторов, мастеров индустрии красоты, мелких подрядчиков. Налоговый режим оказался удобным для этих категорий: 4% от дохода при оказании услуг физическим лицам и 6% — при работе с юрлицами. Однако крупные работодатели стали использовать эту схему, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства. В итоге курьеры получают больше, а компании экономят, сокращая издержки.

Юрист Егор Фёдоров подчёркивает, что система самозанятости не достигла своей цели. Многие "гаражные мастера" либо не регистрируются, либо скрывают часть доходов. В то же время статус самозанятых стал "ширмой" для псевдозанятости в крупных компаниях.

Почему люди уходят в доставку

Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik
Фото: Арина Розанова | нейросеть Freepik

Разбалансировка рынка труда — не просто результат налоговых преференций. Основной мотив перехода работников в сферу услуг банален: деньги.

Если на низкоквалифицированных позициях платят больше, чем в традиционных профессиях, таких как преподавание или работа на заводе, неудивительно, что люди выбирают доставку или такси.

При этом низкая стоимость труда не стимулирует работодателей вкладываться в автоматизацию или инновации. Зачем инвестировать в роботов, если люди дешевле?

Как исправить ситуацию

Проблему разбалансировки рынка труда нельзя решать за счёт трудящихся. Это задача работодателей и государства. Экономисты видят два ключевых направления: модернизация производств и создание эффективных профсоюзов.

Доктор экономических наук Иосиф Дискин подчёркивает: государству нужно стимулировать производства, которые внедряют новые технологии и повышают производительность труда. Это создаст условия для появления конкурентоспособных предприятий, способных платить достойные зарплаты.

Михаил Беляев, кандидат экономических наук, считает, что активная роль профсоюзов может стать мощным стимулом для работодателей инвестировать в автоматизацию.

Рынок труда в России нуждается в реформе. Это не вопрос одного года или даже пяти. Но, если государство и бизнес продолжат игнорировать структурные проблемы, в выигрыше останутся лишь те, кто умеет адаптироваться. Остальные будут ждать у моря погоды.

Ставьте лайки, делитесь своим мнением и не забудьте подписаться!