У лесных ненцев на каждый недуг всегда находилось особенное средство: от обморожения и ожогов помогали мази на основе животного жира, а при головной боли ели морошку. Но иногда возникали заболевания, причины которых были непонятны. Тогда уповали на помощь шамана, отпугивающего приносящих болезни духов.
Как проходили обряды камлания
Шаманы обладали обширными знаниями в области физиологии и анатомии человека, изучали целебные свойства растений, а также применяли прижигания, массаж и психотерапию. Чаще всего использовали гипнотическое внушение для мобилизации защитных сил организма больного, укрепления его веры в выздоровление.
Сеансы камлания или общения шаманов с духами, как правило, проводились вечером у разведённого очага. Сопровождались они звуками бубна на протяжении нескольких часов. В этот момент шаманы входили в транс и через воздействие на психику больного помогали ему.
Для этой цели использовались ритуальные маски из различных материалов и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.
«От страха я закричал во весь голос: «Помогите!»
Один шаман-целитель из фактории Харампур излечивал больных необычным способом – он «высасывал» болезнь из тела через голову. Лесной ненец Ади Дёхалевич Пяк рассказал сотрудникам Губкинского музея освоения Севера об одном из таких сеансов, в котором лично принимал участие:
«Шаман выпил настойку из мухомора, взял колотушку и бубен в руки и начал тихо петь. Внезапно он прекратил песню и, взяв меня сзади, поставил на носки своих ног. Я почувствовал, как лезвие ножа ходит по моей груди. Когда я понял, что нож отступил, шаман свалился на постель. От страха я закричал во весь голос: «Помогите!» Мужики открыли полог чума. Перед нами предстал бившийся в судорогах шаман. Помощники подхватили и подняли его, подпрыгивая и кружась по солнцу с криками: «Хов, хов, хов!» После этого шаман взял мою голову двумя руками и вытянул ртом из темечка мою болезнь. Я почувствовал лёгкость в груди».
Не послушали взрослых и навлекли на себя болезнь
Одна лесная ненка тоже вспомнила историю из детства, связанную с шаманом. Будучи маленькими, она вместе с братом забралась на священную сопку. Делать это было строго запрещено, однако дети ослушались взрослых, за что поплатились своим здоровьем. К вечеру состояние брата и сестры ухудшилось. Когда мама стала расспрашивать о том, что могло послужить причиной, они признались. Услышав про сопку, она сразу же побежала за шаманом. Тот совершил обряд и велел привести оленя для жертвоприношения. Наутро детям стало лучше.
Ненцы были уверены, что болезни – наказание духов и покровителей за нарушение правил, запретов и ритуалов. Также они верили, что духи в качестве места своего пребывания избирали определённые деревья, которые назывались священными. Они, согласно преданиям, обладали способностью исцелять болезни.
В знак признательности за помощь лесные ненцы вешали на ветви священных деревьев кусочки яркой ткани или черепа животных, которых приносили в жертву. Стволы обматывали материей или шкурами. Вырубать такие деревья было крайне опасно. Считалось, что человек, осмелившийся сотворить подобное, навлекал на себя гнев духов, а это было чревато серьёзными проблемами, вплоть до смерти.
Источник: журнал «Наука из первых рук», №4(9), июль 2006 г., «Лесные ненцы. Традиционная медицина»
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше нового о Крайнем Севере!