На этом же «Архелоне» приключилось ещё несколько случаев.
Ловите очередной.
Возвращались мы из Риеки в Новороссийск. В Эгейском море задул ветерок, и капитан решил спрятаться за островком. Ну, дело обычное. Встали, пережидаем. А когда утихло стали сниматься, но не тут-то было. Зацепился якорь. Уж мы и так и сяк, никак, крепко сидит. Тогда капитан даёт команду боцману: «А хрен с ним, тяни, может, вырвем!». И полный назад. Боцман и рванул брашпилем на всю дурь. Ну, думаю, либо брашпиль сгорит, либо цепь порвётся. И точно – сглазил. Корпус затрясся от напруги, и даже немного дал дифферент на нос. Потом удар по корпусу и звук лопнувшей струны. Пароход аж подпрыгнул. Так и есть, цепь лопнула. Старая ведь, а точнее, развалился вертлюг на якоре. Жаль,конечно, но что поделаешь, бывает.
Только вот беда – через турецкие проливы нас без одного якоря не пропустят, тем более что промежуточная выгрузка в Стамбуле. Капитан - мужик бывалый в этих местах, и сразу взялся кому-то звонить. Потом позвонил хозяину и объяснил ситуацию, сказал, что есть вариант заменить якорь втихую, без официальных бумаг и не дорого. Хозяин поругался немного, но дал «добро». Я получил точку и проложил курс. Где-то на побережье Турции стоит маленький городок, он и на карте-то не обозначен, но там нас ждут. Ночью, как пираты, мы с погашенными ходовыми огнями вошли в бухту и встали на якорь. Не успел ещё якорь забрать грунт, как из темноты замигал фонарик. Капитан вышел на крыло мостика что-то крикнул в темноту по-турецки. Ему ответили. И началась работа.
В кромешной темноте южной ночи разглядеть что-либо было невозможно. Капитан, я и боцман помчались на бак. Боцман стравил цепь. Мы с капитаном светили фонариками за борт, и в тусклом свете фонарей я разглядел дряхлый ржавый понтон. На нём лежал такой же ржавый якорь, и суетились четыре турка. Как они до нас догребли? Я так и не понял. Ни мотора, ни вёсел на понтоне я не заметил. Но как бы там ни было, они подвели свой понтон под оборванную цепь и проворно стали цеплять «новый» якорь. Видно, эти ребята привыкли выполнять подобные работы, справились они быстро. Проверять качество их работы естественно никто не стал. Капитан сбросил на понтон рукавицу с деньгами. Там деньги пересчитали и отвалили от борта, растворившись во тьме. Мы быстро снялись с якоря и покинули бухту.
Утром мы уже брали лоцмана в Дарданеллах.
Интересно у них там устроено: если идёшь транзитом через проливы, то лоцмана брать не обязательно, а если по пути есть порт захода, то обязан взять лоцмана при входе в пролив.
А кто были те турки, где они так быстро раздобыли нужный якорь, и каким образом нашли нас в темноте? Это осталось загадкой. Капитан просто позвонил знакомому, а уж тот всё организовал.
И никакой бумажной возни!
Умеют же работать, когда надо!